Роль и значение машиностроительного комплекса в структуре народного хозяйства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:02, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является показать не только отраслевую структуру машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей, но и охарактеризовать современное состояния комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации. В частности затронуты проблемы инвестирования, экспортно-импортной политики, использования научно-технического потенциала, социальные проблемы.

Содержание

Введение.................………………................................................................... стр. 3
Глава I Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства...................................................………………….......... стр. 3
Глава II Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ...........................................………….. стр. 4
II a) Факторы размещения машиностроения
II б) Особенности отраслевой структуры и география комплекса
Глава III Проблемы и перспективы развития машиностроения в нашей стране.............................................................................…………………...... стр. 11
Заключение.........................................................……………….................... стр. 17
Список литературы........................................................………………................ стр. 18

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им.Р.Е.Алексеева»

АРЗАМАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) 
 
 
 
 
 
 

Реферат  
 

На тему : «Роль и значение машиностроительного комплекса в структуре народного хозяйства России.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          Выполнила:

                  Студентка группы АЗЭ09-2

                     Чернышова А.С.

                     Проверила :

                         Моисеева Е.Г. 
                 

Арзамас

2011

Содержание

Введение.................………………................................................................... стр. 3

Глава I Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного  хозяйства...................................................………………….......... стр. 3

Глава II Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса  РФ...........................................………….. стр. 4

II a) Факторы размещения  машиностроения

II б) Особенности  отраслевой структуры и география комплекса

Глава III Проблемы и перспективы развития машиностроения в нашей стране.............................................................................…………………...... стр. 11

Заключение.........................................................……………….................... стр. 17

Список литературы........................................................………………................ стр. 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Машиностроение  создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств.

     Машиностроение  производит средства труда - машины и  оборудование, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства - для всех отраслей народного  хозяйства. Оно производит предметы потребления, в основном длительного пользования (легковые автомобили, телевизоры, часы и др.). К середине 80-х годов, в общем объеме продукции машиностроения средства производства составляли 88,9%, предметы потребления - всего лишь 11,1%, что свидетельствовало о не ориентированности отечественного машиностроения на запросы массового потребителя.

     Целью данного исследования является показать не только отраслевую структуру машиностроительного  комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей, но и охарактеризовать современное состояния комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации. В частности затронуты проблемы инвестирования, экспортно-импортной политики, использования научно-технического потенциала, социальные проблемы.

     С учетом специфики данной темы и круга  затронутых вопросов структура исследования позволяет последовательно осветить в первой главе теоретические  вопросы (роль и значение, специфика  размещения, отраслевая структура) машиностроительного комплекса, во второй - сложившуюся на сегодняшний момент неблагоприятную экономическую ситуацию в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА I

     Машиностроительный  комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

     Машиностроительный  комплекс - это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные  машины. Он ведущий среди межотраслевых  комплексов. Это обусловлено несколькими  причинами.

     Во-первых, машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его  долю приходится почти 20% производимой продукции и всех работающих в  хозяйстве России. Машиностроение и  металлообработка характеризуются  более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой  продукции (в 1990 г. - 30%) и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта (18%).

     Во-вторых, машиностроение создает машины и  оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.  
 
 
 
 

     ГЛАВА II

     Отраслевая  структура и особенности  размещения машиностроительного  комплекса РФ

     II a) Факторы размещения  машиностроения

     Машиностроение  отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые  влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.

     Наукоёмкость. Трудно представить себе современное  машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

     Металлоёмкость  Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

     Трудоёмкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой  квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

     Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию8 оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения 

     ГЛАВА III

     Проблемы  и перспективы развития машиностроения в нашей стране.

     В промышленно развитых странах, где  кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Машиностроению России в последнее время присуща диаметрально противоположная тенденция - опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

     Распад  единого машиностроительного комплекса  СССР на отдельные республиканские  блоки резко обострил проблемы машиностроения России, так как одновременно распались  внешнеэкономические связи в области торговли машинами и оборудованием, которые отлаживались десятилетиями и благодаря чему сложился определенный баланс в насыщении отраслей народного хозяйства России современной техникой.

     Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась “утяжеленностью”, и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 90-х в обвальное падение.

     Уменьшение  спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).

     Резкое  сокращение производства в начале 90-х  годов меньше затронуло выпуск товаров  длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего - главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства.

     Состояние машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75% продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным производителем.

     Отличительной особенностью спада была относительная стабильность развития отраслей и подотраслей, изготавливающих мобильную технику, при падении выпуска продукции в отраслях, производящих технологическое оборудование. Причина заключается в более высокой ликвидности мобильной техники относительно оборудования, требующего монтажа, выпуск которого стал превышать платежеспособный спрос в результате перенакопления парка данной техники у потребителя. Это породило серьезные финансовые и производственные проблемы, приведшие к остановке ряда крупнейших предприятий.

     Основной  причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных  вложений в производство оборудования для строительства и в сельскохозяйственное машиностроение, а спрос на продукцию инвестиционного машиностроения снизился в 3-4 раза.

Информация о работе Роль и значение машиностроительного комплекса в структуре народного хозяйства России