Роль и место России в международном движении капитала на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Поначалу вывоз капитала был свойственен для небольшого числа промышленно развитых стран, осуществлявших экспорт капитала на периферию мирового хозяйства

Содержание

Введение 3
1. Особенности участия России в международном движении капитала 4
1.1. Исторические аспекты движения капитала в России 4
1.2. Особенности вывоза капитала из России 6
1.3. Особенности ввоза капитала в Россию 7
2. Роль и место России в международном движении капитала на современном этапе 8
2.1. Инвестиционный климат России 8
2.2. Перспективы России на международном рынке движения капиталов 10
Заключение 11
Источники 12

Работа содержит 1 файл

РФ и международное движение капитала.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

 

     

Оглавление 
 
 

 

     Введение

 

     Международное движение капитала, его активная миграция между странами является важнейшей  составной частью и формой современных международных экономических отношений.

     Вывоз капитала разбил монополию вывоза товаров  в эпоху углубленного развития мирового хозяйства. Дополняя и опосредуя  вывоз товаров, он становится определяющим в системе международных экономических  отношений.

     Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Поначалу вывоз капитала был свойственен для небольшого числа промышленно развитых стран, осуществлявших экспорт капитала на периферию мирового хозяйства. Развитие мирового хозяйства существенно раздвинуло рамки этого процесса: вывоз капитала становится функцией любой успешно, динамично развивающейся экономики.

     Субъектами  движения капитала в мировом хозяйстве  и источниками его происхождения выступают частные коммерческие структуры, государственные, международные экономические и финансовые организации. 
Движение капитала, его использование осуществляется в форме:

- прямых  инвестиций в промышленные, торговые  и другие предприятия; 
- портфельных инвестиций (в иностранные облигации, акции, ценные бумаги); 
- среднесрочных и долгосрочных международных кредитов (или займов) ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям; 
- экономической помощи: бесплатно и в виде льготных кредитов (беспроцентных, низкопроцентных).

     Участие России в международном движении капитала заметно, однако весьма специфично.

     Как страна — импортер капитала Россия является заметным объектом приложения ссудного капитала, преимущественно государственного и международных организаций

     Россия  особенно заинтересована в притоке  прямых инвестиций, так как они  не увеличивают внешний долг (а  напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту.

     Потенциально Россия может быть одной из ведущих стран с переходной экономикой по объему приложения прямых инвестиций. Этому способствует ее большой внутренний рынок, сравнительно квалифицированная и одновременно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, огромные природные ресурсы и наличие инфраструктуры, хотя и не слишком развитой. Однако социально-политическая ситуация в стране нестабильна. Хозяйственные законы противоречивы, часто подвергаются изменениям. Высока криминализация и бюрократизация экономики. Нет ясности с правами собственности (на приватизированные объекты, землю), высока вероятность сильных изменений в экономической политике в целом. Экономика страны находится в состоянии длительного кризиса, сохраняется высокая инфляция, уровень налогов и инвестиционных льгот явно не способствует предпринимательской деятельности. Все эти причины воздействуют на инвестиционный климат в нашей стране, который оценивается как не очень благоприятный.

  1. Особенности участия России в  международном движении капитала
    1. Исторические  аспекты движения капитала в России

     Первый  внешний заем был сделан Россией  в 1769 г. у голландских банкиров на сумму 5,5 млн. гульденов. Однако особенно активно прибегать к внешним  заимствованиям Россия начала со второй половины XIX века. Главной сферой приложения иностранных займов было железнодорожное строительство - на эти цели со второй половины XIX в. до начала первой мировой войны было израсходовано иностранных займов на сумму в 3 млрд. зол. руб.

     Первая  иностранная компания - "Немецкое континентальное газовое общество" - начала свою деятельность в России в 1855 г. Приток предпринимательского капитала достиг своего пика в конце XIX - начале XX вв. Общая сумма аккумулированных иностранных капиталовложений оценивалась накануне I мировой войны примерно в 2 млрд. зол. руб. Они были вложены прежде всего в тяжелую промышленность, а также коммунальное хозяйство и кредитные учреждения. Не менее велики были размеры привлеченных кредитов, особенно в железнодорожное строительство.

     Возобновившаяся после гражданской войны и длившаяся около полутора десятков лет деятельность иностранного предпринимательского капитала в виде концессий и смешанных торговых и акционерных обществ была по размаху намного меньше, чем в довоенные годы: ввоз предпринимательского капитала составил за 20-30-е годы всего 200 млн. зол. руб. По оценке, концессии и смешанные общества привлекли в страну кредитов на несколько сотен млн. зол. руб. К фирменным и банковским кредитам из-за рубежа под государственную гарантию и в рамках государственных кредитов прибегали и советские организации, в результате чего внешняя задолженность СССР в 1931 г. достигла 1,4 млрд. руб.

     Политика  внешних заимствований (если не считать  операций по ленд-лизу во время второй мировой войны) активизировалась в 70-е годы и особенно во второй половине 80-х - первой половине 90-х годов.

     Приток  предпринимательского капитала, прекратившийся в 30-е годы, возобновился в конце 80-х после принятия правительством СССР постановлений о привлечении  иностранного капитала.

     Перейдем  к вывозу капитала. Россия приступила к систематическому экспорту капитала в последние десятилетия прошлого века. Капитал вывозился преимущественно  в Китай и Персию, а также  Монголию. За 1886-1914 гг. Россия вывезла  за границу примерно 2,3 млрд. руб., что составляет около 33 млрд. долл. в ценах 1995 г.

     В период между двумя мировыми войнами  вывоз капитала из СССР не прекратился, хотя и сильно уменьшался по объему. Кредиты предоставлялись Турции, Ирану, Афганистану, Монголии преимущественно  в рамках товарооборота с ними. Во многом для торговли с этими странами была создана сеть так называемых смешанных (т. е. совместных) акционерных обществ, проводивших торговые операции в этих традиционных для российской торговли регионах мира. Позднее к ним начали прибавляться смешанные общества в странах Европы. Для кредитования внешней торговли и ее транспортного и страхового обеспечения на Востоке и в Европе были созданы также банки, транспортно-экспедиторские, страховые и другие компании с отечественным капиталом.

     В первые послевоенные годы к ним добавились предприятия и смешанные общества, полностью или частично перешедшие к СССР в рамках репарации. Однако в течение 50-х годов СССР в большинстве  случаев безвозмездно передал дружественным  коммунистическим странам свою долю в этих зарубежных предприятиях и обществах (в том числе около 100 предприятий ГДР). Но уже в 60-е годы начинается волна создания, правда, преимущественно в Западной Европе, новой серии смешанных обществ, прежде всего в целях расширения советского экспорта. За 60-80-е годы таких обществ было создано несколько десятков, причем не только Министерством внешней торговли, но и Минморфлотом, Минрыбхозом, Госкоминтуристом, Госкино и другими министерствами, ведомствами и организациями (точнее, их внешнеторговыми и внешнеэкономическими объединениями). Позднее, с конца 1980-х годов, смешанные общества за рубежом начали создаваться уже предприятиями.

     В целом для послевоенного СССР характерна тенденция наращивания вывоза государственного капитала в ссудной форме. СССР начал предоставлять кредиты дружественным восточноевропейским режимам уже в конце второй мировой войны.

     В 50-е годы все более и более  заметными получателями кредитов становятся развивающиеся страны. В 1961-1965 гг. советские  кредиты обеспечили 12% объема капиталовложений Ирака на развитие экономики, 15% капиталовложений Египта, 12% государственных капиталовложений Индии.

