Автор: d**********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа
Правомерность признания рынка труда на совершенном этапе обусловлена родом обстоятельств. Во-первых, нельзя отрицать факт существования разнообразных форм отчуждения тружеников - собственников средств производства от участия распоряжениями результатами своего труда, что придает отношениям рабочей силы со средствами производства видимость товарной связи между работниками и государством.
Введение 2 стр.
I. Глава. Характеристика рынка труда.
1. Особенности рынка труда и форм собственности. 4 стр.
2. Преимущества и недостатки рынка труда в Казахстане. 5 стр.
3. Инфраструктура рынка труда. 12 стр.
II. Глава. Региональный рынок труда. 16 стр.
Заключение 21 стр.
Литература 25 стр.
После официального признания безработицы в нашей стране большое внимание стало уделяться приоритетам политики на рынке труда.
Поскольку сложившимся представлениям о формах проводимой на рынке труда политики (особенно активной) присуща неопределенность, рассмотрим более подробно не только их содержание, но и эффективность, но и средства финансирования.
Расходы фонда занятости можно сгруппировать по четырем направлениям.
1. Средства, расходуемые
на пособия по безработице,
это принято называть
2. Средства, идущие
на переподготовку и
3. Средства, направленные,
на финансовую поддержку,
4. Средства, предназначенные для развития служб занятости . Переход к рыночной экономике связан с формированием рынка труда, проведением го-сударственной политики занятости, призванной смягчить последствие такого сложного явления как безработица. И хотя в Казахстане она приобрела массовый характер, даже поверхностный анализ состояния рынка труда позволяет сделать вывод том, что избежать осложнений в области занятости пока не удается.
Факторы, которые могут способствовать огромному высвобождению рабочей силы:
" спад производства, вызванный в основном разрывом хозяйственных связей;
" искусственно
созданная
" резкое сокращение
государственных
" частная
остановка экологических
" сокращение численности вооруженных сил;
" конверсия военного производства;
" изменение форм собственности;
" усилие миграционных процессов и т.д..
По оценкам
экспертов, часть потерявших работу
трудящихся может уйти на пенсию, в
сферу услуг; определенная доля вольется
в теневую экономику. Отдельные
граждане будут пытаться найти временную
работу за рубежом. Многие перейдут в
сферу сельского хозяйства. Расширяются
возможности применения рабочей
силы в топливно-энергетическом комплексе
и на общественных работах. При создании
государствами соответствующих
условий (в частности при
Существенное давление на рынок труда оказывает резко усилившаяся миграция населения, что вызвало политическую нестабильность во многих странах СНГ, а также и в Казахстане.
Что, необходимо сделать, чтобы сложить происходящие процессы?
Первое. Должны
быть разработаны конкретные адресные
программы структурной
" прямые инвестиции в общественную инфраструктуру. Здесь в виду имеется создание сети дорог, коммуникаций, транспорта и т.п.. Без этого невозможно развитие рыночных отношений, а значит и создание новых рабочих мест;
" формирование
условий, стимулирующих
" прямые и
косвенные меры по обеспечению
занятости подготовка и
Третье. Нельзя
допустить развала единого
Вывод: Преимущество
рынка труда то, что он ускоряет
и облегчает процесс
Все эти преимущества имеют место и сейчас в наше время. Они помогают людям в выборе профессий. Рынок труда обеспечивает экономизацию производства и занятости в государственном секторе.
Недостатками рынка труда является то, что с перехода к рыночной экономике в Казахстане почти все предприятия переходят на частную основу. И в связи с этим из-за не состояния оплачивать заработанные деньги, идет резкое сокращение рабочей силы, с этим и связан спад производства.
Все преимущества и недостатки рынка труда позволяют нам понять как функционирует рынок труда у нас в Казахстане. После всех этих признаков можно перейти и к такому понятию, как инфраструктура рынка труда, где она является формой и методом обеспечивания занятости населения.
ДАННЫЕ
По рынку труда Республики Казахстан за январь-май 2010года.
Области
Обратилось по вопросу трудоустройства
Трудоустроено
Признано безработными Потребность в работниках, заявленная в службы занятости (на конец отчетного периода)
Акмолинская 7135 2096 2967 711
Актюбинская 5306 1635 3088 1209
Алматинская 4418 1249 2861 936
Атырауская 4241 385 2932 367
Восточно-Казахстанская 5835 1562 3577 1524
Жамбылская 5495 1223 3007 898
Жезказганская 4053 762 1417 893
Западно-Казахстанская 4865 1139 3576 185
Карагандинская 10905 6778 1081 8579
Кзыл-Ординская 10152 519 6412 125
Кокшетауская 2942 990 2132 1020
Костанайская 7810 2433 3558 1250
Мангистауская 2405 711 671 1276
Павлодарская 7697 2145 4157 3122
Северо-Казахстанская 7232 1182 6537 494
Семипалатинская 8656 1514 3760 721
Талдыкорганская 6584 2362 3763 346
Торгайская 2486 654 1941 587
Южно-Казахстанская 19031 4001 9559 705
г. Алматы 3803 2021 574 1506
г. Ленинск 640 89 149 34
КАЗАХСТАН 131765 35450 79719 26488
3. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА.
