Автор: Анастасия Рай, 27 Октября 2010 в 10:38, реферат
Сущность рейтинга банков. Виды рейтингов
нет
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный университет»
Кафедра
менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине: «Финансовый менеджмент
в финансово-кредитных организациях»
Магнитогорск 2010
Содержание
Введение
Достоверная
и объективная информация — один
из важнейших ресурсов современной
экономики. Рейтинги банков, определение
и публикацию которых осуществляют
независимые рейтинговые
Одним из важных факторов в работе банка является его деловая репутация, которая определяет возможность привлечения инвестиций, получения межбанковских кредитов и т. п. Средство измерения деловой репутации — рейтинг.
Следовательно, рейтинг банка играет немаловажную роль для его развития и эффективности его деятельности, что обуславливает актуальность темы исследования.
Целью работы является анализ рейтинга банков. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
-
рассмотрение сущности
- выделение и анализ основных видов банковских рейтингов, а также рейтинговых агентств;
- изучение кредитного рейтинга как основного вида банковских рейтингов;
-
анализ примерной методики
1.
Сущность рейтинга
банков. Виды рейтингов
Рейтинг банков (англ. bank rating) - система оценки деятельности банков, основанная на сравнении финансовых показателей работы и данных баланса разных банков. Критерием сравнения могут быть: объемные показатели, характеризующие масштаб развития банка; качественные показатели, характеризующие степень надежности банка.
Рейтинг банков это система оценки их деятельности, основанная на агрегатных показателях и характеристиках. Рейтинг помогает ранжировать банки по их месту среди других кредитных институтов.
При проведении рейтинга основное внимание обращают на анализ финансовых показателей деятельности и качество менеджмента.
Цель рейтинга определение степени надежности банка.
Основные подходы к оценке деятельности банков:
Из широкого диапазона кредитных рейтингов сначала появились рейтинги облигаций. Многие исследователи полагают, что их доходность связана больше с рейтингом, нежели с публично доступными данными. Рейтинги облигаций не отражают другие риски, в частности процентный, ассоциируемый с инвестициями в облигации, а также не служат рекомендацией для покупки или продажи конкретных ценных бумаг.
В ХХ веке появился новый критерий деловой репутации — рейтинг кредитоспособности. Его разработал в 1900 году финансист-аналитик и издатель Джон Муди, чья система позволяла определять различия между облигациями, выпущенными 250 железнодорожными компаниями США. Позже эта система была распространена на компанию самого Муди (Moody’s), а также на соперничающие промышленные группы, муниципальные органы, банки, а затем и на независимые государства.
Известно, что рейтинг банка — это присваиваемая конкретной компанией оценка его способности отвечать по своим обязательствам в течение определенного срока.
Рейтинги
являются одним из вариантов анализа,
позволяющим получить комплексную
оценку финансового состояния
Рейтинговые агентства (англ. rating agencies) - международные и национальные аналитические службы, составляющие интегральные индексы риска экономических субъектов по степени надежности в качестве заемщиков.
Рейтинговые агентства и рейтинговые группы оценивают надежность разного рода долговых обязательств и составляют кредитные рейтинги (рейтинги платежеспособности) эмитентов - государство, район (регион), кредитное учреждение (банк), ценная бумага конкретного эмитента.
Классификация
рейтингов банков, а также организаций
их присваивающих приведена в таблице
1.
Таблица 1.
Виды рейтингов банков
Линейные списки или рэнкинги | Многомерные списки и комплексные оценки на базе локальных показателей | Собственно рейтинг | |
Характеристика | Список банков, упорядоченных по некоторому показателю на основе неофициальной информации | Разбивка банков на группы (кластеры) в выбранной системе показателей (надежность, устойчивость, валюта баланса и т.д.) | Разбивка банков на группы с привлечением как формальной (финансовое состояние), так и экспертной информации о состоянии дел в банке и банковской системы в целом |
Информационные источники | Информационный Центр «Рейтинг»; Интерфакс; Информационное агентство «Мобиле»; журналы: «Профиль», «Компания», «Деньги», «The Banker», «Экономика и жизнь» | Журнал «Эксперт» Банк России, Информационное агентство «Мобиле», Журналы: «Профиль», «Компания», «Деньги», «Независимая газета», АЦФИ и др. | Информационный центр «Рейтинг», Международные рейтинговые агентства Moody's, S&P, Thomson BankWatch, Fitch |
В настоящее время в мире известны десятки рейтинговых агентств, однако на международном рынке доминируют только четыре концерна, специализирующиеся на рейтингах: три американских — Moody’s Investors Service, Inc. (Moody’s), Standard & Poor’s Corporation (S&P), Duff & Phelps Credit Ratings Co. (DCR) и один англо-американский — Fitch IВСА (Fitch). Причем S&P и Moody’s обладают доминирующей долей американского рынка и ведут успешный бизнес на международных рынках капитала. Компания Moody’s Investors Service появилась в 1900 году. В настоящее время это рейтинговое агентство является подразделением компании Dun and Bradstreet Inc. и имеет тринадцать отделений в крупнейших городах мира. Оно обслуживает более 30 тысяч подписчиков своих аналитических обозрений, содержащих рейтинговые оценки более 70 тысяч облигаций 20 тысяч муниципальных образований. Ежегодная прибыль агентства составляет более 350 млн. долларов США. Moody’s выставило рейтинги долговых обязательств эмитентам 80 стран на сумму свыше 14 трлн. Долларов США. В корпоративном секторе оно присвоило рейтинги 400 эмитентам и ежеквартально выдает заключения («кредитное мнение») еще по 800 эмитентам. Оценивая кредитоспособность эмитента, компания делает упор на качественный анализ.
