Реформирование системы государственного управления Республики Казахстан и децентрализация власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 03:24, статья

Описание работы

Любое реформирование является тяжелым испытанием, как объекта, так и субъекта реформ. Для реформируемого объекта - это стресс от своеобразного хирургического вмешательства в его организм, для реформаторов - это проверка их знания оперируемого организма, умения оперировать и выхаживать его в послеоперационном периоде.

Работа содержит 1 файл

Камалов М. Статья.docx

— 19.14 Кб (Скачать)

Реформирование системы государственного управления Республики Казахстан и децентрализация власти

 

Любое реформирование является тяжелым  испытанием, как объекта, так и  субъекта реформ. Для реформируемого объекта - это стресс от своеобразного  хирургического вмешательства в  его организм, для реформаторов - это проверка их знания оперируемого организма, умения оперировать и  выхаживать его в послеоперационном  периоде.

В контексте этой метафоры административная реформа на высшем государственном  уровне вполне соотносится с острым вмешательством в центральную нервную  систему социального организма  страны, ответственную за обеспечение  согласованного функционирования всех его органов во имя жизни человека. Различия только в том, что врач учится своему мастерству специально и на сформировавшейся научной основе, а  теория социального реформирования и соответствующие программы  подготовки специалистов в этой области  пока не разработаны.

Нынешний, современный этап реформирования системы государственного управления в Казахстане берет свое начало с 2001 года. Об этом свидетельствует следущее обстоятельство.

К 2000-2001 годам темпы политической реформы в казахстанском обществе стали несколько отставать от масштабов экономических преобразований. В связи с этим возникла необходимость в дополнительной проработке стратегического курса на дальнейшие политические преобразования, основные направления которых были озвучены в Послании Президента народу Казахстана на 2001 год «К свободному, эффективному и безопасному обществу». В частности, в этом послании были озвучены задачи дальнейшей демократизации общества по четырем основным направлениям, среди которых особое место заняли расширение полномочий представительных органов власти, совершенствование выборного законодательства, а также укрепление институтов гражданского общества.

Для расширения полномочий представительных органов власти был принят Закон  «О местном государственном управлении». Принятие этого закона достаточно подробно разграничило полномочия между высшим исполнительным органом, центральными органами и местными исполнительными  органами. Что касается местных представительных органов государственной власти, то принятый Закон мало что изменил  в их статусе.

Во-первых, довольно нечеткими остались полномочия, данные маслихатам. Перечни функций областных, городских и районных маслихатов почти не различались, а сами полномочия выглядели расплывчатыми.

Во-вторых, маслихаты не образовывали строгой вертикали представительных органов совместно с Парламентом. Кроме того, между собой маслихаты также были слабо связаны, несмотря на то, что решения вышестоящих маслихатов имели обязательную силу для нижестоящих.

В-третьих, в самом Законе РК «О местном государственном управлении»  совершенно не просматривалась роль граждан в принятии решений.

В силу указанных причин, по сравнению  с местными исполнительными органами, в регионах роль местных представительных органов власти оставалась незначительной, а иногда даже носила декоративный характер. Несмотря на то, что главенствующая роль местных представительных органов  по отношению к исполнительным была бесспорной, реальной властью маслихаты не обладали.

В 2001 году во исполнение Стратегии  развития до 2030 года был разработан 10-летний стратегический план развития страны. В соответствии с этим планом основной акцент в сфере политического и государственного строительства был сделан на решение ряда ключевых задач в области увеличения эффективности системы государственного управления. Так, была обозначена необходимость продолжения работы по созданию эффективной системы взаимодействия трех ветвей власти. Также планом было предусмотрено осуществление дальнейшей децентрализации системы государственного управления, совершенствование механизмов выборного процесса.

Внимательное изучение и анализ достаточно обширного опыта трансформации  политических систем, накопленного мировым  сообществом, позволил Казахстану выбрать  верные ориентиры проводимых преобразований.

При этом следовало учитывать, что, несмотря на имеющиеся демократические  достижения, Казахстан находился  на начальном этапе демократизации и ему предстояло последовательно  и продуманно продолжить реформы  в политической системе.

