Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:00, реферат
В рыночном хозяйстве участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренции участвуют и отдельные люди – они соперничают на рынке труда, предлагая работодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату.
КОНКУРЕНЦИЯ– соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.
В рыночном хозяйстве
участниками конкурентной борьбы являются,
прежде всего, фирмы, которые соревнуются друг
с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренции
участвуют и отдельные люди – они соперничают
на рынке труда, предлагая работодателям
свой труд разной квалификации за различную
заработную плату. Наконец, в рамках мирового
хозяйства происходит конкуренция разных
стран, каждая из которых стремится опередить
другие страны (или догнать ушедших вперед)
в борьбе за лучшие условия для своих граждан
и для отечественных предпринимателей.
Рынок не мог бы функционировать, если
бы в его экономике, кроме действия закона
спроса и предложения, не было конкуренции.
Суть конкуренции проявляется и в том,
что она, с одной стороны, создает такие
условия, за которые покупатель на рынке
имеет великое множество возможностей
для приобретения товаров, а продавец
– для их реализации. С другой стороны,
в обмене принимают участие две стороны,
любая из которых ставит свой интерес
выше интереса партнера. В результате
и продавец, и покупатель при заключении
соглашения должны идти на взаимный компромисс
при определении цены, иначе соглашение
не состоится, а каждый из них понесет
убытки.
Непременным условием конкуренции есть
независимость субъектов рыночного отношения
от определенных «высших» и внешних» сил.
Эта независимость проявляется, во-первых,
в возможности самостоятельно принимать
решение о производстве или купле товаров
или услуг; во-вторых, в свободе выбора
рыночных партнеров. В процессе конкуренции
хозяйствующие субъекты как бы взаимно
контролируют друг друга. Конкуренция
также есть важным инструментом регулирования
пропорций общественного производства
в условиях рынка.
виды
конкуренции:
Ценовая конкуренция предполагает продажу
товаров или предложение услуг по более
низким ценам, чем у конкуренток.
Неценовая конкуренция предполагает использование технологических преимуществ, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, что приводит в итоге к предложению на рынке товаров более высокого качества.
Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность.
Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увеличивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.
Функциональная конкуренция — это конкуренция между производителями определенного товара.
Функции конкуренции.
Функция
регулирования. Для того чтобы
устоять в борьбе, предприниматель должен
предлагать изделия, которые предпочитает
потребитель (суверенитет потребителя).
Отсюда и факторы производства под влиянием
цены направляются в те отрасли, где в
них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя
конкуренция означает шанс и риск одновременно:
– предприятия, которые предлагают лучшую
по качеству продукцию или производят
ее с меньшими производственными затратами,
получают вознаграждение в виде прибыли
(позитивные санкции). Это стимулирует
технический прогресс;
– предприятия, которые не реагируют на
пожелания клиентов или нарушения правил
конкуренции своими соперниками на рынке,
получают наказание в виде убытков или
вытесняются с рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция
не только включает стимулы к более высокой
продуктивности, но и позволяет распределять
доход среди предприятий и домашних хозяйств
в соответствии с их эффективным вкладом.
Это отвечает господствующему в конкурентной
борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция
ограничивает и контролирует экономическую
силу каждого предприятия. Например, монополист
может назначать цену. В то же время конкуренция
предоставляет покупателю возможность
выбора среди нескольких продавцов. Чем
совершеннее конкуренция, тем справедливее
цена.
Методы конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве.
Экономисты выделяют четыре основные стратегии конкурентной борьбы, которые применяют фирмы.
1) «Силовая» стратегия, когда фирмы-соперники переманивают друг у друга клиентов, предлагая им товар по более низкой цене (по принципу «дешево, но прилично»). Крайним проявлением ценового соперничества является демпинг, когда продавцы начинают назначать цены на уровне издержек или даже еще ниже, отказываясь от прибыли. Такое, казалось бы, иррациональное поведение (его применяют, например, японские фирмы, осваивая новые зарубежные рынки) имеет смысл, поскольку победитель в ценовой конкуренции может, одолев соперников, взвинтить цены и наверстать потери. Однако этот путь опасен, поскольку ценовое соперничество может закончиться и обоюдным разорением конкурентов. Силовая/ценовая конкуренция преобладала до 20 в., пока фирмы были не очень крупными, а покупатели стремились, прежде всего, минимизировать свои расходы. В современном же рыночном хозяйстве преобладает неценовая конкуренция - конкуренция скорее за качество товара, чем за цену.
2) «Нишевая» стратегия, когда фирма делает ставку на высокую потребительскую ценность своего товара, не считая нужным бороться за низкие цены (по принципу «дорого, но очень качественно»). Клиентами таких фирм становятся не массовые, а элитарные покупатели. Завоевывая их симпатии, фирма захватывает определенную «рыночную нишу» – сегмент рынка покупателей с особыми запросами. Эта стратегия применяется, например, производителями модных товаров, когда высокая цена становится обязательным атрибутом престижного потребления.
3) «Соединяющая» стратегия, если фирма стремится индивидуализировать свои товары, варьируя стандартную модель в соответствии с заранее собранными заявками клиентов (по принципу «клиент доплачивает, чтобы фирма решила его специфические проблемы»). В результате достигается сочетание унификации базовых характеристик товара с максимальным разнообразием его дизайна и особых приспособлений. Именно так организован, например, рынок автомобилей в США: сначала местные торговые центры собирают заявки от покупателей, желающих приобрести новые автомашины с какими-либо особыми характеристиками (скажем, с тонированными стеклами или с вмонтированным аудиоплейером), затем прямо на заводском конвейере собирают автомобили «под конкретного клиента», используя как стандартные, так и особые узлы и агрегаты.
4) «Пионерная» стратегия, когда фирма ищет революционные технические и организационные решения, которые позволили бы привлечь покупателя и низкой ценой, и высоким качеством (по принципу «лучше и дешевле»). Этот путь многое сулит в случае успеха, но он весьма опасен, поскольку, приступая к научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР), трудно оценить даже вероятность успеха.
Причины конкуренции
Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х годов в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения, как правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг г другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными функциями логистики не было. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования производства.
Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике - энергетический кризис 70-х годов.
Повышение стоимости
энергоносителей вынудило предпринимателей
искать методы повышения экономичности
перевозок. Причем, эффективно решить
эту задачу лишь за счет рационализации
работы транспорта невозможно.
Результаты конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве.
Соперничество участников
товарного производства является главным
стимулом его совершенствования. Ведь
для того, чтобы обойти конкурентов,
каждый стремится предложить товар
или лучшего качества, или производить
его с более низкими
Другим результатом конкуренции становится имущественное расслоение товаропроизводителей: победители обогащаются, проигравшие разоряются. Участие в этом соперничестве становится в рыночном хозяйстве обязательным условием не только роста благосостояния фирм и отдельных людей, но и их элементарного экономического «выживания» (есть шутливый афоризм: «конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев»)..
Долгое время считалось, что механизм рыночной конкуренции ведет к победе наиболее совершенных видов товаров и методов их производства. Сторонники плановой экономики, правда, критиковали рыночную конкуренцию за ее стихийный характер, утверждая, что плановая система может лучше стимулировать внедрение инноваций. Однако опыт развития социалистического планирования отнюдь не доказывал преимуществ сознательного централизованного планирования перед стихийным механизмом конкурентной борьбы.
Таким образом, рыночная конкуренция является мощным стимулом социально-экономического развития, однако во многих ситуациях она приводит к неоптимальному для общества результату.
Информация о работе Результаты конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве