Роль государственного регулирования в национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………...………………………….3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В ЭКОНОМИКЕ……………...….……..5
Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике ……………………………………...........................................5
Понятие частного сектора, его значение для экономики ...........................9
Основные теоретические подходы и взгляды на роль государства в экономике, оптимального соотношения государственного и частного секторов ………………………………………...………………………….………...…...12
МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЧАСТНОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ.……………………….…………...21
2.1. Приватизация как основа формирования частного сектора………......21
2.2. Роль государства в рыночной экономике …………………………...….….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...……………….…..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………...…….……35

Работа содержит 1 файл

Роль государственного регулирования.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

   Для удовлетворения  неплатежеспособной части социально-значимых потребностей государство  организует нерыночную («квазирыночную») сферу     производства. Нерыночный  сектор смешанной экономики существует за счет    рыночного сектора и не может превышать размеров его «консолидированного излишка» (т.е. суммы «излишка потребителя» и «излишка производителя»).

     То  есть должен существовать особый  баланс: с одной                              стороны - между величиной расходов, необходимых  для удовлетворения потребностей, обеспечиваемых  исключительно рынком «так называемых «классических товаров»), и с другой стороны - между величиной                               расходов, необходимых для удовлетворения   потребностей, обеспечиваемых исключительно   государством (так называемых «общественных благ»).

Представленная  графическая модель смешанной экономики носит абстрактный характер, но дает понять ее суть.

Конкретная  экономика конкретной страны имеет свои                               проблемы, но логика смешанной экономики едина,    это: насколько увеличивается рыночный сектор,  настолько (в пределах определившейся     потребности) уменьшится государственный сектор; насколько эффективен финансовый потенциал     рыночного сектора, настолько экономически  «обеспечен» и государственный сектор;    процесс приватизации (в том числе и земли) будет     в нашей стране идти до тех пор и до тех размеров, пока весь государственный сектор не   перейдет на «содержание» рыночного.

 Долгое время считалось, что даже в зрелой рыночной экономике государственное предприятие действует как обычное частное. Казалось очевидным, что при функционировании в одной и той же рыночной среде особого отличия в эффективности предприятий двух разных видов собственности быть не должно.

Однако во второй половине XX в. представление о том. что рынок сам вес расставляет по своим местам, постепенно подрывалось. Не стало катаклизмов, прерывавших развитие экономики почти всех стран мира в первой половине века (мировые войны и Великая депрессия). Исчезли и основания списывать на чрезвычайные и временные обстоятельства факторы, модифицировавшие поведение госпредприятий на рынке. Все более очевидным становилось, что. несмотря на рыночную среду обитания и квазирыночное поведение. они заметно уступают частным предприятиям по эффективности. То же демонстрировал и ход экономического соревнования двух систем. Именно в первой половине 70-х годов произошел перелом в динамике интегральной макроэкономической эффективности народного хозяйства СССР: по расчетам разных, в том числе и советских экономистов. примерно с 1972-1973 гг. она практически перестала расти на фоне относительно медленного. но устойчивого роста этого показателя в западных странах. А в конечной основе замедления, а затем и стагнации народнохозяйственной эффективности лежит динамика эффективности предприятий.

В пределах самих  западных стран нарастала волна  консерватизма. Расхожим примером стало сравнение деятельности двух автогигантов во Франции. Государственное предприятие "Рено" с 1960 по 1980 г. получило в качестве бюджетных дотаций 5.8 млрд. фр.. уплатив налогов на сумму 1.7 млрд., а частное предприятие "Пежо" за тот же период уплатило 11 млрд. налогов, не получив из бюджета ни франка . Рост убытков предприятий госсектора при тенденции к росту дефицита госбюджетов составил перед правительствами и идеологами западных стран вопрос об экономических пределах расширения госсектора. И здесь теория шла за практикой, а не наоборот.

Как показал  мировой опыт последних трех десятилетий, а затем частично отразила и теория экономики госсектора, существуют и более тонкие факторы, определяющие конечную эффективность фирмы, чем сама по себе принадлежность ее к той или иной форме собственности. Это обнаружилось по мере накопления опыта управления фирмами на основе разных школ управления, в разных моделях экономики, в условиях ускорения технического прогресса и повышения качества экономического роста.

В экономической  теории и статистике государственная собственность определяется через отрицание: собственность не частная считается публичной. Она разделяется на собственно государственную (центральную, федеральную), муниципальную (собственность местных органов управления и самоуправления) и промежуточную (собственность штатов в США и некоторых других странах, земель - в Германии, Австрии, субъектов федерации - в России и других странах).

Однако даже терминологически грань между частной  и нечастной собственностью оказывается довольно размытой. Примером может служить употребление в США названия "публичная корпорация" в двояком смысле: во-первых, публичная как не частная, а муниципальная; во-вторых, как акционерное общество открытого типа. В последнем случае она противопоставляется не государственной или муниципальной форме собственности, а другому типично частному предприятию - акционерному обществу закрытого типа, частному товариществу с ограниченной ответственностью. семейной фирме или фирме с одним лицом.

 

2. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЧАСТНОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ

2.1 Приватизация как основа формирования частного сектора             

В нормативных  документах, отражающих в той или  иной мере                   вопросы управления госсектором, в качестве основного инструмента регулирования его состава и структуры   рассматривается приватизация. При этом предполагается, как   само собой разумеющееся, что госсектор в его теперешнем виде по-прежнему следует сокращать, оставляя за государством лишь                   ключевые предприятия (с точки зрения обороны, социальной    политики и т.д.). Оптимизация состава и структуры госсектора представляет одну из важнейших задач, и вопрос определения его  размеров и соотношения внутренних компонентов – центральный.  Приватизация – это только один из способов изменения масштабов     госсектора. Альтернативой является национализация, т.е. выкуп    государством предприятий или пакетов акций у частных    владельцев. По ряду объективных причин данный метод сейчас не используется, однако его применение принципиально возможно и в ряде случаев теоретически оправдано. Можно напомнить и о таком    способе количественного изменения госсектора, как создание и  (или) преобразование (ликвидация, слияние, поглощение,                   присоединение) госпредприятий.

Приватизация  и успешное развитие частного сектора, как это открыто или неявно предполагается сейчас в большинстве стран мира, являются в конце ХХ века ключевыми элементами экономического развития. Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3/71991 понимает под приватизацией "приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий".

К числу форм приватизации в широком смысле следует  отнести предоставление производственных мощностей в аренду, субподряд на управление предприятием и передачу предприятия в частный сектор. Классифицируя формы приватизации, А.Славич выделяет три общие ее разновидности:

    • "дерегулирование и продажа", когда государственные предприятия продаются частному сектору, или же в сектора, зарезервированные для общественного сектора, допускаются частные предприятия:
    • "контрактирование", когда частный сектор согласно договорам с правительством предоставляет услуги или товары, которые ранее предоставлялись государством;
    • "возникновение с нуля", когда частный сектор создает, владеет и управляет предприятиями, которыми ранее владело бы или управляло бы государство. В РФ вторая и третья формы активно применялись с начала политики перестройки.

Однако определение  предприятий общественного сектора  не столь однозначно. Р.Х Флойд определяет их как "любую единицу, которой владеет или которую контролирует государство и которая производит и продает промышленные, коммерческие или финансовые товары и услуги населению". Очевидно к этому определению необходимо добавить определенную оперативную независимость в решении повседневных вопросов, а также соответствие финансовых поступлений в организацию ее продукции. Такое добавление позволяет отличить госпредприятия от других государственных органов, подчеркивая тот факт, что они получают средства для жизнедеятельности от продаж своих товаров и услуг и что они представляют собой самостоятельные юридические лица. В этом определении, таким образом, не проводятся различия между предприятиями, полностью владеемыми государством, и совместными компаниями.

В России практически  все предприятия предполагалось приватизировать. Приватизация не является универсальным рецептом для экономического прогресса. Она лишь может усилить конкурентный механизм рыночной экономики, который может включать разные формы комбинаций государственной и частной собственности. Как признают самые ревностные апологеты разгосударствления, "почти во всех странах, где приватизация носила крупномасштабный характер, результаты ее были противоречивы... Приватизация связана с многочисленными трудностями, которые не находят поддержки у определенных слоев населения".

