Религия и кономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:23, доклад

Описание работы

Основой, фундаментом качества труда народа является его ментальность, его традиции, его многовековой накопленный опыт, который и определяет в свою очередь качество накопленного человеческого капитала как фактора развития экономики и общества.
Ментальность народа формируется под влиянием его религии, природных условий, численности нации, окружения, географии и пр.

Работа содержит 1 файл

статья новая.docx

— 18.00 Кб (Скачать)

         Основой, фундаментом качества труда народа является его ментальность, его традиции, его многовековой накопленный опыт, который и определяет в свою очередь  качество накопленного человеческого  капитала как фактора развития экономики  и общества.

         Ментальность  народа формируется под влиянием его религии, природных условий, численности нации, окружения, географии  и пр.

         Особую  роль в формировании ментальности любого народа играла в прошлом религия, которая формировала семейные традиции, отношение к труду, креативность нации, ее свободолюбие, законопослушность и другие черты. 

         В исламских странах развитие идет сравнительно медленными темпами. И  связано это главным образом  с ограниченной экономической свободой и низким уровнем человеческого  капитала, в том числе в части  предпринимательского ресурса и  современного образования. Лапицкий так лаконично сформулировал ислам:

         «Ислам - всевластие Аллаха и долг».

         Ислам в качестве фундамента человеческого  капитала как фактора развития уступает протестантству. В средние века арабские страны почти не уступали в своем  развитие Европе. Образование в этих странах было на высоте своего времени. Но затем христианская цивилизация  в лице протестантства совершила  рывок в научно-техническом развитии. Протестантские страны опередили всех, в том числе и своих конкурентов  из других ветвей христианства - католиков  и, особенно, православных. В то же время  развитие исламских стран затормозила  ортодоксальная религия, которая половину населения - женщин, ставит в неравноправное положение. И частично лишает права  выбора трудовой деятельности. Эти  страны - наглядный пример того, как  несвобода приводит к отставанию в развитие, к отставанию роста  качества жизни населения.

         Лапицкий пишет по поводу шариата:

         «Наиболее сильное воздействие на жизнь  человека в исламе оказывает шариат (намеченный, предписанный путь). Из предписаний  и запретов, развитых и дополненных  другими элементами, образовался  этот канонический закон, относящийся  к сугубо внешним проявлениям  человеческой деятельности. Он определяет все нормы человека в семье  и обществе. Его предписания наряду с вопросами, касающимися культа, гражданского и уголовного права  регламентируют практически все  детали быта. В сущности, основной целью  шариата стала оценка различных  поступков и дел мусульманина с точки зрения религии».

         Каноны  ислама ограничивают банковскую деятельность, свободу выбора вида труда женщинами, саму их возможность работать, ограничивают свободу личности. Только один пример - в 2000 г. в Иране был создан первый частный коммерческий банк. До этого все банки страны были государственными и функционировали на основе законов и правил шариата, запрещающего предоставление денежных кредитов под проценты. Ислам не относится к рационалистическим религиям, как протестантизм, конфуцианство и иудаизм. Он не дает в руки верующих руководство к действию в направление прогресса экономики и общества.

         В целом исламские страны сильно отстают  в своем развитии от христианских стран и стран Юго-восточной  Азии. За исключением Эмиратов, Омана  и Саудовской Аравии, ВВП которых  полностью зависит от мировых  цен на нефть. 

     Фундаментальный вклад в исследования влияния  протестантизма на менталитет населения и экономику внес М. Вебер (1864-1920) (основные работы - "Протестантская этика и дух капитализма" и "Три чистых типа легитимного правления"). Вебер связал успехи развития экономики европейской цивилизации с протестантской ментальностью.

     Возникнув в средние века в эпоху Реформации как ответ на требования времени, протестантизм сформировал новый тип личности с иным отношением к труду и миру. Реформация стала одним из основных факторов, обусловивших формирование менталитета наций передовых стран мира и развитие немецкой, английской, американской и ряда других культур в целом, и культуры труда в частности.

