Роль и функции прогнозирования, стратегического и индикативного планирования и программирования в государственном регулировании рыночн

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Перечень документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает: прогнозы развития экономики и сопряженных сфер, концепцию социально-экономического развития, программы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и крупных многоотраслевых комплексов. Кроме того, для целей рационального руководства экономическим развитием насущно необходима разработка индикативного плана.

Содержание

1. Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………3
2. Методика экономического прогнозирования…………………………….7
3. Разработка концепции социально-экономического развития страны..12
4. Стратегическое и индикативное планирование………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………17

Работа содержит 1 файл

экономика(доходы бюджета).docx

— 43.35 Кб (Скачать)

Этапы разработки концепции социально-экономического развития. Разработка концепции государственной экономической  политики базируется на следующих элементах:

1. Анализ положения дел в экономике. С него начинается рациональная государственная экономическая политика. Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, выделяются «болевые  точки» в экономике страны, отрасли, региона, сферы, оценивается срочность решения проблем, альтернативные последствия устранения или неустранения отрицательных явлений.

2. Выработка и обоснование целей. Он начинается с определения всех возможных целей вообще, с так называемой каталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели; она относится к предварительным, опосредствующим или конечным, количественным или качественным, краткосрочным или среднесрочным целям. У некоторых целей могут быть одновременно разные характеристики, в этом случае следует выделить главные из них с точки зрения современной ситуации.

Цели  также различают по масштабам  воздействия их исполнения на народное хозяйство и по количественным  параметрам затрат, по возможности  институционального, финансового и  кадрового обеспечения. Далее выясняются взаимоотношения между целями: они  могут быть гармоничными, нейтральными или конфликтными.

3. Упорядочение целей, построение  дерева целей - это задача формирования динамичной  системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.

Дерево целей - систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития.

Генеральной целью государственного регулирования  экономики является укрепление и совершенствование существующего  социально-экономического строя.

Целями  первого уровня выступают:

а. Повышение  уровня жизни населения страны.

б. Поддержание  социальной стабильности в обществе.

в. Обеспечение  развития экономики страны в будущем.

г. Экологическая  безопасность страны.

Целями второго уровня являются более детальные показатели, характеризующие  условия выравнивания  экономического  цикла, совершенствование структуры  национальной экономики.

Все эти  цели вместе с генеральной, образуют дерево целей.

Принципы разработки целей государственного регулирования:

- Адекватность существующему  строю. Соответствие генеральной цели  деятельности государства – сохранению, укреплению и совершенствованию существующего строя, решению задач повышения уровня жизни народа.

- Научная обоснованность. Оправданны постановка и осуществление любой цели,  которая улучшает положение в экономике в целом, в отдельном секторе или на хозяйственном объекте, не нанося ущерба другим. Если достижение данной цели ведет к нанесению ущерба другим объектам, то этот ущерб должен быть полностью возмещен.

- Взаимосвязь набора  целевых установок. Любая цель государственного регулирования может быть поставлена и достигнута только  во взаимодействии со всеми остальными целями в соответствии с ее местом в системе приоритетов целей.

-  Реальность целевых установок.  Поставленные цели должны находиться в рамках возможного, т. е. не только в пределах существующих юридических норм  (их в случае крайней необходимости можно изменить в соответствии с установленной процедурой), но и в пределах реальных границ.

- Приемлемость целей членами сообщества. Поставленные цели должны быть ясны, понятны и желательны широким массам избирателей, союзам по экономическим интересам.

Анализ применимости инструментов государственного регулирования.

Сюда  относятся выяснение условий  применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени  совместимости отдельных средств, побочных эффектов их применения, эффективности  средств регулирования и достаточности  обоснования необходимости их применения.

Важным  остается вопрос о возможностях и  границах применения административных методов и  средств государственного регулирования, таких как государственное  программирование экономики, национализация частной собственности,  поддержка  развития  государственного сектора.

 

4. Стратегическое и индикативное планирование

 

Экономические, демографические, социальные, технологические, экологические процессы отличаются длительностью и значительной инерционностью. Смена преобладающих  поколений людей (в активном возрасте) происходит примерно раз в 30 лет, поколений техники - раз в 10 лет, технологических укладов - раз в 45-55 лет. От начала разработки инвестиционного проекта до окупаемости инвестиций проходит обычно от 3 до 10 лет. Структурные сдвиги в экономике также требуют немалого времени. Поэтому в государственном регулировании экономики нельзя ограничиваться годовым горизонтом. Необходимы долгосрочные и среднесрочные планы, которые направлены на решение крупных стратегических задач.

Это не означает, что такие планы  нужно разрабатывать лишь Раз в 5-Ю лет. В жизни постоянно происходят перемены и не редко существенные. Это вынуждает периодически корректировать и продлевать временной горизонт стратегического плана.

