Роль государства в регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:02, контрольная работа

Описание работы

Цель написания контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть и роль государства в рыночной экономике; проанализировать проблему вмешательства государства в рыночную экономику; рассмотреть эти же вопросы конкретно для России на всех этапах её развития.

Содержание

Введение
1 История эволюции представлений о роли государства в экономике
1.1 Понятия «государственное регулирование» и «дерегулирование»
2. Становление системы государственного регулирования в России
2.1 Особенности государственного регулирования Российской экономики: переход к рыночной системе
2.2 Анализ государственного вмешательства в экономику России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Шульга Александр Васильевич.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

Анализ показывает, что реального усиления роли государства в модернизации экономики не происходит. Экономическая политика колеблется между альтернативными моделями модернизации, склоняясь скорее всего к централистскому варианту. Государство не добилось заметных успехов в реализации основной функции — «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Вполне очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. Публичные услуги на низком уровне. При этом содействие развитию экономики, эффективным структурным сдвигам осуществляется в небольших масштабах, в частности из-за недостатков в работе государственного аппарата. А приоритет получают государственное регулирование (цены для борьбы с инфляцией), увеличение государственного сектора, государственное предпринимательство. На мой взгляд, требуются серьёзные корректировки в экономической политике, достижение ее непротиворечивости. Разумеется, предпочтителен скорейший переход к проекту модернизации снизу.

Что касается непосредственно проблемы пределов вмешательства государства в экономику России, то до так называемых «пределов своего вмешательства» государству еще далеко. К настоящему времени проблема состоит в том, что рыночные механизмы государственного регулирования в России еще очень слабы и остается много сфер социальной и экономической жизни страны, требующих глубокого государственного вмешательства. Тенденция к усилению роли государства в реальном секторе экономики единодушно одобрена населением, о чем свидетельствуют социологические исследования, проведенные в конце 2006 г. По мнению опрошенных, государство должно не просто присутствовать в экономике, а активно инвестировать в реальный сектор народного хозяйства. Для восстановления полноценной инвестиционной способности экономики государственная форма собственности должна занимать более весомый удельный вес, ориентировочно не менее 50 %.

 

 

 

Таблица.1.Доли различных групп предприятий в общем объеме размещения еврооблигаций, обязательства по которым несут российские предприятия, %

год

Корпорации с госучастием

Частные корпорации

Банки с госучастием

Частные финансовые организации

2009

32,9

34,9

23,6

8,5

2010

24,6

35,0

22,4

18,0

2011

29,3

9,1

36,3

25,4


 

 

 

3.Заключение

 

Государственное регулирование экономики – это система мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально- экономическое развитие общества. Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

-Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма.

-Обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

-Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции.

-Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику и его пределам было различным на разных этапах её становления и развития.

Меркантелисты провозглашали активное вмешательство государства в экономику. А. Смит (представитель классической теории) считал, что вмешательство в экономику со стороны государства излишне и должно быть ограничено (обеспечение безопасности жизни человека, сохранение его собственности и др.). Дж. Кейнс (основатель кейнсианской теории) считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, широко используя бюджет на финансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости. Неоклассическая теория провозглашает принцип невмешательства государства в экономическую жизнь. А монетаристы считают, что государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой, что достигается кредитными инструментами национального банка. В настоящее время определено, что государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени , в которой требуется для поддержания макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции.

Особенность государственного регулирования российской экономики заключается в том, что мировая история до недавнего времени не имела опыта перехода отдельных стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию.

С ликвидацией Госплана СССР и общенационального планирования в начале рыночных преобразований государственная поли тика основывалась на принципах монетаристской теории - исключить влияние государства на экономику, целиком подчинив ее рынку. Сейчас очевидно, что это не удалось. Государство фактически перестало выполнять свои функции по обеспечению экономической и социальной безопасности. Однако нельзя согласиться с тем, что в период перехода к рыночной экономике государство «ушло» из экономики и не выступало как регулятор рыночного процесса. В России государство стало творцом рыночной экономики. При этом были использованы не рекомендательные (индикативные), а в большинстве случаев директивные методы ее реформирования, составляющие суть «шоковой терапии».

