Роль малого предпринимательства. Мировой опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей предпосылкой продвижения экономики России по общецивилизационному пути является формирование ее рыночных основ. Одним из ключевых условий данного процесса и одновременно его важной составной частью является развитие предпринимательства.

Содержание

1.Рыночные реформы в развитии предпринимательства.
2. Роль малого предпринимательства за рубежом.
3. Международный опыт.
4. Государственная поддержка малого бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Роль малого предпринимательства в экономике, мировой опыт.docx

— 28.96 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

в г. НЯГАНИ 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Мировая экономика 

на тему:

Роль  малого предпринимательства. Мировой опыт. 
 
 
 

                  Выполнил:  

                  Студент 1 курса ОЗО (ОЗО СОП),

                  специальность:Экономика

                  Болотова Гульназ Азатовна

                  (Ф.И.О.) 

                  Проверил: ____________________

                  (ученая  степень, Ф.И.О.) 

                  Оценка: ____________________

                  Подпись: ___________________

                  Дата: _______________________ 
                   
                   
                   
                   

Нягань - 2012 
 
 
 
 

ПЛАН: 

1.Рыночные реформы в развитии предпринимательства.

2. Роль малого предпринимательства за рубежом.

3. Международный опыт.

4. Государственная  поддержка малого бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Рыночные реформы в развитии предпринимательства. 

Важнейшей предпосылкой продвижения экономики России по общецивилизационному пути является формирование ее рыночных основ. Одним из ключевых условий данного процесса и одновременно его важной составной частью является развитие предпринимательства. 
Проблемы предпринимательства находятся в настоящее время в центре внимания экономической науки и на Западе, в странах с развитой рыночной экономикой, пережившей в 80-е гг. «предпринимательский бума», и в странах, переходящих к рыночной системе, где все более осознается тот факт, что рыночная экономика есть экономика предпринимательская по своей сути. Ведь предпринимательский типа экономических отношений предполагает экономическую свободу, полную самостоятельность и ответственность производителя во всем, включая поиск потребности и оценку рыночной конъюнктуры, выработку стратегии и тактики конкурентной борьбы, инвестирование и окупаемость вложенного капитала, результаты хозяйствования. Предпринимательство, концентрируя в себе наиболее характерные свойства рыночных отношений, выступает движущей силой жизнедеятельности и развития рыночной экономики, содействуя росту общественного благосостояния, создавая условия для реализации экономических интересов, способностей, талантов людей, предпринимательство способствует также национальному единению, возрождению национального самосознания. 
Применительно к сегодняшней российской ситуации становится совершенно очевидным, что «без формирования полнокровного предпринимательского сектора невозможно решить ни одной ключевой проблемы экономической реформы». 
Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет малое предпринимательство – наиболее массовая, динамичная, гибкая форма бизнеса, определяющая «социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны». 
Объективный анализ пятилетнего радикального рыночного реформирования экономики позволяет сделать вывод о его весьма неоднозначных результатах, о сложных условиях становления и развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

Для того, чтобы потенциал российского малого предпринимательства смог реализоваться, необходимо достичь уже в ближайшие годы некоторой «критической массы» - 2,5 –3,5 млн. предприятий. Сопоставление же экономики России с экономиками развитых стран показывает, что современная структура народного хозяйства в масштабах России предполагает наличие 10-12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах (в США в настоящее время более 20 млн. частных фирм, в Японии – около 6,5 млн.). 
Вновь образованные и формируемые предприятия малого бизнеса как бы изначально, самой экономической реальностью вынуждены брать на себя риск и приучаются к подлинно предпринимательскому поведению, к работе в соответствии с новыми требованиями к эффективности. 
В массовых масштабах руководители малых предприятий не в силах в относительно короткие сроки овладеть «премудростями» предпринимательства на высоком уровне, приобрести квалификационные характеристики, необходимые для предпринимателя. Для того, чтобы стать настоящим предпринимателем, способствовать развитию предпринимательства, мало быть владельцем или директором предприятия. Надо иметь особые знания и навыки, способности, наклонности, предпринимательскую «жилку». 
В связи с этим очень остро встает вопрос об оказании им помощи со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, кредитно-финансовых учреждений, профсоюзов, партнеров, о развитии и совершенствовании взаимодействия и сотрудничества предпринимателей со всем их «окружением».
 

2.Роль малого  предпринимательства зарубежом. 

Малое  предпринимательство   играет   исключительно   важную   роль   в

экономической и социальной жизни промышленно  развитых  стран,  где  на  его долю приходится до 70% валового национального продукта.

    Одной из первых западноевропейских  стран, обратившей внимание  на  роль малого  бизнеса,  была  Великобритания.   Исследования,   проведенные   там, показали, что наиболее эффективны  фирмы  с  числом  занятых  1–19  человек.

Такие фирмы составляли 96% от общего числа  мелких фирм  Великобритании  (2,4 млн.). В начале 90-х годов на долю малого  бизнеса  приходилось  21%  общего товарооборота, в нем было занято  36%  всех  наемных  работников.  Сейчас  в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.

    В США функционирует более  15 млн. малых предприятий, которые  производят около 40% ВВП и  1/2  валового  продукта  частного  сектора  и  обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый  бизнес  осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.

    В Германии насчитывается около  2  млн.  мелких  и  средних   предприятий

(более  99% всех предприятий страны), которые  производят до 50% ВВП. В  сфере мелкого  и  среднего  бизнеса  занято  2/3  всего   экономически   активного населения. За последнее десятилетие на малых  предприятиях  (с  численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда  как  на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс.

