Роль России в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – изучить роль России в мировом хозяйстве. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть сущность мирового хозяйства. 2. На основе статистического материала проанализировать внешнюю торговлю России.

Содержание

Введение 1. Понятие мирового хозяйства 2. Внешняя торговля России 3. Внешнеторговая политика России 16 Заключение 19 Список литературы

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 32.50 Кб (Скачать)

СНГ и даль¬нее зарубежье. В десятку основных торговых партнеров России входят Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Турция, Польша, Швейцария, Великобритания, США и Финляндия. На ЕС при¬ходится 52,1% российского товарооборота, на страны СНГ — 15,3%, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 16,1%.

Экспорт Импорт Франция  Финляндия Украина США (Великобритания) Польша Нидерланды Китай Казахстан  Италия Германия Беларусь процентов  процентов Рис. 1. Распределения экспорта и импорта РФ по некоторым зарубежным странам Основным торговым партнером России является Гер¬мания. Ее доля во внешней торговле России превышает 10%.

Россия во внешнеторговом обороте Германии занимает 14-е место (2%). В десятку основных торговых партнеров России входят также Италия, Китай, Турция, Польша, Великобритания, США, Нидерланды, Финляндия и Швейцария. В 2007 г. в общем объеме экспорта России на долю Нидерландов приходилось 12,1%, Италии -

7,8, Германии - 7,5, Турции - 5,2, Китая - 4,5, Швейцарии - 4,0, Польши -3,8, Соединенного Королевства (Великобритании) - 3,1, Финляндии - 3,0, Франции - 2,5, США  - 2,3%.В импорте преобладали поставки  из Германии - 13,3%, Китая - 12,2, Японии - 6,4, США - 4,7, Италии - 4,3, Франции - 3,9, Соединенного Королевства (Великобритании) -

2,8, Финляндии - 2,5, Польши - 2,3, Нидерландов - 1,9%.[10] Основными  торговыми партнерами России  из стран СНГ остаются Республика  Беларусь, Украина и Казахстан,  форми¬рующие вместе с Россией единое экономическое пространство. В 2007 г. в общем объеме экспорта России на долю Беларуси приходилось 4,9%, Украины

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,3 0,4 0,5 0,4 0,3 0,3 0,3 0,4 продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности 2,4 3,8 4,2 4,2 3,8 3,3 2,9 2,7 текстиль, текстильные изделия и обувь 5,7 5,9 5,3 4,8 4,3 3,7 4,0 4,3 металлы, драгоценные камни и изделия из них 8,5 8,3 6,4 7,3 8,0 7,7 7,7 8,2 машины, оборудование и транспортные средства 33,6 31,4 36,3 37,4 41,2 44,0 47,7 51,0 прочие 4,1 4,1 4,4 4,3 4,3 3,7 3,5 3,5 Последнее десятилетие характеризуется негативными тенденциями в развитии внешней торговли — сокращением

российского присутствия  на многих региональных и миро¬вых товарных рынках, в странах — бывших членах СЭВ и в регионе СНГ. Отечественные товары на внутреннем рынке России потеснены иностранными конкурентами. Основные причины таких явлений — снижение объемов производства, низкая конкурентоспособность российских това¬ров, проблемы кредитования производства и поставок продук¬ции, отсталость производственной базы, длительные сроки ос¬воения современных видов оборудования, проблема

неплате¬жей, отсутствие системы страхования и банковских гарантий. Цель внешнеторгового государственного регулирования — обеспечение оптимальной структуры платежного баланса за счет переориентации внешнеторгового оборота России с сы¬рьевого экспорта и импорта потребительских товаров на на¬укоемкие, высокотехнологичные отрасли, развитие торгов¬ли с ведущими государствами мира, особенно со странами

ЕС. Это обусловливается  объективной потребностью нацио¬нальной экономики России в расширении хозяйственных свя¬зей с промышленно развитыми странами. [4, с.401] Показателями открытости национальной экономики яв¬ляются: 1) экспортная квота в ВВП и производстве отдельных видов продукции; 2) доля импорта в потреблении; 3) удельный вес иностранных инвестиций в их общем объеме.