     Объем предоставления кредитов зарубежным странам  нарастал вплоть до середины 80-х годов. В 1986 г. объем чистой экономической помощи (т. е. за вычетом выплат по ранее предоставленным кредитам) СССР только развивающимся странам (включая азиатские социалистические страны и Кубу) составлял 15 млрд. руб. (около 23 млрд. долл. по официальному курсу), что равнялось 1,9% ВНП страны. Это был один из самых высоких показателей в мире. В последующие годы существования СССР этот показатель снижался (так, в 1989 г. он составлял уже 1,4%), приближаясь к 1%. Причем в показатель чистой экономической помощи не включается помощь через цены (часто заниженные на советский экспорт в дружественные страны и нередко завышенные на советский импорт из этих стран), а самое главное - кредиты по линии военной помощи. В отдельные годы ее объем превышал объем экономической помощи. Косвенным свидетельством размаха военной помощи служит тот факт, что основная часть (по некоторым оценкам, до 80%) накопленной к концу 1989 г. внешней задолженности зарубежных стран Советскому Союзу в размере 96 млрд. руб. (150 млрд. долл. по официальному курсу) состояла из так называемых "специальных кредитов", т. е. на поставку оружия и другой военной техники.

     Существование в первые два года после распада  СССР рублевой зоны и предоставление на первых порах Россией другим бывшим советским республикам в это  время беспроцентных и льготных технических и государственных кредитов в рублях привели к резкому скачку в вывозе ссудного капитала. Подобная финансовая помощь другим странам СНГ в 1992 г. составила более 8% ВВП России, то есть около 70 млрд. долл., если оценивать ВВП по покупательной способности рубля.

    1. Особенности вывоза капитала из России

     Россия, вступив в зону экономического роста, стала укреплять свои позиции  на мировом рынке капитала. Она стала объектом расширяющихся притоков иностранных инвестиций. И в то же время стала сама проникать на зарубежные рынки, размещая там свои активы. Основные страны - реципиенты российского капитала - это США, Австрия, Кипр, Великобритания, Багамские острова, Украина.

     Весь экспорт российского капитала можно разделить на три составляющие:

     - вывоз капитала за рубеж с целью укрепления торговых позиций российских компаний за рубежом. В этом случае государство должно лояльно относиться к вывозу капитала, так как он улучшает торговые позиции страны и позволяет в будущем получать экспортную выручку и доходы от вложения капитала за рубежом;

     - незаконный вывоз теневого капитала (например, нажитого преступным путем). При вывозе подобного капитала ущемляются интересы государства, которое является гарантом соблюдения законности в стране. Криминальный капитал рассчитывает спрятаться подальше от страны происхождения, законы которой он нарушил. Масштабы миграции теневого капитала не зависят от инвестиционного климата в стране, поскольку не имеют возможности инвестироваться внутри страны;

     - вывоз законно полученных доходов, утекающих за границу из-за неверия в перспективы стабильной и эффективной работы в российских условиях, из-за угрозы насильственного захвата бизнеса или больших коммерческих рисков.

     Две последние составляющие вывоза капитала относят к «бегству капитала» - крайне нежелательному явлению для любой страны. Бегство капитала лишает страну инвестиций, ведет к удорожанию кредитных ресурсов банков и, следовательно, к замедлению темпов роста экономики. Вместе с тем вывести капитал не всегда означает эффективно его использовать. Закрепиться на насыщенных зарубежных рынках и прибыльно вести свой бизнес за рубежом удается далеко не всегда. Поэтому беглый российский капитал, имеющий криминальное происхождение, частично возвращается назад, но уже под флагами Кипра, Багамских островов и т. д. От истинных иностранных инвестиций его отличает то, что он не привозит с собой новых технологий и передового менеджмента, а лишь инвестирует «отмытый» капитал в привычную для себя среду.

     Бороться  с «бегством капитала» государству крайне сложно. Меры борьбы в основном концентрируются на ужесточении контроля за соблюдением действующего законодательства: валютного, таможенного и налогового контроля. Это позволяет снизить масштабы бегства криминального капитала. Что же касается бегства легального капитала, то единственным способом остановки этого процесса является создание благоприятного инвестиционного климата в своей стране. Это предполагает проведение комплексной долгосрочной политики, направленной на защиту прав собственности, увеличение инвестиционного потенциала экономики России и сокращение инвестиционных рисков. 

Информация о работе Роль и место России в международном движении капитала на современном этапе