Поэтому было необходимо решить ряд  стратегических задач во всех сферах общественной жизни, в том числе  совершенствовать систему государственного управления. Для этого в Стратегическом плане развития до 2010 года был обозначен ряд конкретных шагов.

Первым шагом была необходимость расширения роли представительных органов власти в политической жизни страны. Основным путем достижения этой цели было определено расширение их полномочий, обеспечение их независимости от исполнительных органов.

Вторым шагом была названа децентрализация части управленческих функций.

В плане децентрализации перед  Казахстаном стоит сложная задача найти оптимальную модель распределения  полномочий между центром и регионами. С одной стороны, стратегическая задача построения рыночной экономики  требует демократического устройства всех уровней государственного управления, так как без демократических  механизмов и контроля за работой  органов управления невозможно создать  условия для справедливой конкуренции.

С другой стороны, рыночная экономика  не терпит излишней централизации в  системе принятия решений и требует  закрепления определенных властных и финансовых полномочий за местными органами, непосредственно соприкасающимися с субъектами экономической и  социальной жизни.

Исходя из выше сказанного, в Стратегическом плане развития Республики Казахстан  были обозначены основные задачи децентрализации  в Казахстане.

Во-первых, четкое разграничение сфер деятельности, функций и ответственности  между различными уровнями власти. Достижение этой задачи предусматривает следующие меры:

- определить уполномоченный орган, в ведении которого будет разработка плана децентрализации и контроль за его исполнением;

- разработать национальный план  по децентрализации;

- разработать подробные требования  к выполнению функций каждым  уровнем государсвенного управления;

- функции органов управления  должны быть четко определены  и разграничены.

Во-вторых, создание условий для эффективного функционирования местного государственного управления.

Органы местного государственного управления на всех уровнях должны бытьнаделены четко определенными  полномочиями, бюджетом и собственностью, должны выполнять функции, делегированные им государством.

В-третьих, внедрение местного самоуправления как фундамента демократического государства.

С учетом сложности задач по переустройству государственного управления, реформу  необходимо проводить поэтапно, через  реализацию «пилотных» проектов.

В-четвертых, реализация принципов  бюджетной децентрализации. Бюджетная децентрализация предполагает большую самостоятельность органов местного управления в финансовых вопросах.

Третим шагом шагом была обозначена необходимость совершенствования выборного процесса.

В этом плане была обозначена необходимость  совершенствования выборного законодательства, избирательной системы, организации  избирательного процесса. Было предусмотрено повышение профессионального уровня избирательных комиссий, в том числе и в плане правовой подготовленности.

На сегодня в результате проведенных  реформ в Казахстане созданы предпосылки  для создания эффективной системы  государственного управления. В настоящее  время в рамках реализации Стратегической программы «Казахстан-2030» в Республике Казахстан осуществляется очередной  этап широкомасштабных системных реформ, имеющих своей целью в числе прочего совершенствование государственного управления страны.

 

Литература:

 

1. В Казахстане завершился первый этап административной реформы // Интернет-ресурс http: www.khabar.kz/index.cfm?id=1709.

2. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание,  безопасность и улучшение благосостояния  всех казахстанцев. Послание народу  Казахстана. Декабрь 1997 года.

3. Назарбаев Н.А. К конкурентоспособному  Казахстану, конкурентоспособной экономике,  конкурентоспособной нации. Послание  народу Казахстана. Март 2004 года.

4. Назарбаев Н.А. Казахстан на  пути ускоренной экономической,  соцальной и политической модернизации. Февраль 2005 года.

5. Децентрализация: эксперименты и реформы. Органы местного самоуправления в Центральной и Восточной Европе. Сборник статей // Институт открытого общества, 1999 год.

6. Кульжанова Г. Некоторые аспекты  проблемы политической модернизации  местного государственного управления // Казахстан-Спектр, - 2005. - №2

7. Стратегический план развития  Республики Казахстан до 2010 года.


Информация о работе Реформирование системы государственного управления Республики Казахстан и децентрализация власти