     Протестантизм внес глубокие изменения в систему  ценностей и породил новые  традиции. Простота, рационализм во многом определили новое мышление миллионов людей различных стран мира. Для них жизнь стала осознанным долгом, а добродетелями - трудолюбие, бережливость, аккуратность, пунктуальность. Вера же стала глубоко индивидуальным делом.

     Согласно  протестантскому учению, работа есть долг, работа есть спасение. В своих  исследованиях. Вебер приходит к  констатации того факта, что имеется совпадение фундаментальной религиозной идеи (идеи долга, призвания, аскезы, того, ради чего может быть забыто все остальное) и максимума повседневной экономической жизни, то есть тех культурных норм, которые могут быть названы духом капитализма

     Вебер, изучая статистику, посвященную анализу  профессионального состава населения Бадена, обратил внимание на то, что среди протестантов был значительно выше, чем среди католиков, процент владельцев капитала, предпринимателей, квалифицированных рабочих. Данные по Германии совпали с данными других стран. Кроме того, молодые протестанты поступали в основном в реальные гимназии и технические институты, а католики - в общеобразовательные гимназии и университеты. Далее, оказалось, что и католические страны, такие, например, как Италия и Испания, сильно отстали в промышленном развитии от стран протестантских Англии и Голландии. Эти исследования позволили Веберу выдвинуть гипотезу о наличии прямой связи между религией и атмосферой в семье, выбором детьми профессии и их отношением к труду.

     В своем развитии протестантизм создал условия для всеобщей конкуренции, состязательности, для развития капиталистических (конкурентных с частной собственностью) отношений, которые в свою очередь и породили протестантизм.

     Протестантизм базировался и базируется на простоте церковных обрядов, норм общения, на рациональных расходах церкви, граждан и бизнеса, на разуме, здравом смысле, на конструктивизме, на эффективной экономике, на доверии к личности, на ее экономической свободе (в т. ч. на равноправии мужчин и женщин), на свободной конкуренции во всех сферах экономики и жизни. Протестантская трудовая этика в итоге способствовала созданию и росту среднего класса, т.е. созданию современного гражданского общества.

     Главной догматической чертой протестантистского учения является идея предопределенности человеческого существования. Суть ее в том, что человек брошен в мир Богом, так сказать, поставлен Богом именно на это, свойственное человеку место в жизни и жить этой жизнью для него означает прославлять Бога. В этом - прославлении Бога и одновременно ведении своей жизни - и состоит единственная цель человеческого существования. Сам человек ни своими решениями, ни усилиями, ни заслугами, ни молитвами ничего в своей жизни изменить не в силах. Патетической бесчеловечностью назвал Вебер эту черту протестантства. Человеку остается жить той жизнью, которую ему суждена, что и означает жить во имя Господа.

     Характерная черта протестантских обществ- ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо подчеркивал аскетизм предпринимателей протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. Хотя практически все протестантские деноминации признают спасение как божий дар, который ничем не может быть заработан, многие протестантские предприниматели рассматривали деловой успех как подтверждение наличия этого дара.

     Краткая формула протестантизма - рационализм, свобода, креативность.

     Протестантизм породил либеральную экономику  с высокой степенью экономической свободы и высшим качеством человеческого капитала. 

         В заключении мы можем сказать, по существу ислам с законами шариата стал антиподом протестантства с его личной свободой, простотой, отсутствием чинопочитания и идолопоклонства, побуждениями инициативы и инноваций и неограниченным выбором самореализации. 

         Ортодоксальные  законы шариата тормозят рыночное развитие исламских стран. Их развитие очень  неравномерно и резко отличается для стран богатых нефтью и  газов и стран с небольшими запасами природных ресурсов. Рационализм  протестантизма наоборот породил либеральную экономику с высокой степенью экономической свободы и высшим качеством человеческого капитала

Информация о работе Религия и кономика