Приватизация  находит свое логическое завершение в развитии рынка корпоративных  ценных бумаг, обеспечивая возможность  перераспределения приватизированной собственности.. Рынок капитала обычно состоит из двух сегментов - рынка ценных бумаг и кредитного (денежного) рынка. На первом из них корпорации и правительство привлекают дополнительный капитал либо путем подписки индивидуальных и институциональных вкладчиков на акции, либо в виде долгосрочных долговых обязательств, которые в свою очередь обращаются на вторичном рынке ценных бумаг через фондовую биржу или внебиржевой рынок с использованием услуг посредников - брокеров и дилеров. Принципиальным отличием кредитного рынка, на котором обращаются краткосрочные долговые обязательства, является невозможность перепродажи долговых обязательств на вторичном рынке.

Сам по себе рынок  корпоративных ценных бумаг является лишь формой, в которой проявляются  глубинные экономические и социальные явления, в том числе и связанные с отношениями собственности, например, приватизация. Фондовые рынки могут являться и индикаторами, показывающими состояние экономики. В современном мире традиционно доминирующий инструмент фондового рынка фондовые биржи - уходит в тень. Подавляющая часть торговли облигациями и определенная часть торговли акциями в мире осуществляется через внебиржевой рынок. Причины этого состоят в том, что слабо подверженные курсовым колебаниям облигации делают невыгодным содержание аппарата бирж, в то время как экономическая функция акций в качестве средства перелива капитала лучше реализуется именно в сконцентрированном виде. Даже на внебиржевом рынке покупка акций обычно совершается по биржевым ценам.

Под ценной бумагой понимается "неделимая совокупность имущественных прав, подлежащих удовлетворению, уступке и безусловной реализации с соблюдением установленной законодательством формы и порядка". Ценные бумаги могут быть именными и на предъявителя. Это различие проводится на основании права эмитента ценных бумаг потребовать от их владельцев идентификации личности по записям в реестре ценной бумаги. От такой классификации следует проводить различие с типономией бланковой и безбланковой форм ценных бумаг, которые различаются по установлению собственника ценной бумаги либо по предъявлению ее сертификата, либо по записям в реестре ценных бумаг. Закон "О рынках ценных бумаг" к этому определению добавляет еще и те родообразующие признаки, что ценные бумаги размещаются выпусками и имеют равные объем и сроки реализации прав вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Интересно отметить, что это добавление фактически оставляет за пределами понятия ценной бумаги, например векселя, традиционно рассматриваемые в мировой науке, чуть ли не как классический пример ценной бумаги.

Под эмитентом  понимается юридическое лицо, "несущее  от своего имени обязательства перед  владельцами ценных бумаг по реализации их прав ценных бумаг". Владельцы  ценных бумаг могут называться "инвесторами ценных бумаг". Под брокерской деятельностью понимается совершение сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера на основе договора поручения или комиссии. Под дилерской деятельностью понимается скупка - продажа акций от своего лица путем публичного объявления цен. Брокеры, дилеры, биржи и тому подобные организации называются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Развитие приватизации в теории должно привести к созданию экономической среды с разветвленной сетью акционерных обществ, основной задачей которых становится формирование капитала, необходимого для их нормального функционирования. Такая среда должна помочь рентабельным предприятиям - эмитентам быстро привлечь через рынок ценных бумаг капитал для развития эффективного конкурентоспособного производства, инвесторам - выгодно вложить свои сбережения в инвестиции, а остальным участникам фондового рынка - получить соответствующие доходы от правильного сочетания интересов инвесторов и эмитентов. Как отмечали А.Датт и Б.Гибсон: "Государство и частные предприятия могут сосуществовать в состоянии устойчивого равновесия, если государственный и частный сектора гибко реагируют на изменение уровня прибыли в частном секторе, соответственно приобретая или приватизируя капитал. Без такого общественного согласия экономика неизбежно придёт либо к доминированию капитализма, либо назад к социализму".

Таким образом, целями деятельности фондового рынка  в условиях дерегулирования экономики должны стать:

    • обеспечение перехода государственной собственности в частные руки на более или менее справедливой основе;
    • мобилизация и рациональное использование финансовых ресурсов в инвестиции;
    • обеспечение перелива капитала для структурных изменений в экономике;
    • обеспечение и гарантирование доходов инвестора;
    • отработка акционерного механизма управления предприятиями и формирование новых институтов вертикального управления.

 

 

 

2.2. Роль государства в рыночной экономике

 Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Информация о работе Роль государственного регулирования в национальной экономике