    В Японии на начало 90-х гг. малые   и  средние  предприятия   в  отраслях

производственной  и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а  численность занятых на них –  79,2%.  На  долю  подобных  фирм  приходится  78%  годовой выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле. 

3. Международный опыт.

  Малые предприятия играют  важную  роль  в  механизме  саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это  обусловлено  их  тесными  связями  с крупным бизнесом как  по  линии  субпоставок,  так и по  линии разработки нововведений. Серийное производство и  организация  сбыта  нового  продукта, требующие   крупных   капиталовложений,   соответствующих   производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу,  и  они  передают  их  для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес  США  дал  около  50% всех нововведений и  большинство  новейших  технологий,  которые  определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия  XX в. 48 были сделаны в малых  и  средних  фирмах.  

Малые  предприятия  впервые разработали  и  внедрили:  персональный  компьютер,  копировальную  технику, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете  на  1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия  дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше,  чем  крупные корпорации.  На  одного  сотрудника   малого   предприятия   по   статистике приходится  в  2,5  раза  больше  инноваций, чем на   работника   крупного предприятия.

    В рыночной экономике развитых  стран  предпринимательство  построено  на принципе  кооперирования  крупных  и  малых  предприятий,   причем   крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса,  а  наоборот,  на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют  друг  друга,  особенно  в  сфере  специализации   отдельных производств  и  в  инновационных  разработках.  Если  крупное   производство ориентируется на массовый  относительно  однородный  спрос,  выпуск  больших партий  стандартной  продукции,  то  малые  предприятия   функционируют   на небольших  сегментах  рынка,  в   избранных  ими   нишах   с   ограниченной номенклатурой  изделий.  Рыночные  ниши  представляют  собой  рынки  готовой продукции,  прежде  всего  высокой  технологии,  которые  образуются  в  тех случаях, когда спрос  на  определенном  рынке  не  может  быть  удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того,  что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло  бы весь  спрос  на  данном  рынке.  Тенденции   современного   производства   и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

    Нарастает дифференциация и индивидуализация  спроса.  В  сфере  личного потребления все большую роль играют специфические  потребности  сравнительно небольших  групп  покупателей.  Удовлетворять  такой спрос   могут   только небольшие фирмы, так как для  компаний-гигантов  при  выпуске  многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь  идет о расширяющемся рынке нового продукта,  малая  фирма может превратиться  в крупную. Если спрос относительно стабилен,  она  может  контролировать  свою нишу в течение  достаточно  долгого  времени,  как,  например,  в случае  с производством медицинского оборудования фирмами Дании.

    Для крупных предприятий необходимы и выгодны:

        . емкий рынок со стабильным  и продолжительным спросом;

        . продукция  массового  производства,  соответствующая  требованиям

          рынка;

        . аккумулирование значительных  финансовых средств;

        . дешевая рабочая сила.

    Малые предприятия имеют возможность  быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям   рынка   и   конкретных   потребителей    благодаря    простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое  принятие  решений,  в  том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в  малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более  высоком  качестве  производимой продукции и услуг. 

Малые предприятия, окрепнув технологически и  в  финансовом  отношении,

обычно  переходят в разряд средних  предприятий.  Именно  субподрядные  связи малых предприятий служат непременным  условием  их  последующего  выхода  на арену  самостоятельной  конкурентной   деятельности.   Не   прошедшие   этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не  смогли  подняться до высокого уровня  механизации  и  выпуска  продукции.  Малые  предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные  ниши  экономики.  Они играют важную роль  для  решения  проблем  занятости  и  безработицы.  Малые предприятия играют важную  роль  в  региональной  политике  развитых  стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с  целью разработки  местных  ресурсов,  освоение  которых   крупными   предприятиями является  нерентабельным.  Малые  предприятия  создаются с учетом  местных традиций, с использованием новейших  технологий  и  развитой  информационной сети. 

4. Государственная  поддержка малого бизнеса.

В странах с  развитой  рыночной  экономикой  государственная  поддержка

предпринимательства опирается на соответствующее законодательство.  Во  всех странах  созданы  специальные  государственные  организации,  выражающие   и защищающие интересы  малого  предпринимательства,  следящие  за  выполнением намеченных правительственных программ. Получили  распространение  две  формы государственной поддержки:

        .  законодательное  установление  долгосрочных  программ   развития

          малого бизнеса;

        . включение  малого  бизнеса   составной  частью  в  государственные

          экономические и социальные программы.

    В США  малый  бизнес  институционально  организован  и  интегрирован  в государственные   структуры   через    специальные    комитеты    Конгресса, Администрацию по делам  малого  бизнеса,  систему  региональных  ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства  отражена в законах об основах политики по отношению к малым и  средним  предприятиям, содействии  их  модернизации,  руководстве  их  деятельностью;  в  Законе  о

Центральном  кооперативном  банке  для  торговли  и  промышленности  и  ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд  программ,  в  частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой  поддержке малого   предпринимательства,   и   Программа   гарантированного    проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

    Государственное   содействие   развитию   малого    предпринимательства

осуществляется  по следующим основным направлениям:

        .   создание   стабильных   государственных   и   негосударственных

          источников ассигнований на поддержку  малого бизнеса;

        . использование рациональных механизмов контроля, за  расходованием

          выделенных средств;

        . обеспечение деятельности контрольных  и судебных органов по защите

Информация о работе Роль малого предпринимательства. Мировой опыт