Развивающиеся страны в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 20:02, лекция

Описание работы

За 1960-95 гг. объем производства развивающихся стран увеличился в 4 раза. В динамике экономического роста на-блюдалось 2 периода: для 60-70-х гг. были характерны высокие темпы прироста ВВП, в 80-х гг. произошло снижение среднегодовых темпов прироста во все регионах, кроме Восточной Азии.

Работа содержит 1 файл

развивающие страны.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

86. Развивающиеся страны в мировом производстве.

За 1960-95 гг. объем  производства развивающихся стран  увеличился в 4 раза. В динамике экономического роста на-блюдалось 2 периода: для 60-70-х  гг. были характерны высокие темпы  прироста ВВП, в 80-х гг. произошло снижение среднегодовых темпов прироста во все регионах, кроме Восточной Азии. Общие темпы роста ВВП в развивающихся странах сократились с 5,8% в 1960-70-х гг. до 4,7% в 1991-95 гг. Почти во всех регионах рост производства происхо-дит на экстенсивной основе. В 90-х гг. развивающиеся страны уступали промышленно развитым по производительно-сти труда в 9,1 раз. Тяжелое бремя на экономику оказывают военные расходы, которые в 90-х гг. составили около 3,5% совокупного ВВП развивающихся стран. Оказывается влияние на экономический рост и внешними факторами: повышение, а затем понижение цен на сырье (1973-85 гг.). Обострение долговой проблемы. Для большинства стран в 70-80-е гг. было характерно дефицитное финансирование. В странах с низкими темпами роста наблюдается высокая инфляция, что привело к падению конкурентности на внешних рынках. Существует также проблема неравномерности экономического развития, огромный разрыв в темпах роста стран с высокой и низкой экономической динамикой. В ряде стран процесс увеличения населения опережает рост производства. Произошло снижение доли ВВП на душу на-селения в Африке, Лат. Америке, Западной Азии в период 1981-90-х гг. ВВП в текущих ценах в 80-е гг. понизился, в 94-м г. он составил 19% мирового ВВП. Происходит быстрое развитие промышленности, за 60-90-е гг. объем про-мышленного роста  - в 4 раза, а доля развивающихся стран в мировом промышленном производстве составила 20%. Объем производства обрабатывающей промышленности увеличился в 6 раз. Доля развивающихся стран в мировом производстве потребительских товаров возросла с 13% в 65 г. до 18% в 90 г. На развивающиеся страны приходится 16% мирового производства полупроводников, 33% табачной промышленности, 18% текстильной промышленности. Процесс индустриализации вызвал спрос на продукцию производственного назначения, что сопровождалось перели-вом капитала в соответствующие отрасли. Возросла доля средств производства в объеме обрабатывающей промыш-ленности. Доля развивающихся стран в мировом производстве средств производства составила в 90-м г. - 9% (для сравнения в 65 г. - 5%). Возросла доля средств производства в НИС, которые производят 5,5% мирового производства микросхем. Наблюдается тенденция к росту доли производства развивающихся стран во всех основных отраслях.

