Развивающиеся страны в системе международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 08:44, реферат

Описание работы

Развивающиеся страны по численности составляют самую большую группу – примерно 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Большинство из них вышли на международную арену в результате стремительного распада колониальной системы и образования молодых независимых национальных государств. В 50-60 годы 20 столетия за период 1943-1963 гг. политическую независимость получила 51страна с населением 988,3 млн. чел., проживающих на территории площадью в 30,2 млн. кв. км.

Содержание

Введение 3
1. Общие черты и характеристики развивающихся стран 4
2. Классификация развивающихся стран 6
3. Место и роль развивающихся государств в международном товарообмене
8
4. Развитие и реконструкция товарного экспорта развивающихся стран 9
5. Внутренние рынки развивающихся стран 11
6. Объем и уровень развития рынков 11
7. Производственный спрос 13
8. Изменение в структуре предложения 15
9. Развивающиеся страны в международном разделении труда 17
10. Иностранный капитал в экономике развивающихся стран 21
Заключение 26
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

развивающиеся страны в системе МЭО для сдачи.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

   Важнейшей особенностью движения технологии является повышение ее доли, приходящейся на внутрифирменную торговлю зарубежных ТНК.

   По  формам получения новой технологии среди развивающихся стран можно выделить несколько групп. Для азиатских основную роль играет импорт машин и оборудования, для латиноамериканских стран выше значение иностранных прямых капиталовложений. Для многих африканских и наименее развитых стран техническое сотрудничество в форме даров выступает основным источником поступления технологии.

   Быстрое развитие научно-технического прогресса  и сокращение притока новой технологии во многие развивающиеся страны расширили  технологический разрыв между индустриальными и развивающимися странами. Иностранные инвестиции, являющиеся основным инструментом передачи технических новшеств, концентрируются в наиболее продвинувшихся в экономическом отношении странах, в наименее развитых странах ТНК предпочитают использовать неакционерные формы участия. Импорт технологии, стимулирующий экономический рост, требует не только необходимых финансовых средств, но и подготовленной рабочей силы, возможностей использовать импортную технологию. В этом отношении способности большинства развивающихся стран ограничены.

   Влияние социально-экономических аспектов. Хозяйства развивающихся стран  неоднородны в социальном и технологическом  отношениях. В связи с этим различные  типы производства в неодинаковой степени  участвуют в международном разделении труда.

   1. Наиболее тесно связан с мировым  рынком иностранный сектор хозяйства.  Нередко от масштабов иностранного  сектора в обрабатывающей промышленности  зависит размер вовлеченности  страны в МРТ.

   2. Крупные и средние национальные  компании по мере повышения общего уровня экономического развития расширяют вывоз товаров на мировой рынок. Длительное время этот сектор выступал преимущественно импортером товаров производственного назначения.

   В целом различное сочетание мелкотоварного, государственного, среднего и крупного предпринимательства, направление изменений в них определяют степень и направленность участия развивающихся стран на мировом рынке.

   3. Социально-экономическая разнородность  хозяйства приводит к тому, что  масштабы внешнеэкономической деятельности государства в развивающихся странах больше по сравнению с подобной деятельностью в странах Запада.

   Важное  влияние на хозяйственное положение  развивающихся стран оказывает  изменение мировых цен. Они усугубляли дефициты торговых балансов. Дисбалансы экспорта по отношению к импорту возникали в результате резкого ухудшения условий торговли, т.е. соотношения экспортных и импортных цен. Эти соотношения уменьшились, в 1981—1990 гг. на 2,7%, в 1991—2000 гг. — на 0,8%. Это означало, что для финансирования данного объема импорта требовалось увеличение объема экспорта, а при неизменных объемах экспорта и импорта увеличивался дефицит торгового баланса.

   Ухудшение условий торговли было вызвано сокращением  спроса со стороны промышленно развитых стран. Кроме того, в этих странах в 80-х — начале 90-х годов возросли торговые барьеры, а в развивающихся странах произошла значительная либерализация торгового режима. Серьезные барьеры сохраняются в обмене сельскохозяйственной продукцией, сталью, текстилем и одеждой. Тарифные барьеры развитых стран и другие ограничения вызывают ежегодные потери в 19,8 млрд долл. для развивающихся стран, это примерно 40% объема официальной помощи развитию развивающимся странам в 1998 г.

   Создание  наиболее благоприятных условий  для основных экспортных товаров развивающихся стран может обеспечить дополнительный экспорт для них, который будет в 4 раза превосходить среднегодовой приток частного капитала.

   Для поддержания внешнего и внутреннего  балансов развивающиеся страны вынуждены  прибегать к отягощающему их экономическое развитие внешнему финансированию. 

   10. Иностранный капитал в экономике развивающихся стран 

   Стремление  выйти из "порочного круга бедности", стимулировать развитие передовых  отраслей экономики, придать динамизм всей экономике в целом побуждает развивающиеся страны активно привлекать иностранный капитал. В этих целях совершенствуется инвестиционный климат, создается необходимая инфраструктура, организуются специальные экономические зоны с особо льготными условиями для иностранного предпринимательского капитала. Усилия многих развивающихся стран не пропали даром. По данным Мирового банка, приток частного капитала в экономику развивающихся стран ко второй половине 90-х годов заметно усилился и достиг уровня в 243,8 млрд. долл., несмотря на резкое сокращение темпов его роста в период 1990-1993 гг. Примерно половина этого объема приходится на прямые инвестиции. При этом размер государственных зарубежных инвестиций снизился с 56,3 млрд. долл. в 1990 г. до 40,8 млрд. долл. в 1996 г. Наибольший объем частных капвложений приходится на 12 стран со "средним" уровнем дохода (менее 9385 долл. На душу населения). Возглавляет этот список Китай - 52 млрд. долл.

   По  оценке американской консалтинговой фирмы "Эрнст и Янг", в ближайшие  годы наиболее привлекательными из развивающихся стран по вкладыванию капитала будут: Китай, Индия, Индонезия, а также Мексика и Бразилия.

   Общий объем потребности развивающихся  стран в иностранном капитале в 1996-2005 гг. оценивается Всемирным  банком в 1,5-2 трлн. долл.

   Частный капитал, проникая в развивающиеся страны, идет, как правило, в страны с динамичной, восходящей, перспективной экономикой. 80 процентов частных инвестиций поступает всего в 20 процентов развивающихся стран, главным образом, государства Восточной Азии и Латинской Америки. Слаборазвитые страны с отсталой экономикой и особенно с политически нестабильной обстановкой практически не привлекают предпринимателей из промышленно развитых стран. Государственная помощь от этих стран, будучи два десятилетия достаточно стабильной, к середине 90-х годов начинает сокращаться.

   По  данным аналитиков Международного валютного  фонда (МВФ) в 1995 г. в мире на официальную  помощь по правительственным каналам  странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было выделено 59 млрд. долл., что с поправкой на инфляцию на 3 млрд. долл. меньше, чем в 1994 г. По сравнению с 1990 г., когда государственное содействие промышленно развитых стран развивающимся странам достигло своего пика, эта цифра уменьшилась на 12 млрд. долл. При этом помощь со стороны ОЭСР составляет всего 0,3 процента их совокупного валового национального продукта (цель, поставленная ООН - 0,7 процента). 40% помощи стран ОЭСР получила Африка, 30% - Азия, 10% - Латинская Америка.

   Характерно, что более половины всей внешней помощи странам Африки возвращается на Запад в виде процентов по долгам. Так, долги государств Африканского контингента к югу от Сахары составляли в середине 90-х годов 211 млрд. долл., что вдвое превышает совместные доходы этих стран от экспорта.

   При этом, с 1984 г. африканские государства  уже выплатили кредиторам почти 150 млрд. долл.

   Самый большой внешний долг в 1998 г. был  у Мексики - 165,7 млрд. долл. и у Бразилии - 159,1 млрд. долл. Быстрыми темпами рос  внешний долг азиатских стран - Таиланда, Южной Кореи, Индонезии, Индии, Филиппин. Азиатский контингент аккумулировал до половины прироста мировой внешней задолженности развивающихся стран. Это был рекордный прирост внешнего долга за всю современную историю.

   Несколько замедлился прирост внешнего долга латиноамериканских государств (3%), однако они находятся далеко впереди других стран в исчислении внешнего долга на душу населения (1000 долл. против 250 долл. в Азии).

   Существующий  долг развивающихся стран накапливается  преимущественно за счет частных капитальных вложений. Среди стран-кредиторов первое место занимает Япония, чьи кредиты развивающимся государствам, в первую очередь азиатским, достигли 236 млрд. долл. За ними следуют США - 147 млрд. долл. (0,15% ВНП США), причем, половина из них предоставлена латиноамериканским странам. На третьей позиции Германия, предоставившая займы на 106 млрд. долл. Немногим меньше кредитов предоставлено Францией - 103 млрд. долл. Ее должники - это, в основном, страны Африки и Азии. В середине 90-х годов совокупный долг развивающихся стран превысил 1,9 трлн. долл. При этом выплаты по обслуживанию долга выросли почти до 200 млрд. долл. Эксперты ОЭСР отмечают явную тенденцию к краткосрочным займам и растущий аппетит компаний и банков Азии к такой форме кредитования.

   Поскольку вернуть долг в полном объеме от многих развивающихся стран крайне проблематично, постольку одним  из способов борьбы с задолженностью является ее списание. По некоторым  оценкам уже в период до 2000 г. удельный вес списания задолженности может достичь 75-100% для двадцати беднейших стран, чей долг возрастал в 80-е начале 90-х годов быстрее всего, в зависимости от темпов экономического роста, которые определят, какую долю своего внешнего долга эта группа стран сможет реально обслуживать.

   Западные  экономисты предлагают глобальные меры помощи беднейшим странам. В их перечень входят:

   - соблюдение принципов справедливой  торговли;

   - концессиональная практика;

   - льготы по долгам;

   - распространение образования и  профессиональных навыков.

   По  прогнозам западных экспертов основные социальные услуги в ближайшие десять лет могут стать общедоступными для жителей развивающихся стран. На обеспечение этого потребуется 40 млрд. долл. Еще 40 млрд. долл. помогут полностью преодолеть бедность в мире. Общая сумма составляет 80 млрд. долл. или 0,5% мирового дохода (25 трлн. долл.), что вполне по силам современному мировому сообществу при наличии политической воли.

   Что касается распространения образования  и профессиональных навыков, то в  политике стран Запада по отношению к развивающимся странам это предстает в виде так называемой технической помощи. Техническая помощь включает посылку в соответствующую развивающуюся страну преподавателей начальных и средних школ и ВУЗов, материальное обеспечение учебных заведений, обучение и стажировку граждан из развивающейся страны в стране-доноре и др. При этом значительная часть средств, затрачиваемых на техническую помощь, практически даже не покидает пределов страны-донора. Совершается лишь бухгалтерская операция по перечислению определенных сумм со счетов соответствующих государственных ведомств на счета специалистов страны-донора. По некоторым данным из каждых 100 долл., израсходованных на техническую помощь, не более 20 долл. представляют собой реальные средства в иностранной валюте, поступившие в страны-получатели.

   Некоторые особенности взаимодействия развивающихся  стран с транснациональными корпорациями

   В современной мировой экономике  новое международное разделение труда в наибольшей степени формируется  транснациональными корпорациями (ТНК). Именно они, обозначив развивающиеся страны зоной своих интересов, перемещают туда свои производства, которые там экономически и технологически выгодно организовывать.

   Улучшение отношений между ТНК и развивающимися странами началось в 80-е годы. Этому во многом способствовал пересмотр рядом развивающихся государств законодательств о прямом зарубежном инвестировании. В эти же годы отмечается уменьшение числа случаев национализации и увеличение количества судебных разбирательств спорных ситуаций между ТНК и правительствами развивающихся стран.

   Переосмысление  роли ТНК многими развивающимися странами в основном идет в русле  изменения представлений о том, что могут дать эти корпорации для структурных изменений и  стимулирования внутренних факторов технического прогресса. Как свидетельствует практика, ТНК вносят весомый вклад в развитие стран "третьего мира". Этот вклад выражается:

   - в передаче передовых производственных  технологий в некоторых отраслях (текстильная, швейная, электронная  промышленность). ТНК играют важную роль и как инвесторы, и как поставщики инвестиционных товаров или технологий (лицензий);

   - в содействии превращению развивающихся  стран из экспортеров сырья  в продавцов готовых изделий.  Этот непосредственный вклад  в структурные изменения развивающихся стран более важен, чем просто перемещение финансовых ресурсов по линии прямых инвестиций;

   - в том, что ТНК способствуют  ускорению процессов инноваций.  Технологические инновации в  основном сконцентрированы в  промышленно развитых странах, однако в последние десятилетия они все больше перемещаются в некоторые другие страны, прежде всего в НИС. С передачей технологии, однако, может быть связано и непреднамеренное неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Деятельность филиалов ТНК отрицательно сказывается на природе принимающих стран, а, значит, на благосостоянии людей, вплоть до угрозы их жизни. Таким образом, возникает потребность в усилении регулирующих функций национальных органов в развивающихся странах для контроля как за собственными, так и за иностранными предприятиями;

Информация о работе Развивающиеся страны в системе международных экономических отношений