Использование
балансового метода в системе
регионального управления позволяет:
выбрать наиболее рациональные соотношения
между отраслями, определяющими
хозяйственный профиль региона,
и отраслями, дополняющими территориальный
комплекс; разработать экономически
обоснованные варианты размещения производства;
оценить целесообразность размещения
нового хозяйственного объекта на конкретной
территории; определить его мощность
и стоимость; определить потребность
региона в ресурсах, товарах, рабочей
силе; оценить степень удовлетворения
региона в продукции за счет собственного
производства и объема вывоза (ввоза)
необходимой продукции. Практическое
применение балансового метода в
управлении региональной экономикой означает
разработку системы балансов. Система
региональных балансов и балансов расчетов
незаменима при: анализе и определении
необходимых пропорций регионального
воспроизводственного процесса; выявлении
диспропорций в развитии хозяйственного
комплекса региона и принятии
мер по их устранению и предупреждению;
выявлении резервов дальнейшего
развития производства и эффективном
распределении ресурсов в целях
обеспечения производства необходимого
обществу товара; разработке и осуществлении
рациональных внутриотраслевых, межотраслевых,
региональных и межрегиональных
связей.
К сожалению,
на протяжении нескольких десятилетий
в бывшем СССР балансы разрабатывались
изолированно друг от друга, без взаимной
увязки. В настоящее время
происходит как бы возрождение балансового
метода. В условиях перехода к рыночной
экономике он может быть использован и
как метод координации, согласованности,
увязки отдельных разделов, показателей
региональных прогнозов, планов, целевых
комплексных программ, и как метод выявления
узких мест и диспропорций в социально-экономическом
развитии региона. [5,327]
Нормативный
метод представляет собой метод
обоснования показателей с помощью
установленных норм и нормативов,
в пределах которых должны совершаться
проектные, экономические, социальные,
технологические явления и процессы.
Нормы и нормативы представляют
собой необходимую базу научной
разработки региональных прогнозов, планов,
программ, балансов, технико-экономических
проектов. Если общим выражением
пропорций является балансовый метод,
то частным, единичным выражением пропорций
— нормативный метод. Этим определяется
тесная связь нормативного метода с
балансовым. Однако нормативный
метод имеет большое самостоятельное
значение в регулировании социально-экономических
и экологических процессов, в
частности через использование
норм и нормативов в определении
потребностей в сырье, материалах, товарах,
услугах потребительского бюджета
и т. д. Состав норм и нормативов весьма
разнообразен. Существуют три подсистемы
норм и нормативов:
- ресурсная
подсистема (нормы и нормативы
расхода и запасов сырья, материалов,
топлива, энергии на единицу
продукции, услуг, использования
производственных мощностей; удельные
капитальные вложения; нормы продолжительности
строительства и т. д.);
- подсистема
эффективности общественного производства
(производство продукции на один
рубль затрат, фондоотдача, производительность
труда и т. д.);
- подсистема
социально-экономических и экологических
норм (денежные доходы на душу
населения, средняя заработная
плата, потребление продуктов питания
на душу населения, потребительский бюджет,
предельно допустимые концентрации вредных
веществ и т. д.).
В современных
условиях большое значение приобретают
создание единой научно обоснованной
системы норм и нормативов, их дифференциация
на региональном уровне и поэтапное
введение в каждом регионе с учетом
имеющихся материальных и финансовых
ресурсов. Особое внимание следует
обратить на разработку научно обоснованных
социальных норм и нормативов, а
также норм, регулирующих финансовые
отношения работодателей с бюджетами
разных уровней: федерального, регионального,
местного.
