Роль и значение бюджета в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов занимает
государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Работа содержит 1 файл

контрольная работа финансовое право.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

 

                                                        

1. Роль и значение бюджета в условиях рыночной экономики.

         Центральное место  в  системе   государственных  финансов  занимает

государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс  Российской  Федерации определяет бюджет  как «форму  образования и расходования  фонда денежных  средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом,  аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные  средства,  государство через финансовые механизмы   осуществляет   выполнение   возложенных   на   него    обществом политических,  экономических и социальных функций,  а именно  содержание государственного аппарата,  армии,  правоохранительных  органов,  выполнение социальных программ, реализация  приоритетных  экономических задач и т.д.

Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в  цельном  виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов  они обращаются  на покрытие расходов. Он  является  лишь  планом  образования  и  использования общегосударственного фонда денежных средств,  то  есть  росписью  доходов  и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так  и  по срокам поступления и использования.

        Как  правило,   сложившиеся   формы   государственного   управления   и

взаимоотношений между членами общества определяют и  особенности  финансовой системы.  В  странах  с  социалистической  экономикой  в  силу   монопольной государственной  собственности на средства производства  и  наличия  мощного госаппарата,   основной   её   задачей   было обслуживание    потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли  себе  и  средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

       Перемены в экономике России  и её  политическом  строе, произошедшие  в начале 90-х годов, вызвали  серьезные изменения в  её  финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования  повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов;  финансовые  потоки  стало возможным регулировать в основном косвенными методами.  Одним  из  важнейших направлений реформирования  государственных финансов   стало   расчленение единого госбюджета  на  три самостоятельных части:  федеральный   бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.  Это стало важным  шагом к демократизации финансовых  отношений.  В этом  же  направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета,  отмена монополии  на  внешнюю   торговлю   и   валютные   отношения,   приватизация государственной собственности  и  т.п.  Все  это  привело  к  принципиальным изменениям  в  бюджетной  системе Российской  Федерации,  и  её   бюджетном устройстве.

       Бюджетный кодекс РФ дает следующее  определение:  «бюджетная  система  - основанная   на  экономических   отношениях  и   государственном   устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность  федерального бюджета,  бюджетов  субъектов  федерации,  местных   бюджетов   и   бюджетов государственных внебюджетных фондов»    Под бюджетным  устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

       Организационное построение бюджетной  системы всецело зависит  от  формы государственного  устройства.   Бюджетная   система   унитарных   государств включает в себя  два уровня: государственный   бюджет  и  местные  бюджеты.  У государств с федеративным  устройством,  наряду  с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США,  Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако  и в унитарных,  и  в  федеративных  государствах  бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

      Таким образом, бюджетная система   России, как федеративного государства  состоит из трёх уровней:

первый  уровень   -  федеральный  бюджет  Российской  Федерации  и   бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй  уровень - бюджеты субъектов РФ;

третий  уровень -  местные  бюджеты  (около  29  тысяч  городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

      Совокупность бюджетов всех уровней образует  консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как  свод  бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

    Консолидированный бюджет субъекта  РФ  составляют бюджет самого  субъекта и свод бюджетов находящихся на  его  территории  муниципальных  образований. Консолидированный   бюджет   РФ   –   это    федеральный    бюджет    и  консолидированные  бюджеты  всех  субъектов  федерации.  Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и  расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат  для  аналитических и статистических целей. 
 

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом. 

1. Настоящий  Закон регулирует отношения между  лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

2. Отношения,  указанные в пункте 1 настоящей статьи, регулируются также федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в соответствии с настоящим Законом.

В случаях, предусмотренных  настоящим Законом, федеральные  органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут принимать  нормативные правовые акты.

3. Для целей  настоящего Закона федеральные  законы и иные нормативные правовые акты, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, являются составной частью страхового законодательства.

4. Действие настоящего  Закона распространяется на отношения  по обязательному страхованию  в части установления правовых  основ регулирования указанных  отношений.

5. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках, а также на отношения по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, осуществляемому в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития".

(п. 5 в ред.  Федерального закона от 18.07.2011 N 236-ФЗ)

(см. текст в  предыдущей редакции)

6. Действие настоящего  Закона распространяется на страховые  организации, осуществляющие обязательное  медицинское страхование, с учетом  особенностей, установленных Федеральным  законом "Об обязательном медицинском  страховании в Российской Федерации".

(п. 6 введен Федеральным законом от 29.11.2010 N 313-ФЗ) 

                          Принципы бюджетной системы.

    Бюджетным кодексом РФ  в  гл.  5  законодательно  закреплены  следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

единства  бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов  и  расходов  бюджетов,  бюджетов государственных внебюджетных фондов;

сбалансированности  бюджета;

эффективности и экономности использования  бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

гласности;

достоверности бюджета;

адресности  и целевого характера бюджетных  средств.

    Принцип единства бюджетной системы   означает  единство  правовой  базы, денежной  системы,   форм   бюджетной   документации,   единство   принципов бюджетного процесса, санкций за  нарушения  бюджетного  законодательства,  а также  единый  порядок  финансирования  расходов  бюджета,  единый   порядок финансирования расходов бюджетов всех  уровней  бюджетной  системы,  ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета,  бюджетов  субъектов  РФ, местных бюджетов.

    Принцип разграничения  доходов   и  расходов  между  уровнями  бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов  доходов  (полностью  или частично)   и   полномочий   по   осуществлению   расходов    за    органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

    Принцип самостоятельности бюджетов  означает:

    -  право  законодательных   органов  государственной   власти  и  органов

местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной  системы  самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

    - наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня;

    законодательное закрепление регулирующих  доходов  бюджетов,  полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

    -  право   органов   государственной   власти    и   органов   местного

самоуправления  самостоятельно в соответствии с  законодательством  определять направления  расходования  средств  соответствующих  бюджетов  и   источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

    -  недопустимость  изъятия   доходов,   дополнительно   полученных   при

исполнении  законов  (решений)  о  бюджете,  сумм  превышения  доходов   над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

    - недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней  потерь  в

доходах и дополнительных  расходов,  возникших  в  ходе  исполнения  законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

    Принцип полноты учета бюджетных  доходов и расходов  бюджетов,  бюджетов государственных внебюджетных фондов  означает,  что  все  доходы  и  расходы бюджетов, внебюджетных  фондов  и  иные  определенные  законом  обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных  фондов  в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и  муниципальные расходы  подлежат  финансированию  за  счет   бюджетных   средств,   средств внебюджетных  фондов,  аккумулированных  в  бюджетной   системе   Российской Федерации.

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем  предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему  доходов  бюджета и поступлений из источников финансирования его  дефицита.  При  составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы  должны  исходить  из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

    Принцип эффективности и  экономности   использования  бюджетных   средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы  и получатели бюджетных средств должны  исходить  из  необходимости достижения заданных  результатов  с  использованием  наименьшего  объема  средств   или достижения наилучшего результата  с  использованием  определенного  бюджетом

объема  средств.

    Принцип  общего  (совокупного)  покрытия  расходов  означает,  что  все

расходы  бюджета  должны  покрываться  общей  суммой   доходов   бюджета   и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и  поступления не могут  увязываться  с  определенными  расходами  бюджета  за  исключением целевых  бюджетных  фондов,  а  также  в  случае  централизации  средств  из бюджетов другого уровня.

    Принцип  гласности  означает:  обязательное  опубликование   в  открытой

печати  утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении,  полноту информации о  ходе  исполнения  бюджетов,  доступность  иных   сведений;   обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и  принятия  решений  по проектам бюджетов, в том числе по вопросам,  вызывающим  разногласия  внутри представительного  органа  или  между  исполнительным   и   представительным органами государственной власти.

Информация о работе Роль и значение бюджета в условиях рыночной экономики