Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:12, курсовая работа
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
4
Слово «бизнес»
в повседневной жизни можно услышать так
же часто, как и «деньги, работа, семья».
Так что же на самом деле скрывается под
этим словом?
Одно из самых распространенных определений
бизнеса говорит нам, что бизнес - деятельность,
направленная на получение прибыли путем
предоставления другим необходимых товаров
и услуг. Важной частью структуры бизнеса,
о которой я бы хотела рассказать, является
«малый бизнес».
«Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия».1 Существует и другое определение, более адаптированное к Российским условиям: «малый бизнес - бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг».2
Как правило,
наиболее общими критериями, на
основе которых предприятия
5
Наиболее важным и определяющим критерием из этого списка является численность работников за отчетный период. Данный критерий является основным, так как отвечает следующим требованиям:
- «инфляционно устойчив - на него не влияют колебания покупательской способности валюты;
- является прозрачным
- легко определяется и
- является сопоставимым
- он позволяет делать надежные
сопоставления размеров
- является доступным - данные легко получить».6
В соответствии
с «Федеральным законом «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации» от 14 мая 1995г.
№88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства
понимаются коммерческие организации,
в уставном капитале которых доля участия
Российской Федерации, ее субъектов, общественных
и религиозных принадлежащая одному или
нескольким юридическим лицам, не являющимися
субъектами малого предпринимательства,
не превышает 25 %. При этом численность
работников предприятия не должна превышать:
6
Сегодня малое
предпринимательство является неотъемлемой
частью динамично развивающейся экономики
страны, одной из ее составляющих. Во всем
цивилизованном мире малый бизнес признан
экономической базой рыночных отношений.
Ведь без него не может быть как среднего,
так и крупного бизнеса.
Именно при дальнейшем успешном развитии
малого бизнеса в Российской Федерации
будет меняться структура общества и,
наконец, расти средний класс — залог
и опора дальнейшего поступательного
движения вперед.
Общепризнано, что
малый бизнес способствует созданию
новых рабочих мест, смягчению
кризисных явлений в экономике,
развитию конкуренции. Малые предприятия
более динамично реагируют на
рыночные изменения. Одним из главных
достоинств таких предприятий является
их гибкость и высокая приспособляемость,
которые в конечном итоге и
обеспечивают их выживание и развитие.
1.2. Структура малого бизнеса, виды малых предприятий.
Люди, впервые столкнувшиеся с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые - это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных,
7
коллективных, совместных,
кооперативов и т.д., выделяется их часть
по критериям численности
Следовательно, становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение о том, что вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем
малого предприятия является государственная
организация, то это отнюдь не означает,
что новое образование будет
именно малым государственным
В то же время
индивидуальные и семейные частные
предприятия, названные так именно
применительно к учредителям, не
могут быть иного вида. То есть по
таким видам малых предприятий
учредительство и вид малых предприятий
совпадают.
1.3.Особенности функции малого бизнеса.
8
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Руководители малой фирмы четко сознают, что успех дела во многом определяется взаимоотношениями внутри фирмы как по линии руководитель-работник, так и между работниками. От Степени мотивированности работников к труду зависит возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия. Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы - установить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествляются как. победы, так и поражения. Тогда, если предприниматель обладает даром сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс "переплавить" живой труд в фактор роста бизнеса.
Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией. Возможность концентрации власти определяется самим масштабом бизнеса: рынки локальны, номенклатура мала, объем производства невелик, число партнеров ограничено, небольшой штат сотрудников позволяет всех держать в поле зрения. Наряду с этим малому предприятию не свойственно, да и не нужно, принимать нестандартные управленческие решения, кардинально меняющее ситуацию внутри фирмы и вне ее. Следовательно, и нет потребности в
9
управленцах - специалистах высокого класса. Для руководства малой фирмой достаточно средней квалификации в сочетании с доступностью информации, консультационных услуг.
Лишь когда фирма ориентирована на рост, на преодоление барьеров входа в группу предприятий, более крупного бизнеса, требования к управлению возрастают, появляется необходимость усилить руководство за счет создания более сложной структуры.
Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Так же, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. «Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80».9
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.
Не менее значимы
функции социальные. Во-первых,
через малые формы предпринимательской
деятельности многие люди(более 12 млн.)10
раскрывают и реализуют свой творческий
потенциал. Во-вторых, в основном здесь
«используется труд социально уязвимых
групп населения (женщин, учащихся, инвалидов,
пенсионеров, беженцев и т.д.), которые
не могут найти
10
себе применение на крупных предприятиях»11. В-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного
обучения (ок.11%)12, своеобразным «полигоном» для «обкатки» молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).
Уже сегодня
актуальна и будет
Информация о работе Роль малого бизнеса в современной экономике