Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление роли и видов транзакционных издержек в экономической деятельности, выявление экономических и социальных основ формирования транзакционных издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования, а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием транзакционных издержек в переходный период, характерных для российской действительности.
Введение .................................................................................................. 3
1. Теоретические аспекты транзакционных издержек ………….. 6
1.1. Понятие и сущность транзакционных издержек ……………… 6
1.2. Виды транзакционных издержек ………………………………... 10
1.3. Масштабы деятельности транзакционного сектора ………….. 13
2. Анализ транзакционных издержек в российской экономике ... 17
2.1. Динамика транзакционных издержек …………………………... 17
2.2. Транзакционные издержки как экономические потери
общества …………………………………………………………….. 24
2.3. Совершенствование образования транзакционных
издержек в России ………………………………………………….. 28
Заключение ……………………………………………………………... 32
Список использованных источников ……………………………….. 34
Произошло снижение издержек по оказанию давления на органы политической власти в целях перераспределения прав собственности, чем и было предопределено непрерывное нарастание государственного вмешательства в экономику. (В частности, Дж.Уоллис и Д.Норт отметили повысившееся значение законодательных комиссий Конгресса США и расширение полномочий исполнительной власти.) Бремя, которое оказалась вынуждена нести экономика из-за усилившегося государственного активизма, стало неизмеримо тяжелей.
Анализ Дж.Уоллиса и Д.Норта интересен тем, что он вскрывает всю неоднозначность источников расширения транзакционного сектора. Его рост может происходить:
1) при простом перемещении транзакционных услуг из внерыночной сферы на рынок;
2) при снижении стоимости единичной трансакции (за счет экономии на масштабах или лучшей спецификации и защиты прав собственности государством), если эластичность спроса на транзакционные услуги по цене выше 1;
3) при постоянной или повышающейся удельной стоимости транзакционных услуг, если это повышение перекрывается экономией на издержках производства в "трансформационном" секторе в результате научно-технического прогресса;
4) при удорожании
процесса обмена вследствие установления
государством неэффективных правил, регулирующих
отношения собственности.
Таким образом
, можно сделать вывод, что без понятия
транзакционных издержек, невозможно
понять работу экономической системы,
нельзя с пользой проанализировать многие
проблемы. Существование транзакционных
издержек будет подталкивать желающих
торговать к введению различных форм деловой
практики, обеспечивающих сокращение
транзакционных издержек в том случае,
когда затраты по выработке таких форм
оказываются меньше, чем экономия на транзакционных
издержках. Выбор партнеров, тип контракта,
выбор предлагаемых продуктов и услуг
- все может оказать влияние на уменьшение
транзакционных издержек.
2. Анализ трансакционных издержек в российской
экономике
2.1.
Динамика транзакционных издержек
С появлением корпоративного законодательства во второй половине 90-х гг. можно говорить о некоторой стабилизации в сфере прав собственности - борьба переместилась уже в правовое поле. Хотя фактор коррумпированности судов и государственных институтов вносит в результаты этой борьбы свои “поправки”, в значительной степени используются квази-правовые - на грани законности - методы или “дыры” в законодательстве. Тем не менее и для 2000 года были характерны ситуации правового нигилизма, когда захватчик власти в корпорации игнорирует реальную структуру акционерного капитала и тонкости процедурных вопросов управления.
Наиболее значимые корпоративные конфликты 2000 года были связаны с реорганизацией компанией или с процессами экспансии крупных предприятий или промышленных групп. В целом наблюдается смещение от внутрикорпоративных противостояний к враждебным внешним захватам.
В крупнейших компаниях России процесс реорганизации стал объективной необходимостью для дальнейшего долгосрочного развития. Тем не менее, по оценке Института корпоративного права и управления, эти процессы происходят при различном уровне прозрачности (с точки зрения интересов мелких акционеров). Можно выделить три типа реорганизации: консолидация РАО «Норильский никель» и НК «Сургутнефтегаз» (мелкие акционеры поставлены перед фактом), реструктуризация холдинга РАО «ЕЭС России» (мелкие акционеры проинформированы, но не привлечены изначально к подготовке программы), предприятия связи (информирование и привлечение мелких акционеров к разработке программы).