Величина экспортной квоты (отношение объема экспорта товаров  и услуг к объему ВВП) России составляет 10% при стоимостной оценке ВВП, равной 1 трлн. долл. Экспортная квота по ряду важнейших товаров российского  экспорта за последние годы составила: сырой нефти — 43%, нефтепро¬дуктов — 33, природного газа — 36,5, минеральных удобре¬ний — 75, целлюлозы — 83%. Высокие уровни экспортных квот данных видов продукции представляют собой предел возможностей по их

вывозу. Возросло значение импорта в потреблении многих това¬ров производственного и непроизводственного назначения. Это вызвано либерализацией внешнеэкономической деятельности России и неконкурентоспособностью продукции подавляюще¬го большинства отраслей обрабатывающей промышленности. Доля импортных товаров в общем объеме товарных ресур¬сов розничной торговли составила в последние три года 49%. Удельный вес импортных поставок (% общего объема продаж): — по бытовой радиоэлектронной аппаратуре

— 87; — по электротоварам — 65; - по моющим средствам — 49; - по парфюмерным  и косметическим товарам — 67; - по обуви — 87; — по трикотажным  изделиям — 81. За счет импорта удовлетворяется 34% потребностей роз¬ничной торговли в мясе и мясопродуктах, 46 — в рыбе, 27 — в масле животном, 42 — в масле растительном, 18% — в молоке и молочных продуктах. Сложилась устойчивая ори¬ентация многих отраслей пищевой промышленности

на им¬портное сырье. 3.Внешнеторговая политика России Внешнеторговая политика — это система меропри¬ятий, направленных на защиту внутреннего рынка, сти¬мулирование роста объема внешней торговли, оптимиза¬цию ее структуры и направлений товарных потоков. [2, с.17] Современную внешнеторговую политику отличает ослаб¬ление ограничений внешнеторгового обмена, стремление к устранению препятствий на его пути, т. е. либерализация торговли. (Либерализация торговли явилась

одной из основ¬ных причин необычайного экономического роста, отмеченно¬го во всех странах после окончания Второй мировой войны.) Условия присоединения России к ВТО — это создание режима свободной конкуренции товаров и услуг на ее тер¬ритории, т. е. снижение таможенных тарифов, отказ от суб¬сидирования производства и экспорта продукции по дем¬пинговым ценам. Данные условия оказались для России труд¬новыполнимыми.

В связи с этим ВТО  рекомендовало Рос¬сии навести порядок в вопросах субсидирования производ¬ства, особенно сельхозпродукции, применения антидемпин¬говых мер статистической отчетности и т. д. В соответствии с общеэкономическими задачами и тре¬бованиями ВТО в России проводится регулирование внеш¬неэкономической деятельности: лицензионное регулирова¬ние внешнеторговых операций, таможенно-тарифное регу¬лирование и переход к тендерной (конкурсной) основе

зак¬лючения внешнеторговых контрактов. В России действует система стимулирования экспорта, которая соответствует требованиям ВТО и порядку оказа¬ния государственной поддержки экспорта. Такая поддерж¬ка национальных экспортеров включает систему финансо¬вых льгот, к которым относятся: 1) предоставление Правительством РФ в лице Мини¬стерства финансов РФ гарантийных обязательств в отно¬шении кредитных ресурсов, привлекаемых российскими ком¬мерческими

банками для обеспечения  оборотными средства¬ми экспортно ориентированных организаций; 2) гарантированное страхование экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих рисков; 3) прямые дотации экспортерам в виде экспортных пре¬мий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков; 4) выдача на льготных условиях экспортных кредитов и т. д. Государство берет на себя значительную часть расходов по подготовке кадров, исследованию конъюнктуры

мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров  и им¬портеров за рубежом, а также обеспечивает необходимые по¬литические условия для их деятельности на внешнем рынке. [7, с.283] Внешнеторговая политика России по развитию экспор¬та имеет целью формирование эффективной модели учас¬тия России в МРТ. Ее основные направления предусматри¬вают не столько расширение экспорта, сколько поддержа¬ние его устойчиво высоких объемов на основе оптимального использования имеющихся конкурентных преимуществ

и мировой конъюнктуры. Обязательна диверсификация рос¬сийского экспорта, в том числе за счет широкого вывоза на внешние рынки готовой продукции, в первую очередь нау¬коемкой, высокотехнологичной. В Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" указаны ограничительные меры по экспорту, которые могут вво¬диться в исключительных случаях

Правительством РФ. Существующие ограничения делятся  на следующие ка¬тегории: 1) ограничение круга экспортеров, которым разрешено вывозить данный товар; 2) квотирование вывозимого товара; соблюдение усло¬вий, исключающих возможность нанесения ущерба нацио¬нальным интересам в результате экспорта. Количественные ограничения экспорта вводятся для пре¬дотвращения опустошения внутреннего рынка и исключения избыточного предложения данного товара на мировых рынках.

