Роль институциональных преобразований в отраслевой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:22, доклад

Описание работы

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки

     Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

     Высшего профессионального образования 

     Кафедра экономики и товарных рынков 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ДОКЛАД

     Тема: «Роль институциональных преобразований  в отраслевой организации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и  неформальных условий хозяйственной  деятельности. Эта система мер  включает прежде всего разработку и  применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).

     Институциональные преобразования выражаются прежде всего  в разработке законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:

     а) права собственности;

     б) договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;

     в) порядок начала и окончания хозяйственной  деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических  лиц, слияния, поглощения и банкротство  предприятий);

     г) поддержание конкурентной среды.

     Институциональные преобразования в среднесрочной  перспективе должны создать условия для роста благосостояния граждан, сокращения масштабов бедности, поддержания устойчиво высоких темпов экономического роста через повышение качества человеческого капитала, развитие конкуренции и повышение эффективности государственного управления.

     Основные  социально-экономические реформы  будут направлены на:

     1. повышение качества жизни граждан  через проведение реформ образования,  здравоохранения, жилищно-коммунального  хозяйства, развитие системы ипотечного  кредитования,  повышение эффективности системы социальной поддержки населения, развитие институтов гражданского общества;

     2. повышение эффективности государственного  управления через проведение  административной реформы и реформы  государственной службы, проведение  судебной реформы, реформы бюджетного сектора экономики, системы технического регулирования, обеспечение эффективности и прозрачности пользования природными ресурсами, реформирование системы управления государственным имуществом, продолжение приватизации госсобственности, реализацию реформы местного самоуправления, развитие частно-государственного партнерства;

     3. повышение конкурентоспособности  бизнеса через обеспечение защиты  прав собственности, совершенствование  налогового и таможенного администрирования,  улучшение антимонопольного регулирования, развитие финансовых рынков, повышение качества корпоративного управления, развитие механизмов поддержки малого бизнеса, содействие эффективной внешнеэкономической интеграции страны, реформирование естественных монополий и повышение прозрачности финансовых институтов.

     Цель  политики модернизации образования  в среднесрочном периоде состоит  в обеспечении конкурентоспособной  позиции России среди мировых  лидеров в данной области. Для  достижения указанной цели необходимо  в ближайшие годы улучшить соотношение затрат и качества образования, а также расходов и качества научных исследований по сравнению с основными конкурентами. Это возможно при внедрении в систему образования новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующих привлечению дополнительных средств, повышении качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечении в образование конкурентоспособные кадры, повышении его инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности.

     Для решения поставленных задач необходимо:

  • обеспечить развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования;
  • осуществить переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования (с учетом особенностей организации подготовки по ряду специальностей);
  • создать организационные и правовые механизмы интеграции программ начального и среднего профессионального образования, включения их в систему непрерывного профессионального образования;
  • разработать новые стандарты профессионального образования с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников, обеспечить участие работодателей в разработке указанных стандартов, учебных планов и программ, а также в итоговой аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования;
  • повысить эффективность системы образования детей предшкольного возраста, обеспечив максимальный охват программами предшкольного обучения детей 5-6 лет, в первую очередь из малообеспеченных семей с тем, чтобы обеспечить им равные стартовые возможности в получении школьного образования;
  • создать условия для повышения инвестиционной привлекательности системы образования.

     Повышение инвестиционной привлекательности  системы образования предусматривает:

  • преобразование значительной части образовательных учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций;
  • разработку и введение в действие эффективных механизмов системы оплаты труда педагогических работников, ориентированных на повышение качества и эффективности работы;
  • создание условий для развития общественных институтов в управлении образованием;
  • распространение механизмов и форм публичной отчетности о работе учебных заведений всех уровней образования, а также независимого контроля (аудита) их финансово-экономической деятельности;
  • внедрение новых механизмов финансирования учебных заведений на основе нормативно-подушевого и программного принципов, разработку и апробацию механизмов государственной поддержки образовательного кредитования.

     В целях обеспечения доступности  и повышения качества медицинской  помощи населению, укрепления финансовой базы здравоохранения и усиления государственного контроля за целевым и рациональным использованием средств предстоит:

  • законодательно закрепить систему стандартов медицинских услуг;
  • разработать и внедрить эффективные механизмы их финансирования, обеспечивающие бездефицитное финансирование государственных гарантий медицинской помощи;
  • модернизировать систему обязательного медицинского страхования с выделением федеральной и территориальной программ дополнительного медицинского страхования;
  • провести реструктуризацию системы оказания медицинской помощи с преобразованием значительной части медицинских учреждений в альтернативные организационно-правовые формы, обеспечением первоочередного развития первичной медико-санитарной помощи, перемещением объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап;
  • обеспечить доступ граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, сформировать комплексную программу лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
  • обеспечить переход от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи;

     Реформирование  системы социальной помощи предусматривает  оптимизацию системы оказания социальных услуг, направленную на повышение качества и увеличение объема услуг, в том  числе по реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Отказ от сметного финансирования государственных социальных служб потребует определения фактической стоимости каждой социальной услуги, перехода на оказание социальных услуг на основе государственного заказа, а также их полной или частичной оплаты гражданами, имеющими достаточный уровень дохода.

       Для решения данной задачи  предполагается проводить работу  по формированию рынка социальных  услуг с равными возможностями  для их поставщиков, представляющих  государственные и негосударственные социальные службы, созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания.

     Будут определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся  гражданам, в первую очередь одиноким пожилым гражданам по уходу на дому. Активизируется процесс разукрупнения домов-интернатов, создания домов-интернатов и геронтологических центров малой вместимости.

     Переход на замену большинства натуральных  льгот денежными компенсациями  и введение новых механизмов предоставления наиболее существенных натуральных льгот в рамках «социального пакета», будут способствовать оптимизации социальной помощи, дифференциации ее объема, содействовать улучшению материального положения миллионов граждан.

     Предстоит усилить адресный характер социальной поддержки с тем, чтобы не допустить маргинализации малообеспеченных слоев населения и «выпадения» из системы государственной помощи граждан, не способных к самообеспечению. При этом размер денежных выплат должен стать зависимым от материального положения граждан. Это оптимизирует систему социальной помощи, позволит перераспределить бюджетные ресурсы в пользу особо нуждающихся, и тем самым сократить масштаб бедности в стране.

     Обеспечить  устойчиво высокие темпы экономического роста невозможно без развития гибкого рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест. Для этого следует:

  • совершенствовать трудовое законодательство;
  • развивать территориальную и профессиональную мобильность рабочей силы;
  • повышать качество занятости и оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения.

     Основными направлениями развития институтов гражданского общества являются укрепление институтов гражданского общества, представляющих интересы различных социальных и экономических групп; поддержка и развитие каналов взаимодействия гражданского общества и государства.

     Уменьшение  численности самостоятельных государственных  предприятий позволит сосредоточить  управление на ограниченном круге крупных  хозяйствующих субъектов и будет способствовать сокращению непроизводительной конкуренции между ними.

     В отношении открытых акционерных  обществ, акции которых находятся  в федеральной собственности, будет  повышен профессиональный уровень  управленческих решений, в том числе  через привлечение к управлению лиц, не являющихся государственными служащими, а также специализированных управляющих компаний, которые могут выполнять функции единоличного исполнительного органа таких обществ.

     Одним из основных направлений совершенствования  управления государственным имуществом является поэтапный отказ от использования права хозяйственного ведения и оптимизация количества унитарных предприятий.

Информация о работе Роль институциональных преобразований в отраслевой организации