С начала рыночных преобразований и до 1995 г. Правительство не формировало целей и задач изменения российской экономики и не разрабатывало программ развития, предпочтение отдавалось решению текущих задач в ущерб стратегическим. Разработка трех (на краткосрочный -1995-1997 гг., среднесрочный - 1997-2000 гг. и долгосрочный - до 2010 г. периоды) правительственных программ социально-экономического развития, принятие Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.) - это позитивные процессы в становлении и развитии государственного регулирования при переходе к рынку.

Переход к рыночной экономике выдвигает новые теоретико-методологические и организационные вопросы государственно го регулирования в долгосрочной перспективе: формирование человеческого потенциала, экономический рост, размещение производительных сил, экологический фактор.

Идея сильного государства и государственное регулирование экономики находятся сейчас в центре внимания властных структур России. Так, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2000 г. выделен раздел «О сути государственного регулирования», где подчеркивается, что ключевая роль государства в экономике - защита экономической свободы, при этом стратегическая линия такова: меньше администрирования, больше предпринимательской свободы - свободы производить, торговать, инвестировать.

К настоящему времени действующая в России система государственного регулирования не достаточно эффективна. Государство не добилось заметных успехов в реализации основной функции — «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Вполне очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. Публичные услуги на низком уровне. При этом содействие развитию экономики, эффективным структурным сдвигам осуществляется в небольших масштабах, в частности из-за недостатков в работе государственного аппарата. Таким образом, рыночные механизмы государственного регулирования в России еще очень слабы и остается много сфер социальной и экономической жизни страны, требующих глубокого государственного вмешательства, а установить точно оптимальный объем государства и его динамику невозможно. Удается лишь приближаться к оптимуму.

В целом, трудно переоценить роль государства в рыночной экономике, но, с другой стороны, слишком активное государственное вмешательство может заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий – конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.

Я считаю, что для современной России особенно важно государственное регулирование и поэтому надо изучать мировой опыт государственного регулирования.

 

 

 

4.Список использованной литературы

 

1. Абалкин Л. И., Алаев Э. Б. Россия – 2015: оптимистический сценарий – М., 2007

2. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной

экономики – М., 2010

3. Баткилина, Ваславская. Государство и экономика – М., 2009

4. Белокрылова, Коротюк. Роль государства в экономике – М., 2011

5. Государственная экономическая политика – М., Экономист, 2009

6. Заставенко, Райзберг. Государственные программы и рынок – М., Экономист, 2009– №3

7. Клоцворг Ф. Ключевые подходы к регулированию экономики. Экономист – М., ноябрь, 2011 - №4, ст. 17 – 21

8. Кучуков Р., Савака А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты. Экономист – М., сентябрь, 2009 - №9, ст. 3 – 11

9. Лившиц. Государство в рыночной экономике - Российский экономический журнал, 2011 - №11-12

10. Липсиц И. В. Экономика. Книга 1 – М., Вита Пресс, 2010

11. Мерзляков И. П. О становлении рыночной экономики – М., Финансы и статистика, 2003

12. Нешитой А. Необходима смена приоритетов. Экономист – М., февраль, 2008 - №2, ст. 3 – 8

13. Папава В. Роль государства в современной экономической системе. Учебник - том 1, часть 1 – М., Соминтек, 2009

14. Россия на пути к устойчивому развитию – М., Соминтек, 2010

15. Чувилин Е., Дмитриева В. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах – М., Финансы и статистика, 2011

16. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика. Основы взаимодействия – М., Экономист, 2009

18. Экономика и политика: эпохи реформ и потрясений – М., 2009


Информация о работе Роль государства в регулировании экономики