Методы социологических
исследований находят все большее
применение в управлении региональной
экономикой. Они напрямую связаны
с практической сферой. Задачи, решаемые
прикладной социологией, зависят от
регулирования конкретных социально-экономических
процессов, прогнозирования, планирования
и управления в четко очерченных
сферах жизни. Например, в сфере
развития какой-либо отрасли экономики
региона могут решаться такие
задачи:
- изучение, анализ, оценка современного состояния отрасли;
- выявление наиболее острых проблем, требующих безотлагательного решения, разработка возможных вариантов их устранения;
- формирование системы показателей как критериев определения приоритетов, планирования и прогнозирования;
- анализ и оценка возможных результатов, последствий и этапов реализации реформ, прогнозов, планов, программ стабилизации и развития отрасли;
- разработка научного обеспечения и практических рекомендаций решения конкретных проблем, возникающих в отдельных звеньях отрасли. [3,309]
Методы экономико-математического
моделирования представляют собой
совокупность способов (приемов) расчета
социально-экономических показателей
с применением прикладной математики
и математической статистики. Достаточно
распространенными моделями региональной
экономики являются модели региона, модели
размещения, межрегиональные модели национальной
экономики. Их применение позволяет выявить
взаимосвязи в экономике региона, обосновать
изменение социально-экономических показателей,
осуществлять многовариантные расчеты
региональных прогнозов, программ и других
разработок и выбрать из них оптимальный.
Центральное
место в моделировании региональной
экономики занимают модели региона
— межотраслевой баланс и его
модификации. Методология разработки
таких балансов является достаточно
отработанной.
Моделирование
размещения можно представить моделями
транспортировки грузов (классическая
транспортная задача), размещения производства
(модель размещения сельскохозяйственного
производства, производственно-транспортные
модели), миграции населения. К межрегиональным
моделям национальной экономики
относятся: межрегиональный межотраслевой
баланс, модель экономического взаимодействия
регионов.
В условиях
перехода регионов к рыночным условиям,
для которого характерны неустойчивость
экономических процессов, непоследовательная
экономическая политика, создаются
определенные трудности для моделирования.
В то же время выдвигаются новые
требования к моделированию в
связи с появлением необходимости
количественной оценки кризисных ситуаций,
последствий распада, сложившихся
хозяйственных связей и т. д. С
этой целью создаются новые теории,
математический аппарат, модели. В
настоящее время проведение работы
по моделированию затрудняется по причине
недостаточности информации: имеются
серьезные проблемы с получением
информации о частном секторе, о
развитии теневой экономики, с динамическими
рядами сопоставимых данных, отсутствующих
в связи с переводом статистики
на новую методологию. Благоприятным
условием для развития моделирования
региональной экономики является компьютеризация.
В современных
условиях возрастает роль территориальных
аспектов развития экономических систем
как на макро-, так и на мегауровне,
что вызывается социально-экономическими
диспропорциями в региональном развитии,
имеющими особую остроту в условиях
трансформационного, связанного с переходом
к рыночно ориентированной экономике,
кризиса. Спад производства, рост безработицы
в депрессивных регионах, гиперурбанизация,
острые экологические проблемы, центробежные
тенденции в регионах многих стран
требуют научно обоснованного подхода
к решению проблем управления
региональным развитием. С учетом остроты
перечисленных проблем, а также
глубины и основательности отечественных
и зарубежных исследований в области
экономических и социальных аспектов
регионального развития сегодня
экономику и управление регионом
можно считать самостоятельной,
вполне сформировавшейся отраслью науки
даже, несмотря на то, что некоторые
ученые склонны отождествлять ее
с экономической географией. [5,289]
Роль экономики
регионов как науки
Региональная
экономика — сравнительно молодая
наука и учебная дисциплина.
На Западе данная отрасль знаний, которая
более известна там как региональная
наука, сформировалась в 50-х гг. ХХ в.
Идеологом и непосредственным организатором
ее признан У. Айзард. Как о
науке в нашей стране о ней
заговорили в 70-х гг. ХХ в., а как
об учебном предмете — лишь в
конце 1980-х — начале 1990-х гг.
Курс региональной
экономики взаимосвязан со многими
другими экономическими и иными
науками. Он затрагивает области
экономической теории, региональной
демографии, социологии, культурологии,
политологии и прочих наук. По мнению
академика А. Г. Гранберга, региональная
экономика по своей значимости должна
занять одно из центральных мест в экономической
науке в целом: «...ядро экономической науки
будет строиться как трехполюсная система:
макроэкономика, микроэкономика, региональная
экономика» [1, 33].