Статья 18 данного Закона допускает возможность вве¬дения количественных ограничений в целях защиты внут¬реннего рынка. Соглашения о взаимном признании сертификатов, удос¬товеряющих безопасность товаров, заключены Россией с Гер¬манией, Францией, Китаем, Сингапуром. Действие соглаше¬ния, заключенного с Китаем, распространяется на Тайвань. 24 сентября 1993 г. страны СНГ заключили Договор об экономическом союзе, который предусматривал

сначала со¬здание ассоциации свободной торговли, затем — таможен¬ного союза и объединенного рынка. 15 апреля 1994 г. было заключено и вступило в силу соглашение о свободной торговле. На основании этого согла¬шения товары из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Гру¬зии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Турк¬менистана, Узбекистана,

Украины от импортных  пошлин ос¬вобождаются. 27 января 1995 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном было закреплено Положение о таможенном союзе, в соот¬ветствии с которым между данными государствами действует режим свободной торговли. Россия подобно большинству стран мира использует в своей внешнеторговой политике такие принципы, как со¬здание режима наибольшего благоприятствования торговле и преференциальности торговли

для развивающихся  стран. Заключение Мировое хозяйство  представляет собой совокупность национальных хозяйств, взаимосвязанных системой международного разделения труда, экономических  и политических отношений. В структуру  внешней торговли России входят следую¬щие ее виды: экспорт, импорт, транзитная торговля (покуп¬ка товара за рубежом с одновременной продажей в третью страну), реэкспорт или реимпорт товаров, лицензионные тор¬говые соглашения и др. Условиями расширения участия

России в мировой  тор¬говле являются: - конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке; - развитие структуры внешней торговли; - динамичное развитие национальной экономики. В январе-октябре 2008г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 659,6 млрд.долларов США (144,7% к январю-октябрю 2007г.), в том числе экспорт - 413,4 млрд.долларов (147,8%), импорт - 246,2 млрд.долларов (139,8%).

Географическая структура  торговли России характери¬зуется двумя основными направлениями: страны СНГ и даль¬нее зарубежье. В десятку основных торговых партнеров России входят Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Турция, Польша, Швейцария, Великобритания, США и Финляндия. На ЕС при¬ходится 52,1% российского товарооборота, на страны

СНГ — 15,3%, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 16,1%. Основными торговыми  партнерами России из стран СНГ остаются Республика Беларусь, Украина и Казахстан, форми¬рующие вместе с Россией единое экономическое пространство. В 2007 г. в общем объеме экспорта России на долю Беларуси приходилось 4,9%, Украины -

4,6%, Казахстана - 3,4%. В  импорте преобладали поставки  из Украины - 6,7% от всего объема  российского импорта, Беларуси - 4,4%, Казахстана - 2,3%. Современную внешнеторговую  политику отличает ослаб¬ление ограничений внешнеторгового обмена, стремление к устранению препятствий на его пути, т. е. либерализация торговли. Россия подобно большинству стран мира использует в своей внешнеторговой политике такие принципы, как

со¬здание режима наибольшего благоприятствования торговле и преференциальности торговли для развивающихся стран. Список литературы 1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с. 2. Мировая экономика и международные отношения в начале XXI века: Актуал.проблемы глазами молодых ученых:(Материалы конф.)/

Рос.акад.наук.Ин-т мировой экономики и междунар.отношений М.: ИМЭМО РАН, 2004. – 85 с. 3. Мировая экономика и международный бизнес: учебник для студентов вузов / Поляков Валерий Васильевич [и др.]; [В. В. Поляков и др.]; под ред.: В. В. Полякова и Р. К. Щенина; Гос. ун-т упр М.: КноРус, 2005 645 с. 4. Мировая экономика: учеб.для студентов вузов / [Ю.

А.Щербанин и др.]; под ред.Ю.А.Щербанина М. : ЮНИТИ, 2009. – 447 с. 5. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов [и др.] ; [А.С. Булатов и др.]; под ред. А.С. Булатова М.: Экономистъ, 2005 734 с. 6. Раджабова З.К.Мировая экономика: учебник / Раджабова Залпа Камаловна 2-е изд испр

М.: Инфра-М, 2005 335 с. 7. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Халевинская Елена Дмитриевна М.: Экономистъ, 2004 303 с. 8. Швандар К.В.Международная конкурентоспособность: соврем.взгляд на концепцию / К.В.Швандар М. : МАКС Пресс, 2006. – 189 с. 9. Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: чеб.пособие / В.И.Ширай М.: Дашков и К, 2003. – 525 с. 10. www.gks.ru - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ.

Информация о работе Роль России в мировом хозяйстве