Стратегический. план имеет, свои особенности  по сравнению с текущим индикативным планом. Во-первых, он должен охватывать достаточно продолжительный период, чтобы иметь возможность решать крупные стратегические задачи социально-экономического развития. Во-вторых, его показатели имеют укрупненный, обобщающий характер, ибо детали невозможно и нецелесообразно предусматривать на длительный период. В-третьих, этот план может иметь вариантный характер, предусматривать альтернативные сценарии на перспективный период в зависимости от тенденций изменения внутренних и внешних факторов развития. В-четвертых, стратегический план может и должен периодически пересматриваться, корректироваться, продлеваться с учетом изменений конъюнктуры или при переходе от фазы к фазе экономического цикла.

Стратегический план, особенно долгосрочный, охватывает несколько фаз экономического цикла, а то и несколько сменных среднесрочных экономических циклов.

Система показателей стратегического  плана должна носить укрупненный, обобщенный и в тоже время достаточно полный, системный характер, позволяющий отражать все основные параметры развития системы. На федеральном уровне стратегический план должен характеризовать процессы:

-  демографического развития, возможности ослабить или преодолеть тенденцию к депопуляции, преобладающую в большинстве регионов и угрожающую будущему страны;

- социального развития, динамики уровня и качества жизни населения, развития, образования и подготовки кадров, культуры, здравоохранения, социального обеспечения;

- экономического развития, темпов роста ВВП, структурных сдвигов в экономике, динамики инвестиций, уровней инфляции, укрепления финансово-кредитных институтов, улучшения системы управления экономикой;

- научно-технического  прогресса, динамики науки и инноваций, мер по модернизации экономики на основе освоения и распространения новых поколений техники и технологических укладов, развития информационной сферы и т.д.;

- экологического развития, показателей воспроизводства и охраны природных ресурсов

- территориального развития, т.е. сближения уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и федеральных округов, решения межрегиональных проблем федерального значения;

- внешнеэкономических  связей, т.е. осуществления интеграционных мероприятий в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества, Союза Беларусь-Россия, улучшения показателей экспорта и импорта, погашения внешнего долга, ожидаемых изменений валютного курса рубля, развития международного туризма и т.п.

Все эти показатели взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому в стратегическом планировании используются межотраслевой батане, другие макромодели, позволяющие отражать сложные цепные взаимосвязи подсистем национальной экономики на перспективный период. Необходимо содействовать развитию стратегического мышления у государственных служащих, овладению ими существом и методами стратегического планирования.

Индикативное планирование является главной формой конкретного наполнения и реализации стратегических планов. Хотя научные основы индикативного планирования разработаны Н.Д. Кондратьевым еще в 20-е гг., они до сих пор не нашли в России практического применения на федеральном уровне.

В странах, где используется такая  форма планирования, правительства разрабатывают проекты индикативных планов и представляют их на рассмотрение и утверждение парламентов. Аналогичный подход целесообразно использовать и в России для усиления позитивного влияния индикативных планов на социально-экономическое развитие страны.

Индикативные планы включают небольшое  число обобщающих показателей (интикатив), ориентирующих для частного сектора, но обязательных для государственного сектора и органов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

1. Албегова  И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная  экономическая политика: опыт перехода  к рынку. М.: Дело и Сервис, 2009. – 379 с.

2. Басовский  Л.Е. Прогнозирование и планирование  в условиях рынка. Учебное пособие.  М.: ИНФРА-М, 2009. – 420 с.

3. Ведута  Е.Н. Государственные экономические  стратегии / Рос. экон. акад. М.,2008. - 440 с. 

4. Государственное  регулирование рыночной экономики:  Учебник / под общ. ред. Кушлина  В.И., Волгина Н.А. М.: Экономика, 2009. – 511 с.

5. Государственное  регулирование рыночной экономики:  Учеб. Пособие. – М.: Дело, 2008. –  280 с. 

6. Кейнс  Дж. М. Общая теория занятости,  процента и денег. - М., 2008. – 290 с.

7. Орешин  В.П. Государственно регулирование  национальной экономики (в вопросах  и ответах): учебное пособие. –  М.: ИНФРА-М, 2009. – 124 с. 

8. Стиглиц  Дж. Э. Экономика государственного  сектора / Пер. с англ. М.: Изд-во  МГУ, 2009. – 287 с.

9. Черныш  Е.А. Прогнозирование и планирование: Учеб. пособие / Е.А. Черныш, Н.П.  Молчанова, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова.  М.: Изд-во ПРИОР, 2009. – 360 с.

10. Шамхалов  Ф.И. Государство и экономика: (бизнес и власть). М.: Экономика, 2009. – 401 с.

11. Эффективность  государственного управления / Пер.  с англ. Общ. ред. С.А. Братчикова  и С.Ю. Глазьева. М.: Консалтбанкир, 2008. – 411 с.


 



Информация о работе Роль и функции прогнозирования, стратегического и индикативного планирования и программирования в государственном регулировании рыночн