Необходимо отметить, что многие проблемы реструктуризации крупнейших холдингов связаны с последовательностью процессов их создания и приватизации. Широко известный конфликт 2000 г. между менеджментом и мелкими иностранными акционерами РАО «ЕЭС России» имеет в своей основе сложившуюся еще в середине 90-х гг. структуру собственности. Как известно, в РАО присутствуют государство как владелец контрольного пакета акций (долгосрочные стратегические интересы с сильным социальным фактором, но вместе с тем осознание необходимости радикальной технико-технологической реконструкции), миноритарные акционеры (краткосрочные интересы, связанные с динамикой курса акций), акционеры - представители трудового коллектива (специфические интересы сохранения рабочих мест и заработной платы). Конфликты, связанные с последней группой, будут иметь в будущем самостоятельное значение, но также касаются взаимоотношений РАО с региональными властями (социальные интересы и контроль региональных энергетических структур). Хотя генератором потенциальных конфликтов здесь выступает неоптимизированная структура собственности, определенный компромисс интересов может быть найден посредством выработки пока отсутствующих принципов корпоративного управления.
В 2000 году крупнейшие российские компании продемонстрировали позитивные изменения практически по всем показателям. Суммарные объемы выручки и нераспределенной прибыли 50 крупнейших компаний увеличились в среднем на 15%, а рост собственного капитала составил более 6%. Предприятия нефтегазовой отрасли по-прежнему получают основную долю всей выручки и прибыли, что отражает отраслевую структуру доходов экономики страны. Объем продаж нефтяных компаний достиг 71,5% от совокупной выручки вместо 64,4% по итогам предыдущего года. На втором месте по этому показателю с большим отрывом находятся крупнейшие предприятия металлургии (их доля в совокупном объеме выручки выросла с 12,7% до 15,2%).
Совокупный размер прибыли 50-ти крупнейших предприятий за период с 01.10.99 по 30.09.00 составил 12,9 млрд. долл. по сравнению с 11 млрд. долл. по итогам предыдущих четырех кварталов. Рентабельность этих компаний увеличилась с 20,8% до 21,6%, что свидетельствует о повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В то же время темпы роста рентабельности продаж замедлились. Совокупный размер собственного капитала 50 крупнейших компаний составил 67,2 млрд. долл. или около 65,4% от активов. В данном соотношении существенных изменений не произошло (по итогам предыдущего периода доля в собственного капитала активах составляла 65%, при размере первого 63,3 млрд. долл.). Капитализация крупнейших 50 компаний составила 50 млрд. долл., причем нефтегазовая отрасль увеличила свой вес с 68% до 89%, электроэнергетика - с 16% до 18%, капитализация предприятий связи осталась на прежнем уровне (8%).
В 2000 г. около 15 крупных российских корпораций заявили о своем намерении выпустить депозитарные расписки. Показательно также, что большинство российских корпоративных заемщиков на рынке еврооблигаций стремились в срок выполнять свои обязательства по текущим платежам. Для 1999-2000 гг. стало характерно также возрождение интереса к рынку корпоративных облигаций.
Если
до и в ходе кризиса 1998 года “бегство капиталов”
из России носило тотальный характер,
то в 1999-2000 гг. отмечен определенный рост
реинвестирования капиталов. В основе
этого процесса - рост рентабельности
и эффективность вложений в российские
предприятия после девальвации рубля,
когда в некоторых отраслях норма прибыли
имела значения, недостижимые в настоящее
время за рубежом. Это не означает, тем
не менее, что утрачивает свою актуальность
проблема “бегства капиталов” - речь
идет лишь о возросшем притоке ранее
вывезенных средств в виде псевдоиностранных
кредитов и в иных формах.
Таблица 1
Изменения
в структуре собственности средних и крупных
российских АО, 1994-2000 гг., % уставного капитала
1994 | 1996 | 1998 | 2000 | |
Инсайдеры | 60-65 | 55-60 | 50-55 | 30-35 |
Внешние акционеры | 15-25 | 30-35 | 35-40 | 50-55 |
Государство | 15-20 | 9-10 | 5-10 | 10-12 |
Имеющиеся данные за 2000 год свидетельствуют и о существенном изменении в структуре акционерного капитала российских предприятий (табл.1). Качественным переломным моментом является 1998 год. Резкое снижение доли инсайдеров (работников) и рост доли внешних акционеров отражают, во-первых, посткризисные процессы концентрации собственности (в том числе связанные с резким падением стоимости акций), во-вторых - снижение официально зарегистрированной доли менеджеров в среднем от 12-16% в 1996 г. до 7-8% в настоящее время. Последнее связано либо с прямым переходом акций внешним акционерам (продажа или изъятие за долги), либо с расширением практики неформального контроля со стороны менеджеров (перевод имеющихся или оформление скупленных акций на аффилированные структуры).
В сентябре 2000 г. правительство внесло в Госдуму очередной проект программы приватизации на 2001 год, в котором наибольшие вопросы традиционно вызывает список объектов. В списке фигурировали и крупнейшие предприятия (холдинги), приватизация пакетов акций которых уже несколько раз переносилась. Это свидетельствует, в частности, о сложившемся формальном подходе правительства к документу, который с 1997 года парламентом не был принят ни разу. Проекты нового закона о приватизации в принципе исключают контроль Госдумы за приватизацией посредством принятия списков крупнейших предприятий. В этой связи Госдумой в сентябре 2000 г. принят в первом чтении законопроект, внесенный в Госдуму от КПРФ и аграрнопромышленной группы (поправки в закон о приватизации), запрещающий отчуждение из федеральной собственности пакетов акций крупных АО (балансовая стоимость основных фондов которых на 1 января 2000 г. превышала 5 000 000 МРОТ) до принятия программы приватизации. В проект бюджета на 2001 год была внесена поправка, в соответствии с которой до принятия программы приватизации сделки по крупным предприятиям запрещены.
Тем не менее доходы от приватизации в бюджете 2000 года существенно превысили первоначально предполагавшуюся правительством сумму в 22 млрд. рублей (табл. 2). В первом полугодии в федеральный бюджет поступило в результате приватизации 11,16 млрд. рублей (в т.ч. 4,2 млрд. от продажи собственности и 6,98 млрд. - от управления федеральным имуществом).
В целом по предварительным данным в 2000 году доходы от использования и продажи государственного имущества составили 50,6 млрд. рублей, в том числе от продажи - 31,4 млрд., 9,8 млрд. - доход от деятельности СП «Вьетсовпетро», 5,6 млрд. - дивиденды по акциям (1020 АО), 3,4 млрд. - аренда федерального имущества, 0,44 млрд. - от использования федеральной собственности за рубежом.
Основные
доходы от продажи имущества получены
за счет реализации акций нефтяной компании
«ОНАКО» (85% акций, 1,08 млрд. долл.), пакетов
акций НК «ЛУКОЙЛ» (спецаукцион, 0,5%, 1,4
млрд. рублей), Междуреченской и Красноярской
угольных компаний, фабрики «Большевичка».
Летом 2000 года на спец аукционе в 30 регионах
выставлялись последние остававшиеся
у государства 0,25% акций РАО «Норильский
никель». Довольно нелепо выглядит продажа
на отдельном аукционе оставшихся после
спецаукциона 7 (семи) акций РАО. Это соответствует
формальным требованиям законодательства,
однако затраты государства в данном случае
существенно превышают доход.
Таблица 2
Приватизация
в 1995-2000 гг.
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Количество
приватизированных
предприятий |
6000 | 5000 | 3000 | 2583 | 595 | - |
Утвержденный
бюджет |
4,991 трлн. а | 12,3 трлн. | 6,525 трлн. | 8,125 млрд. c d | 15 млрдcf
(всего 18,5) |
18 млрдcf
(всего 23,7) |
Фактически
получено |
7,319 трлн | 1,532 трлн | 18, 654 трлн b | 14,005
млрд e |
8,33 млрд c
(всего 17,3) |
31,4 млрд c
(всего 50,6) |
Дивиденды
по
федеральным пакетам акций |
115 млрд | 118 млрд | 270,7 млрд | 574,6 млн | 6,15 млрд | 5,6 млрд |
Информация о работе Роль и виды транзакционных издержек в экономической деятельности