Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 17:35, реферат
Цель данной работы – раскрыть понятие государственного регулирования внешней торговли и установить его роль в современном мире. Задачи – рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования, особенности государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.
Введение
1 Методы государственного регулирования внешней торговли
1.1 Тарифные методы регулирования
1.2 Нетарифные методы регулирования
2 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе
3 Особенности регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Скрытое субсидирование
экспортеров выражается через предоставление
льгот по уплате налогов, через льготные
условия страхования и
Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг, заключающийся в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах, или даже ниже издержек. Демпинг может стать следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию.
Как экспортные
субсидии, так и демпинг в соответствии
с правилами ВТО считаются
нечестной конкуренцией и запрещены.
Национальные антидемпинговые
Наиболее жесткой формой ограничения внешней торговли являются экономические санкции. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-либо товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам – иногда даже несмотря на то, что это наносит ущерб самой стране-инициатору.
Особым режимом
таможенно-тарифного
Тарифные и нетарифные методы воздействия государства на внешнюю торговлю широко используются многими странами. Для обоснования этих методов сторонники протекционизма приводят ряд доказательств, многие из которых, однако, могут быть опровергнуты.
Сторонники
протекционизма считают, что ограничение
импорта необходимо, чтобы поддержать
отечественных производителей и
сохранить рабочие места, что
должно обеспечить социальную стабильность.
Но с другой стороны, ограничивая
конкуренцию, создаются условия
для сохранения неэффективного производства.
Обычно говорят, что протекционизм
необходим для защиты молодых
отраслей промышленности, которым требуется
время, чтобы окончательно сформироваться
и укрепить свои позиции на рынке.
Однако определить действительно перспективные
отрасли с точки зрения формирования
новых сравнительных
Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов бюджета; эта практика популярна в странах, где еще не сформировалась эффективная налоговая система. Но поступления в бюджет будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене, и, следовательно, чем эластичнее будет спрос, тем больше возрастут доходы государства при ослаблении защиты.
Другим отрицательным последствием протекционизма является закономерная ситуация, когда такая политика, проводимая одной страной, вызывает ответную реакцию со стороны других, что усиливает конъюнктурные колебания на мировом рынке.
Тарифные меры приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифов вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.
Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.
Наиболее
распространенной формой государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
является тариф, однако, в настоящее
время наблюдается усиление значения
и появления новых
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
В
ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
В настоящее
время внутри Европейского союза
достигнут высокий уровень
Если бы
процесс европейской интеграции
ограничился созданием зоны свободной
торговли, то тарифы в торговле с
третьими странами по-прежнему устанавливались
бы национальными государствами, которые
должны были бы самостоятельно определять
свою торговую политику за пределами
зоны свободной торговли. Однако государства-члены
ЕС сразу же перешли к таможенному
союзу, который в соответствии с
правилами ГАТТ (генеральное соглашение
по тарифам и торговле) предполагает
не только отмену тарифов в торговле
между государствами-
Для выработки и осуществления такой линии предназначена общая торговая политика. Ее цели определены статьей 133 Договора и включают:
Римский договор наделил Европейскую комиссию правом вступать в переговоры с третьими странами по вопросам тарифов и торговли от имени Сообщества и государств-членов. Комиссия имеет исключительное право готовить предложения по вопросам общей торговой политики. В этом процессе принимают участие несколько ее Генеральных директоратов (торговли, внешних отношений, сельского хозяйства, конкуренции и др.). [23, с. 170]
Представленные
Комиссией проекты решений
Что касается принципов общей торговой политики ЕС, то они вызывали и до сих пор вызывают острые дискуссии как в самой Западной Европе, так и за ее пределами.
С одной
стороны, в официальных документах
утверждается, что ЕС не проводит протекционистскую
политику и стремится к максимальной
либерализации международной
во-первых, ЕС как крупнейший в мире экспортер крайне заинтересован в продвижении товаров на иностранные рынки. Для того чтобы успешно справиться с этой задачей, он должен соблюдать принцип взаимности и открывать свой рынок для иностранных экспортеров;
во-вторых,
ЕС только выигрывает от усиления конкуренции
от усиления конкуренции на своем
рынке, поскольку конкуренция является
главным двигателем научно-технического
и технологического прогресса, повышения
эффективности и
в-третьих, режим свободной торговли – необходимое условие привлечения прямых иностранных инвестиций и, следовательно, ускорения экономического роста.
Многие факты подтверждают справедливость этих заявлений. На протяжении последних сорока лет Европейское сообщество внесло свой вклад в успешное завершение многосторонних торговых переговоров, в результате чего общий уровень таможенных тарифов во всем мире, в том числе и в ЕС, снизился более чем наполовину.
С другой стороны, в мире широко распространено мнение, что ЕС создан в первую очередь как протекционистский торговый блок, оставаясь таковым и по сей день. В подтверждение этих обвинений приводятся конкретные шаги ЕС, направленные на обеспечение максимальной защиты европейского рынка от иностранной конкуренции. Эксперты и представители третьих стран обращают внимание, в частности, на широкое использование властями ЕС дискриминационных нетарифных ограничений, которые в современных условиях являются более эффективным орудием протекционизма, чем тарифы.
Объяснений
данному противоречию можно привести
несколько. Очевидно, что сама логика
международной торговли предполагает
как сотрудничество, так и соперничество
ее участников. Таким образом, ЕС стремится
к достижению компромисса между
соблюдением принципов
Инструменты общей торговой политики ЕС включают:
Информация о работе Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе