Роль России вмировой экономике и торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.

Содержание

Введение

Глава 1. Основы регулирования мировой торговли

1.1 Основные понятия мировой торговли

1.2 Методы регулирования мировой торговли

1.3 Тенденции развития современной мировой торговли

Глава 2. Место России в мировой торговле

2.1 Экспортный потенциал РФ

2.2 Импортный потенциал РФ

Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ

3.1 Необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации

3.2 Перспективы развития мировой торговой политики России на современном этапе

Заключение

Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономике.docx

— 86.52 Кб (Скачать)

Удельный вес продовольственных  товаров и сырья для их производства в товарной структуре импорта  из стран СНГ в 2010 году составил 17,3% (в 2009 году – 18,7%), топливно-энергетических товаров – 10,5% (10,7%), продукции химической промышленности – 8,7% (10,1%), металлов и  изделий из них – остался на уровне прошлого года.

Рост стоимостных объемов импорта  из стран СНГ по сравнению с 2009 годом наблюдался по всем укрупненным  позициям товарной номенклатуры. Увеличение стоимостного объема ввоза вызвано, в основном, ростом импорта (физических объемов) черных металлов и изделий из них – на 25,0 %, сыров и творога – на 4,9 %, масла растительного – в 2,7 раза, продуктов содержащих какао – на 21,3 %, нефтепродуктов – в 2,4 раза, удобрений – в 3,0 раза, пластмассы и изделий из нее – на 49,6 %, лаков и красок – на 20,9 % [18]

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ

 

3.1 Необходимость выработки  новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности в России осуществляется, основываясь на следующих принципах:

-количественные ограничения экспорта  и импорта отсутствуют, за исключением  особых случаев, когда это необходимо  для обеспечения национальных  интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;

- ввозимые на территорию РФ  товары должны соответствовать  техническим, фармакологическим,  санитарным, ветеринарным, фитосанитарным  и экологическим стандартам и  требованиям, установленным в РФ;

- в целях защиты национальных  интересов РФ при осуществлении  внешнеторговой деятельности в  отношении вооружений, военной техники  и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных  обязательств по нераспространению  оружия массового уничтожения  и иных наиболее опасных видов  оружия и технологии их создания  в стране действует система  экспортного контроля;

- на отдельные виды товаров  на экспорт и (или) импорт  устанавливается государственная монополия;

- особыми режимами осуществления  отдельных видов внешнеторговой  деятельности являются приграничная  торговля и свободная экономическая зона;

- соблюдается равенство участников  внешнеэкономической деятельности  и осуществляется их защита государством [1, ст.8].

Среди проблем, стоящих перед РФ в области внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:

- неблагоприятная позиция РФ  в международном разделении труда.  Как видно из структуры российского  экспорта в приложении 2, удельную  долю российского экспорта составляют  минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию  к увеличению. Это негативное  явление, так как цены на  подобные товары склонны к  резким колебаниям вследствие  резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке.

В то же время в структуре импорта, как видно в приложении 3, преобладают  продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция  химической промышленности, каучук, а  также машины, оборудование и транспортные средства. То есть, существует тенденция  к повышению импорта данного вида продукции.

Положительную динамику можно отследить  лишь в сокращении доли импорта продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что  Россия стала в большей степени  самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении  их количество выросло, поэтому возможно, что сокращение доли в импорте  объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса.

Вступление РФ в ВТО, является одной  из наиболее остро стоящих проблем. С одной стороны, РФ до сих пор  не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает  подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь  выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации  также не столь однозначны [14, стр.18].

На основании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической  деятельности РФ. Необходимо диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции.

Определённые шаги в этом направлении  делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построить  более доверительные отношения  с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля.

Не существует однозначного ответа на то, как этого достичь, для этого  необходим широкий комплекс мер. При этом экономические интересы должны как можно в меньшей  степени ущемляться ради политических [13, стр.164].

 

3.2 Перспективы развития  мировой торговой политики России  на современном этапе

 

Перед Россией уже не первый год  стоит задача вступления во Всемирную  торговую организацию. С этим имелись  некоторые трудности. Россия испытывала и продолжает испытывать дискриминацию  в торговых отношениях и не может  в полной мере использовать преимущества МРТ.

Переговорный процесс за несколько  лет значительно продвинулся  вперед. Решились многие спорные экономические вопросы.

Главным фактором при вступлении России в ВТО является изменение режима торговли, это означает, что Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для иностранных товаров  и услуг, что поставит отечественных  производительней в тяжелое положение. России придется снизить уровень  тарифов на импорт продукции с 14-17% в настоящее время до уровня 4-6% стран-членов ВТО. Но в целом российская экономика только выиграет, открывая свой рынок для иностранных товаров  и получая доступ на рынки стран  ВТО. Исследования Всемирного банка  показали, что через несколько  лет после присоединения российская экономика будет получать дополнительно  по 19 млрд. долл. в год [16, стр.349].

 

Но от вступления РФ будет иметь  и преимущества, связанные с тем, что такие организации как  ГАТТ и другие соглашения, интегрированные  в ВТО, имеют общее правовое пространство. Они являются многосторонними торговыми договорами. Поэтому это даст России шанс решать проблемы многостороннего торгового сотрудничества наряду с остальными членами ВТО.

Также Россия сможет пользоваться механизмом защиты внешнеторговых интересов в  улаживании различных конфликтных  ситуаций. К примеру, частые антидемпинговые  процедуры стран-импортеров российской продукции являются препятствиями  на пути экспорта нашей страны. По оценкам, ежегодный ущерб России от дискриминационной политики развитых стран составляет 2 млрд. долл. И такой экономической политикой в виде применения ограничительных мер в отношении российских товаров применяют 19 стран (Австралия, Аргентина, Белоруссия, Болгария, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, Республика Корея, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, ЮАР), а также страны ЕС-25 как единый таможенный союз. Равноправие на рынке товаров усилит позиции России на международных рынках капиталов. И конкурентная среда станет более прозрачной.

По сути, вступление в ВТО –  это процесс реального внедрения  полновесных рыночных принципов  в национальную экономику и ее мирохозяйственные связи, оптимизация  национальных интересов и традиций с общемировыми тенденциями. Невозможно занять место в мировой экономике и быть вне ВТО.

Членство России в ВТО ставит 2 основные проблемы перед федеральным  правительством. Одна из них – источники  пополнения доходных статей бюджета  из-за сокращения таможенных пошлин и  тарифов. Другая – согласование обязательств РФ перед странами СНГ, с которыми уже имеются таможенные союзы или иные торговые соглашения.

Для России критически важно как  можно быстрее завершить все  переговоры по ВТО, чтобы в год  президентских выборов она стала  членом Всемирной торговой организации.

Одним из негативных моментов присоединения  России к ВТО является то, что  Россия в силу исторически сложившихся  обстоятельств не обладает необходимыми конкурентными преимуществами для  завоевания и поддержания технологического лидерства, т.е. является глобально  неконкурентоспособной. Но это всего лишь один сценарий развития экономики России со вступлением в ВТО [16, стр.423].

В целом, плюсы от вступления России в ВТО перевешивают минусы, ибо в конечном счете это должно привести к повышению эффективности российской экономики и результативности работы всех участников ВЭД. Ясно, что РФ вступит в эту глобальную организацию и состоится это событие довольно скоро.

 

 

Заключение

 

Происходящие во внешнеэкономическом  комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно  с точки зрения их воздействия  на взаимоотношения Российской Федерации  с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю  систему международных экономических отношений.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления  и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует  ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

Если рассматривать мировую  торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые.

Россия принимает участие в  мировой торговле, а соответственно, участвует в международных экономических  отношениях, начиная с момента  становления ее как государства. В настоящее время наша страна активно участвует во всех формах международных экономических отношений. Россия имеет деловые экономические  связи с большинством государств мира. РФ выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов.

Наша страна обладает огромным экономическим, промышленным, ресурсным потенциалом, в основном, заложенным еще во времена  Советского Союза. Но экономический  потенциал не востребован в полной мере. Основной проблемой России в  мировых взаимоотношениях является падение доли в ВМП, что вызвано  экономическими проблемами страны, а  также крахом государственного строя  СССР, разрушением единого экономического пространства и хозяйственного механизма.

У России есть множество предпосылок  улучшения экономического положения  и стабилизации в мировом хозяйстве, экономических отношениях. Об улучшении  экономического положения говорят  данные о ежегодном увеличении экспорта продукции промышленности. В развитии намечаются положительные тенденции.

Кстати, российское правительство  уже несколько лет как сформулировало цель нашего государства – добиться удвоения ВВП, причем в ближайшем  будущем. И достичь уровня развития экономики России показателя 1990 года. Естественно, для этого необходимо увеличить темп отечественной промышленности, ее производительность. Также, следует  скорректировать внешнеэкономическую  политику государства, найти рынки  сбыта нашей продукции за границей, увеличить долю экспорта в национальной экономике.

На повестке дня стоит вопрос о вступлении России в ВТО. Случится это довольно скоро. Присоединение  к ВТО само по себе не приведет к  появлению радикальных экономических  преимуществ. Проводя внешнеторговую политику, направленную на повышение  открытости, Россия должна активно  поддерживать экспорт при адекватном сокращении количества защитных барьеров на пути импорта. Тогда членство в  этой организации будет способствовать возникновению ряда структурных  изменений, которые в целом могут  благоприятствовать созданию условий  для повышения конкурентоспособности  российских предприятий.

 

 

Список используемых источников и литературы

 

1.  Федеральный Закон Российской  Федерации от 8 декабря 2003 г. №  164-ФЗ «Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности» (с последующими изменениями).

2.  Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: учеб. пособие / Е.Ф.Авдокушин. - М.: Маркетинг, 2006. - 340 с.

3.  Буглай, В.Б. Международные экономические отношения / В.Б.Буглай, Н.Н.Ливенцев. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 256 с.

4.  Баринов В. А. Внешнеэкономическая  деятельность: Учебник / В. А. Баринов. – ИНФРА – М, 2006. – 365 с.

5.  Винокуров Е.Ю. Проблемы  создания общего экономического  пространства ЕС – Россия // МЭ  и МО. – 2006. - № 3. - 49-53 с.

6.  Грошева, Т.А. Мировая экономика:  учебное пособие / Т.А.Грошева, Ж.А.Ермушко, О.Ю.Корнева. – Томск: изд-во ТПУ, 2007. - 36 с.

Информация о работе Роль России вмировой экономике и торговле