Роль и виды транзакционных издержек в экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление роли и видов транзакционных издержек в экономической деятельности, выявление экономических и социальных основ формирования транзакционных издержек в условиях рыночной экономики, обоснование необходимости их регулирования, а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием транзакционных издержек в переходный период, характерных для российской действительности.

Содержание

Введение .................................................................................................. 3


1. Теоретические аспекты транзакционных издержек ………….. 6


1.1. Понятие и сущность транзакционных издержек ……………… 6


1.2. Виды транзакционных издержек ………………………………... 10


1.3. Масштабы деятельности транзакционного сектора ………….. 13


2. Анализ транзакционных издержек в российской экономике ... 17


2.1. Динамика транзакционных издержек …………………………... 17


2.2. Транзакционные издержки как экономические потери

общества …………………………………………………………….. 24


2.3. Совершенствование образования транзакционных

издержек в России ………………………………………………….. 28


Заключение ……………………………………………………………... 32


Список использованных источников ……………………………….. 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэкономике.rtf

— 453.44 Кб (Скачать)

     Произошло снижение издержек по оказанию давления на органы политической власти в целях перераспределения прав собственности, чем и было предопределено непрерывное нарастание государственного вмешательства в экономику. (В частности, Дж.Уоллис и Д.Норт отметили повысившееся значение законодательных комиссий Конгресса США и расширение полномочий исполнительной власти.) Бремя, которое оказалась вынуждена нести экономика из-за усилившегося государственного активизма, стало неизмеримо тяжелей.

     Анализ Дж.Уоллиса и Д.Норта интересен тем, что он вскрывает всю неоднозначность источников расширения транзакционного сектора. Его рост может происходить:

     1) при простом перемещении транзакционных услуг из внерыночной сферы на рынок;

     2) при снижении стоимости единичной трансакции (за счет экономии на масштабах или лучшей спецификации и защиты прав собственности государством), если эластичность спроса на транзакционные услуги по цене выше 1;

     3) при постоянной или повышающейся удельной стоимости транзакционных услуг, если это повышение перекрывается экономией на издержках производства в "трансформационном" секторе в результате научно-технического прогресса;

4) при удорожании процесса обмена вследствие установления государством неэффективных правил, регулирующих отношения собственности. 

Таким образом , можно сделать вывод, что без понятия транзакционных издержек, невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы. Существование транзакционных издержек будет подталкивать желающих торговать к введению различных форм деловой практики, обеспечивающих сокращение транзакционных издержек в том случае, когда затраты по выработке таких форм оказываются меньше, чем экономия на транзакционных издержках. Выбор партнеров, тип контракта, выбор предлагаемых продуктов и услуг - все может оказать влияние на уменьшение транзакционных издержек. 
2. Анализ трансакционных издержек в российской экономике
 

    2.1. Динамика транзакционных издержек  

      С появлением корпоративного законодательства во второй половине 90-х гг. можно говорить о некоторой стабилизации в сфере прав собственности - борьба переместилась уже в правовое поле. Хотя фактор коррумпированности судов и государственных институтов вносит в результаты этой борьбы свои “поправки”, в значительной степени используются квази-правовые - на грани законности - методы или “дыры” в законодательстве. Тем не менее и для 2000 года были характерны ситуации правового нигилизма, когда захватчик власти в корпорации игнорирует реальную структуру акционерного капитала и тонкости процедурных вопросов управления.

      Наиболее значимые корпоративные конфликты 2000 года были связаны с реорганизацией компанией или с процессами экспансии крупных предприятий или промышленных групп. В целом наблюдается смещение от внутрикорпоративных противостояний к враждебным внешним захватам.

      В крупнейших компаниях России процесс реорганизации стал объективной необходимостью для дальнейшего долгосрочного развития. Тем не менее, по оценке Института корпоративного права и управления, эти процессы происходят при различном уровне прозрачности (с точки зрения интересов мелких акционеров). Можно выделить три типа реорганизации: консолидация РАО «Норильский никель» и НК «Сургутнефтегаз» (мелкие акционеры поставлены перед фактом), реструктуризация холдинга РАО «ЕЭС России» (мелкие акционеры проинформированы, но не привлечены изначально к подготовке программы), предприятия связи (информирование и привлечение мелких акционеров к разработке программы).