Активное регулирование рынка труда предполагает наличие разветвленной и дееспособной инфраструктуры этого рынка, позволяющий использовать различные организационные формы и методы обеспечения занятости населения и социальной защиты, соответствующие конкретным уровнем страны и ее регионов. Рынка труда нельзя ограничить сферой деятельности бирж труда. Но именно на бирже проявляется конъюнктура всего рынка труда и, в этом смысле, они индикаторы ситуации на этом рынке. В целом же рынок труда охватывает всю систему отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях. Главное, социально значимые цели его регулирования - максимальное снижение уровня безработицы, поддержание оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы. Для достижения этих целей требуется создание эффективного рынка труда.
Каковы ее основные элементы?
На государственном
уровне определяются минимально необходимые
нормы и нормативы
Помимо использования нормативов прямого действия государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, т.е. можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.
Теперь подойдем
ко второму, пожалуй, не менее важному,
а в будущем самому важному
уровню регулирования рынка труда
- региональному. Ведь макроэкономическое
его регулирование не может уловить
местных особенностей, всех направлений
экономической активности. Барометром
его изменений выступает состояние рынка
труда, соотношение спроса и предложения
рабочей силы. С учетом этого в регионе
формируется концепция занятости, предусматриваются
меры по стимулированию тех или иных предприятий
с целью преодолеть деформацию рынка,
улучшить профессионально-
Законом "О занятости населения" службам занятости даны широкие права в использовании налоговых, кредитно-денежных и других рычагов для регулирования процессов на рынке труда, повышение его гибкости через пе-рестройку системы образования, подготовки и переподготовки кадров.
Например, в областях и районах неблагоприятных с точки зрения занятости (в Актюбинской, Кызыл-Ординской областях, районах, примыкающих к Приаралью) выделяются зоны приоритетного развития с дифферинцированными режимами поддержки капиталовложений. Субсидии размещаются в зависимости от объема капиталовложений и инвестирования. В особо неблагоприятных районах они могут составлять 50% общего объема капиталовложений.
Как инструмент региональной политики занятости широко используется программа поддержки сельского хозяйства, ремесел, туристско-гостиничного бизнеса.
Предполагается использовать и так называемую условно-финансовую поддержку для предприятий, расширяющих производство и соответственно увеличивающих занятость населения. Речь идет о финансировании подготовки кадров для них, проведение маркетинговых исследований, методической и организационной помощи в совершенствовании структур предприятий, содействия в размещении акций и т.д..
Мы подходим к анализу третьего уровня в инфраструктуре рынка труда - уровне предприятия.
К сожалению, именно
здесь больше всего недостатков.
При медленном переходе к полноценным
рыночным отношениям практически заморозилась
внутрифирменная система
Чтобы управлять
человеческими ресурсами, важно
на основе стратегических планов развития
предприятий разработать, претворять
в жизнь политику и следить
за согласованностью действий различных
подразделений и служб
Рассматривая
рынок труда в целом, его инфраструктуру
и т.д., то задается вопрос, а как
рынка труда проходит в деревнях?
Настораживают ситуация в деревне:
среди безработных почти
Еще год-два назад
на селе требовались рабочие руки,
областной центр занятости
Ситуация в сельском хозяйстве такова: на месте прежних совхозов и колхозов образованы АО, ТОО, фермерских и крестьянских хозяйств, ассоциаций фермеров. Сокращение посевных площадей, поголовья скота, производства все это и породило безработицу. Ликвидация колхозов, совхозов вызвало сокращение поступлений со стороны страховых взносов в фонд занятости .
Вывод: Инфраструктура
рынка труда позволяет
На государственном уровне определяются нормы и нормативы функ-ционирования рынка труда и его границ.
На региональном
уровне рынке труда барометром изменений
регулирование рынка труда
На уровне предприятий
больше всего недостатков, чем на
других уровнях. При переходе к рыночным
отношениям практически заморозились
внутрифирменная система
Инфраструктура рынка труда позволяет увидеть, что рынка труда проходит не только в городах, но и в деревне.