Роль рыночной инфраструктуры в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование роли рыночной инфраструктуры в развитии национальной экономики.
Данной теме подчинены задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и особенности рыночной инфраструктуры.
2. Исследовать особенности институтов рыночного хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность и особенности рыночной инфраструктуры
1.1 Понятие инфраструктуры рынка…………………………………………..5
1.2 Элементы инфраструктуры рынка…………………………………………7
1.3 Функции инфраструктуры………………………………………………...11
2 Характеристика институтов рыночного хозяйства
2.1 Биржи, их виды. Особенности биржевой торговли……………………..13
2.2 Банки, их виды. Небанковские финансовые институты………………...21
2.3 Государственные институты: государственный бюджет,
казначейство, таможня, налоговая система……………………………………26
3 Особенности становления рыночной инфраструктуры в России…………..33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Роль рыночной инфраструктуры в национальной экономике.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Ипотечные банки - учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.[8]

Коммерческие банки - основное звено двухуровневой банковской системы.

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа - универсальные и специализированные банки.[9]

Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т.п.

Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или немногих видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее, прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других сферах становится необязательной.

К специализированным банкам относятся: инвестиционные банки, ипотечные банки, сберегательные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки.

Помимо банков существуют и другие кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, кредитные кооперативы и т.п. Огромные капиталы этих своеобразных “денежных бассейнов” тоже могут использоваться для кредитования и инвестирования производства.В их деятельности можно выделить одну или две основных операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру.

Инвестиционные компании занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Они привлекают капитал путем продажи собственных акций или за  счет  кредита коммерческих банков.

Сберегательные учреждения (взаимно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства.

Страховые компании, главная функция которых - страхование жизни, имущества и ответственности, превратились в настоящее время в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Основное внимание страховые общества сосредоточили на финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта и торговли.

Пенсионные  фонды, как и страховые компании, активно формируют страховой фонд экономики, который приобретает все большую роль в процессе расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя таким образом финансирование, как правило долгосрочное, экономики и государства.

Инвестиционные компании выполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Инвестиционные компании отличаются от сберегательных учреждений тем, что их сбережения изменяются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Повышение цены на акции, которыми владеет компания, приводит к росту курса ее собственных акций. Основной сферой приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций.

Лизинговые компании. Лизинг - форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества.

Лизинг - комплекс имущественных и экономических отношений, дающий физическим лицам и юридическим лицам всех форм собственности приобретать необходимое имущество, получив это имущество в свое пользование сразу позже совершения договора лизинга и производя расчеты в течение длительных сроков.

Лизинговые компании - организации, фирмы, осуществляющие лизинговые операции. Лизинговые фирмы могут быть специализированными и универсальными. Специализированные компании имеют дело с одним товаром или группой однородных товаров. Универсальные компании передают в аренду самые разнообразные объекты.

Кредитный союз – одна из самых привлекательных финансовых организаций для населения, составляющая некоммерческую альтернативу банкам.. Кредитный союз способствует эффективному сбережению личных денежных средств своих членов, получению займов из этих средств членами кредитного союза, а так же совместному использованию части сбережений в образовательных, жилищных, медицинских и иных программах социальной поддержки и социального развития своих членов.

Основная деятельность кредитных союзов, направленная на организацию социальной взаимопомощи и поддержки граждан не преследует цели извлечения прибыли. Деятельность кредитного союза состоит в организации финансовой взаимопомощи путем удовлетворения потребностей своих членов в услугах сбережения денежных средств и получения займов. Право на получение услуг кредитного союза имеют только его члены. Кредитные союзы поощряют сбережения граждан, устанавливая компенсационные выплаты (проценты) на сбережения и предоставляют из этих сбережений займы для своих членов. Компенсация за пользование займом (процент) является источником компенсационных выплат на сбережения. Доход, полученный от оказания услуг своим членам, не становится прибылью кредитного союза, а распределяется между его членами, пропорционально их сбережений. При организации кредитного союза важно, что люди знают друг друга и знают пределы, в которых каждый из них заслуживает доверия. Как правило, новыми членами кредитного союза становятся граждане, имеющие поручительства или рекомендации от своих знакомых - членов данного кредитного союза.

Кредитные союзы представляют собой небольшие некоммерческие объединения потребителей. Владельцами таких учреждений являются исключительно их члены. Обязательства кредитных союзов в основном формируются из чековых счетов (паев) и сберегательных счетов (паевых счетов). Свои средства кредитные союзы почти целиком вкладывают в краткосрочные потребительские ссуды, погашаемые в рассрочку. Кредитные союзы создаются потребителями, удовлетворяющими определенным общим требованиям, например служащими одной фирмы или членами одного профсоюза. Воспользоваться услугами союза, открыть в нем сберегательную книжку или получить ссуду, могут только его пайщики. Основное различие в принципах организации кредитного союза и других депозитных учреждений состоит в требовании взаимного поручительства его членов и в наличии ограничений, налагаемых на потребительские кредиты.

В современных условиях специализированные кредитно-финансовые институты заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке.

 

 

2.3 Государственные институты: государственный бюджет, казначейство, таможня, налоговая система

 

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нем определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:[10]

- Федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);

- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);

- бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст.215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Доходы государственного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.[11]

Доходы формируются за счет:[12]

- налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

- неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

- доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%.[13]

Расходы государственного бюджета - денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.[14]

Все расходы можно подразделить на следующие группы:[15]

- военные;

- экономические;

- на социальные цели;

- на внешнеполитическую деятельность;

- на содержание аппарата управления.

Казначейство - финансовый орган, занимающийся кассовым обеспечением исполнения бюджета.Первоначально казначейство как подразделение государевой службы, управлявшее казной. В дальнейшем функции казначейства изменялись. В одних странах казначействами называются министерства финансов (Великобритания, США), в других - подразделения министерства финансов, занимающееся непосредственно кассовым исполнением государственного бюджета (Россия).

Таможня - государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.

Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый набор функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов:

- участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику;

- обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

- обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;

- защищают экономические интересы Российской Федерации;

- применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

- взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

- участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;

- обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

- ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

- осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;

- ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации;

- ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

- содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

- содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

- осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

- осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

- обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

Информация о работе Роль рыночной инфраструктуры в экономике