Крупнейший в настоящее время концерн по рейтингу облигаций — Standard & Poor’s Corporation был создан в 1941 году в результате слияния двух компаний (работавших в 1916-м и 1922 годах соответственно). В настоящее время S&P поддерживает суверенные рейтинги 79 государств и нацелен на расширение бизнеса путем поглощений национальных рейтинговых агентств. За время своего существования концерн присвоил в корпоративном секторе рейтинги около 100 компаниям в Великобритании, примерно 70 — во Франции и 13 — в Германии. В его штате — 750 сотрудников в 18 офисах в 12 странах. Ежегодная прибыль S&P составляет более 200 млн. долларов США. Рейтинги этого агентства присвоены долговым обязательствам эмитентов более чем в 70 государствах на общую сумму свыше 10 трлн. Долларов США.
В результате слияния американской фирмы Fitch Investors Service и английского агентства International Bank Credit Analisis (IBCA) в 1997 году свою деятельность начало Fitch IBCA. Сегодня это агентство является своего рода «третьей силой» на мировом рейтинговом рынке после «большой двойки» — Moody’s и S&P. Fitch IBCA имеет 40 офисов в 75 странах мира. Европейское aгентство IBCA изначально специализировалось на рейтингах банков. Ориентация именно на бaнковские рейтинги в Европе позволила ему занять пустующую рыночную нишу и сформировать портфель рейтингов — агентством оценены около 1 600 финансовых институтов.
Определенную известность (в частности, на российском рынке) получило еще одно рейтинговое агентство — Thomson Bankwatch (TBW), также специализирующееся на банковских рейтингах.
Подтверждением значительной роли перечисленных агентств служит тот факт, что они имеют статус национально признанных статистических рейтинговых организаций, присвоенный им Комиссией по ценным бумагам и биржам США. Такой статус сравним с генеральной лицензией на предоставление рейтинговых услуг и усиливает конкурентные преимущества лидеров. Большинство других рейтинговых агентств сосредотачивается на внутренних рынках или на специфических секторах, таких, например, как банковская система. Некоторые специализируются на определенном виде финансовых инструментов.
Как правило, рейтинговые агентства создавались в определенные исторические периоды, связанные с бурным развитием финансовых рынков. В последнее время они активно создаются в странах с развивающимися финансовыми рынками, существуют в различных организационно-правовых формах и в основном ориентируются на национальный (местный) рынок.
За пределами США рейтинги предоставляют такие агентства, как Australian Ratings (приобретено S&P), Canadian Bond Rating Service, Dominion Bond Rating Service (Канада); Japan Bond
Research Institute (JBRI), Japan Credit Rating Agency (JCR), Nippon Investors Service (NIS) — Япония; Agence d’Evaluation Financiere (ADEF, приобретено S&P ) — Франция; Thai Rating and Information Service (TRIS) — Таиланд; Rating Agency Malaysia (RAM) — Малайзия и другие. Рейтинги долговых обязательств, торговля которыми публично не осуществляется, предоставляются институциональным клиентам как более крупными участниками, так и малыми специализированными организациями. Ряд агентств специализируется в банковской и страховой сферах. Например, AM Best Company предоставляет рейтинг способности страховых компаний выполнять свои обязательства. Важное место рейтинговые агентства занимают в открытии новых рынков капитала, представляя нужную информацию, поскольку имеют доступ к конфиденциальным данным относительно финансового состояния эмитента и его перспектив. Многие инвесторы, включая банки, менеджеров портфелей ценных бумаг, пенсионные и страховые фонды, полагаются на кредитные рейтинги как на основной источник информации для размещения своих денежных средств. Значение рейтинговых агентств таково, что они могут повлиять на возможность заемщика обслуживать долг путем повышения или снижения рейтинга.
Международные
рейтинговые агентства