      Необходимо отметить, что многие проблемы реструктуризации крупнейших холдингов связаны с последовательностью процессов их создания и приватизации. Широко известный конфликт 2000 г. между менеджментом и мелкими иностранными акционерами РАО «ЕЭС России» имеет в своей основе сложившуюся еще в середине 90-х гг. структуру собственности. Как известно, в РАО присутствуют государство как владелец контрольного пакета акций (долгосрочные стратегические интересы с сильным социальным фактором, но вместе с тем осознание необходимости радикальной технико-технологической реконструкции), миноритарные акционеры (краткосрочные интересы, связанные с динамикой курса акций), акционеры - представители трудового коллектива (специфические интересы сохранения рабочих мест и заработной платы). Конфликты, связанные с последней группой, будут иметь в будущем самостоятельное значение, но также касаются взаимоотношений РАО с региональными властями (социальные интересы и контроль региональных энергетических структур). Хотя генератором потенциальных конфликтов здесь выступает неоптимизированная структура собственности, определенный компромисс интересов может быть найден посредством выработки пока отсутствующих принципов корпоративного управления.

      В 2000 году крупнейшие российские компании продемонстрировали позитивные изменения практически по всем показателям. Суммарные объемы выручки и нераспределенной прибыли 50 крупнейших компаний увеличились в среднем на 15%, а рост собственного капитала составил более 6%. Предприятия нефтегазовой отрасли по-прежнему получают основную долю всей выручки и прибыли, что отражает отраслевую структуру доходов экономики страны. Объем продаж нефтяных компаний достиг 71,5% от совокупной выручки вместо 64,4% по итогам предыдущего года. На втором месте по этому показателю с большим отрывом находятся крупнейшие предприятия металлургии (их доля в совокупном объеме выручки выросла с 12,7% до 15,2%).

      Совокупный размер прибыли 50-ти крупнейших предприятий за период с 01.10.99 по 30.09.00 составил 12,9 млрд. долл. по сравнению с 11 млрд. долл. по итогам предыдущих четырех кварталов. Рентабельность этих компаний увеличилась с 20,8% до 21,6%, что свидетельствует о повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В то же время темпы роста рентабельности продаж замедлились. Совокупный размер собственного капитала 50 крупнейших компаний составил 67,2 млрд. долл. или около 65,4% от активов. В данном соотношении существенных изменений не произошло (по итогам предыдущего периода доля в собственного капитала активах составляла 65%, при размере первого 63,3 млрд. долл.). Капитализация крупнейших 50 компаний составила 50 млрд. долл., причем нефтегазовая отрасль увеличила свой вес с 68% до 89%, электроэнергетика - с 16% до 18%, капитализация предприятий связи осталась на прежнем уровне (8%).

      В 2000 г. около 15 крупных российских корпораций заявили о своем намерении выпустить депозитарные расписки. Показательно также, что большинство российских корпоративных заемщиков на рынке еврооблигаций стремились в срок выполнять свои обязательства по текущим платежам. Для 1999-2000 гг. стало характерно также возрождение интереса к рынку корпоративных облигаций.

      Если до и в ходе кризиса 1998 года “бегство капиталов” из России носило тотальный характер, то в 1999-2000 гг. отмечен определенный рост реинвестирования капиталов. В основе этого процесса - рост рентабельности и эффективность вложений в российские предприятия после девальвации рубля, когда в некоторых отраслях норма прибыли имела значения, недостижимые в настоящее время за рубежом. Это не означает, тем не менее, что утрачивает свою актуальность проблема “бегства капиталов” - речь идет лишь о возросшем притоке ранее вывезенных средств в виде псевдоиностранных кредитов и в иных формах.  