Ряд экономистов
важнейшим аспектом исследований региональной
экономики считает процесс общественного
воспроизводства и его пропорции
— производство, распределение, обмен
и потребление общественного
продукта и производственных ресурсов
в регионах.
Новейшие
работы отечественных авторов
по региональной экономике совершенно
обоснованно делают упор на
системный подход к предмету
науки. Так, по мнению академика
А. Г. Гранберга, это не только
экономика отдельного региона,
но и экономические связи между
регионами, региональные системы
(национальная экономика как система
взаимодействующих регионов), а также
и размещение производительных
сил и региональные аспекты экономической
жизни. Правда, фактического «вторжения»
в другие территориальные экономические
науки, как у иных авторов, здесь не произошло,
поскольку межрегиональное размещение
производительных сил выступает только
в виде фона, условия формирования экономики
регионов и подробно не рассматривается.
При обосновании
содержания региональной экономики
как самостоятельной науки (дисциплины),
на наш взгляд, целесообразно
исходить из следующих позиций:
1. Необходимо
считать ее предметом исследование
(изучение) экономики отдельных регионов
и их систем. Поэтому, в отличие
от экономической географии, размещение
отраслей хозяйства и ресурсного
потенциала по стране должно
рассматриваться в данном курсе
не в качестве основного предмета,
а в дополнение к нему, в
виде «внешних», макроэкономических
условий, предпосылок формирования
хозяйства регионов.
Согласно
объективной классификации наук,
их разделение основывается на
различии предмета, а не на
этапности изучения (начальное, последующее)
и т. п., причем должна соблюдаться
субординация понятий. Так, понятия
«народное хозяйство», «макроэкономика»,
«производительные силы» относятся
к более высокой категории,
чем «отрасль», «регион», «предприятие».
Следовательно, логически вытекают
из региональной экономики не
наука о размещении производительных
сил или экономическая география,
а как раз наоборот.
2. Требуется
обязательно включить в содержание
дисциплины не только категорию
производительных сил, но и
экономических отношений — региональных
и межрегиональных, складывающихся в процессе
развития хозяйства (отношения между хозяйствующими
субъектами, между ними и населением, государственными
и местными органами управления и т. д.).
Изучение этих отношений надо вести путем
выявления роли экономических законов
в развитии регионов, использования для
анализа и оценок явлений и процессов
экономических категорий и показателей.
3. Региональная
экономика должна иметь солидную
теоретическую основу, поскольку
решаемые ею задачи, включая выработку
региональной политики, разработку
региональных схем, прогнозов, программ
и т. д., весьма сложны и ответственны.
Территориально-экономические дисциплины
могут изучать практические вопросы разного
уровня: региональная экономика — «предпланово-планового»,
районная планировка и градостроительство
— проектного (отсюда разного характера
и детальности, вырабатываемые ими инструктивно-нормативные
материалы).
Таким
образом, региональная экономика
— это научное направление
и учебная дисциплина. Она исследует
и изучает законы, факторы и
особенности, а также методы
формирования экономики отдельных
регионов и их систем, включая
производительные силы, внутри- и
межрегиональные экономические
отношения, для выработки региональной
политики, регулирования хозяйства.
Курс
региональной экономики взаимосвязан
со многими экономическими и
другими науками. Обширна необходимая
ему для обоснования научных
основ и общих условий развития
регионов «внешняя» информация. Особенно
важны сведения, почерпнутые из общей
экономической теории, из науки об управлении
экономикой и из экономической географии.
Наиболее
тесно региональная экономика
стыкуется с экономической географией
(при рассмотрении предпосылок
развития регионов) и дисциплиной
«Управление развитием региона»
— частью общей науки об
управлении (в отличие от последней
в региональной экономике упор
делается не столько на управленческую
«технологию», сколько на учет
типологических особенностей различных
регионов при регулировании их
развития). Из демографии существенны
данные об особенностях воспроизводства
населения по регионам; из технических
и естественных наук — о
закономерностях и особенностях
территориального распределения
полезных ископаемых, рельефа, почв,
природных вод, растительности, климата,
геологических условий строительства
и прочее для обоснования предпосылок
формирования экономики различных
регионов. [3,401]