В
целях более четкого отражения
роли регионального комплекса, его элементов и взаимосвязей
в системе общественного воспроизводства и территориального разделения труда необходимо различать в нем
не только традиционные отрасли специализации (ведущие) и обслуживания
(местные), но и по особенностям объединения (сочетания) – взаимосмежные
и параллельные.
Взаимосмежные отрасли сопутствуют
друг другу при размещении, их объединяют
тесные производственные связи, например
металлургия – коксохимия (сопряженные
технологически), горнодобывающая промышленность – легкая (дополняющие друг
друга по использованию мужского и женского
труда). Значение этой группы отраслей возрастает
с развитием техники и увеличением масштабов концентрации, комбинирования икооперирования производства.
Параллельные
(взаимозамещаемые) отрасли развиваются относительно
изолированно на базе общих природных
и экономических условий (ресурсов). Они
зачастую не имеют между собой тесных
производственных связей (например, черная
металлургия исельское
хозяйство), их
объединяет совместное освоение общерегиональных
(межотраслевых) ресурсов, называемых
также многоцелевыми (рабочая
сила, топливо,
вода, земля и т. д.). Это означает, что развитие
(размещение) некоторых отраслей в данном регионе ограничивается
или исключается возможностями развития
других, более эффективных производств.
Так, одну и ту же землю можно использовать
под сельское
хозяйство или
построить на ней металлургический комбинат.
Проблема размещения параллельных отраслей,
которые могут как бы замещать друг друга,
имеет объективную основу для правильного решения
только при государственном регулировании
хозяйства, в том числе рыночного. Характер
сочетания отраслей, степень их возможного тяготения
определяют существенные особенности
региональных комплексов, их виды.
13. Приведете
примеры критериев для выделения
районов при решении практических
вопросов управления региональной экономикой:
- строительства
автомобильных дорог;
- развития
сельскохозяйственного производства;
- развития
отдельных предприятий машиностроения;
- строительства
предприятий пищевой индустрии;
- открытия
новых вузов и новых специальностей в
существующих учебных заведениях.