 

       Таблица 1

      Изменения в структуре собственности средних и крупных российских АО, 1994-2000 гг., % уставного капитала   

      1994 1996 1998 2000
    Инсайдеры 60-65 55-60 50-55 30-35
    Внешние акционеры 15-25 30-35 35-40 50-55
    Государство 15-20 9-10 5-10 10-12
 

 

      Имеющиеся данные за 2000 год свидетельствуют и о существенном изменении в структуре акционерного капитала российских предприятий (табл.1). Качественным переломным моментом является 1998 год. Резкое снижение доли инсайдеров (работников) и рост доли внешних акционеров отражают, во-первых, посткризисные процессы концентрации собственности (в том числе связанные с резким падением стоимости акций), во-вторых - снижение официально зарегистрированной доли менеджеров в среднем от 12-16% в 1996 г. до 7-8% в настоящее время. Последнее связано либо с прямым переходом акций внешним акционерам (продажа или изъятие за долги), либо с расширением практики неформального контроля со стороны менеджеров (перевод имеющихся или оформление скупленных акций на аффилированные структуры).

      В сентябре 2000 г. правительство внесло в Госдуму очередной проект программы приватизации на 2001 год, в котором наибольшие вопросы традиционно вызывает список объектов. В списке фигурировали и крупнейшие предприятия (холдинги), приватизация пакетов акций которых уже несколько раз переносилась. Это свидетельствует, в частности, о сложившемся формальном подходе правительства к документу, который с 1997 года парламентом не был принят ни разу. Проекты нового закона о приватизации в принципе исключают контроль Госдумы за приватизацией посредством принятия списков крупнейших предприятий. В этой связи Госдумой в сентябре 2000 г. принят в первом чтении законопроект, внесенный в Госдуму от КПРФ и аграрнопромышленной группы (поправки в закон о приватизации), запрещающий отчуждение из федеральной собственности пакетов акций крупных АО (балансовая стоимость основных фондов которых на 1 января 2000 г. превышала 5 000 000 МРОТ) до принятия программы приватизации. В проект бюджета на 2001 год была внесена поправка, в соответствии с которой до принятия программы приватизации сделки по крупным предприятиям запрещены. 

      Тем не менее доходы от приватизации в бюджете 2000 года существенно превысили первоначально предполагавшуюся правительством сумму в 22 млрд. рублей (табл. 2). В первом полугодии в федеральный бюджет поступило в результате приватизации 11,16 млрд. рублей (в т.ч. 4,2 млрд. от продажи собственности и 6,98 млрд. - от управления федеральным имуществом).

      В целом по предварительным данным в 2000 году доходы от использования и продажи государственного имущества составили 50,6 млрд. рублей, в том числе от продажи - 31,4 млрд., 9,8 млрд. - доход от деятельности СП «Вьетсовпетро», 5,6 млрд. - дивиденды по акциям (1020 АО), 3,4 млрд. - аренда федерального имущества, 0,44 млрд. - от использования федеральной собственности за рубежом.

      Основные доходы от продажи имущества получены за счет реализации акций нефтяной компании «ОНАКО» (85% акций, 1,08 млрд. долл.), пакетов акций НК «ЛУКОЙЛ» (спецаукцион, 0,5%, 1,4 млрд. рублей), Междуреченской и Красноярской угольных компаний, фабрики «Большевичка». Летом 2000 года на спец аукционе в 30 регионах выставлялись последние остававшиеся у государства 0,25% акций РАО «Норильский никель». Довольно нелепо выглядит продажа на отдельном аукционе оставшихся после спецаукциона 7 (семи) акций РАО. Это соответствует формальным требованиям законодательства, однако затраты государства в данном случае существенно превышают доход.   

 

       Таблица 2

      Приватизация в 1995-2000 гг. 

      
  1995 1996 1997 1998 1999 2000
Количество приватизированных

предприятий

6000 5000 3000 2583 595 -
Утвержденный

бюджет

4,991 трлн. а 12,3 трлн. 6,525 трлн. 8,125 млрд. c d 15 млрдcf

(всего 18,5)

18 млрдcf

(всего 23,7)

Фактически

получено

7,319 трлн 1,532 трлн 18, 654 трлн b 14,005

млрд e

8,33 млрд c

(всего 17,3)

31,4 млрд c

(всего 50,6)

Дивиденды по

федеральным

пакетам акций

115 млрд 118 млрд 270,7 млрд 574,6 млн 6,15 млрд 5,6 млрд

Информация о работе Роль и виды транзакционных издержек в экономической деятельности