Позиции промышленно развитых стран в последние годы укрепились за счет бывших соц. стран. Экономический рост промышленно развитых стран в период с 70 по 95 гг. характеризовался умеренными темпами. Объем производства увеличился более, чем в 2 раза. Особенно высокими темпами развивались малые промышленно развитые страны. 50-60-е гг. процесс обновления основного капитала. Резко сократилась занятость в с/х. Промышленность обеспечивала более высокую затрат капитальных и трудовых ресурсов. Причины снижения темпов роста: влияние внешнеэкономи-ческих связей, влияние экономии на масштабах производства, потребительский спрос стал фрагментарным. Измени-лись условия воспроизводства, произошел рост военных расходов -  5,5% ВВП. В 90-е гг. наблюдалась тенденция к снижению расходов на военные нужды - 3-4% ВВП. В 70-80-е гг. а экономическую политику промышленно развитых стран оказали влияние внешние факторы: изменение цен на сырьевые товары, что привело к увеличению дефицита бюджета (0,2% ВВП для всех стран). В 80-х гг. дефицит был 4,1%, в 92 и 93 - 3%. Изменение доходов и расходов про-мышленно развитых стран. На изменение доходов повлиял рост налогов, причиной увеличения расходов с 28% ВВП в 60-е гг. до 60% в 90-е гг. стало проведение социальных программ. Тенденция к росту государственного долга во мно-гих странах - достигает 70% ВВП во многих странах, гос. долг Германии превышает ВВП Италии.  В 50-х гг. по уров-ню доходов на душу населения последние места занимали Япония, Португалия и Греция, а в 60-е гг. место Японии заняла ЮАР.  Сейчас США, Япония и ФРГ занимают лидирующие места. Создание нового технологического  базиса производства: автоматизированные системы производства и управления производственным процессом. Упор делается на науку и повышение квалификации рабочей силы, на ресурсосбережение и рециклирование. Изменился подход к экономическому росту как  к таковому.  В 50-70-е гг. - установка на экономический рост любой ценой. Сейчас - уста-новка на качественный рост. Стабилизация роли промышленно развитых стран в мире. В 70-80-е гг. - 68% мирового  производства, в 90-е гг. процент возрос. В ВВП   увеличилась доля сферы услуг (68%). В промышленном производст-ве мира сократилась роль промышленно развитых стран. В 65-м г. промышленно развитые страны давали 77% про-дукции обрабатывающей промышленности, в 90-м - 63% промышленное производство восточноевропейских стран при этом сократилось вдвое, что повлекло к установлению доминирования западных стран в производстве средств производства.  Текстильные изделия и обувь доля сократилась до 60%, также сокращение произошло в черной метал-лургии. В обрабатывающей промышленности развитые страны удерживают преобладающее положение по высоко-технологичным производствам. Менее технологичные отрасли переводятся на рубеж. Концентрация усилий в области научно-технических исследований. В с/х - доля существенна. 60% доля животноводства и 40% - растениеводство, до-ля технических культур растет, доля зерновых - сокращается. В 67-м - 39%, в 94-м - 51% мяса и 40% зерна. Полностью закончена индустриализация с/х производства. В ВВП  развитых стран доля с/х составляет 2,5%, занято около 2,5% населения в с/х, что свидетельствует о высоком уровне интенсификации с/х. В мире всего 31 ведущих финансовых центра, 2/3 из них -  в промышленно развитых странах. По конкурентноспособности произведенных товаров, по уров-ню технологий, квалификации кадров, по обладанию капиталом - лидирующие позиции принадлежат развитым стра-нам.  
 

87. Место развивающихся стран в международном разделении труда.

88. Развивающиеся страны в международном движении капитала.

89. Экономическая стратегия развивающихся стран. 

После получения  политической независимости в развивающихся  странах был проведен ряд социально-экономических  реформ в целях устранения препятствий  в развитии производительных сил, усиления использования природных ре-сурсов в интересах национального развития, вырабатывалось законодательство, регламентирующее деятельность ино-странного капитала, подчиняющее его интересам национального развития, предпринимались меры для равномерного распределения доходов, предотвращения концентрации экономической власти в руках узкого слоя людей.

Проведена индустриализация - средство ликвидации экономической  отсталости. Проведено развитие обрабатываю-щей  промышленности, отраслей группы А. Индустриализация способствует разделению труда, создает материальные предпосылки для специализации и кооперирования различных видов производства, обеспечивает складывание общего цикла производства и формирование единого внутреннего рынка, ведет к повышению уровня экономического разви-тия, способствует расширению потребительского и производственного спроса. В начале 50-х гг. произошло повыше-ние цен на мировом рынке на готовые изделия, что привело к необходимости больше экспортировать сырья, чтобы приобретать тот же объем промышленной продукции. Однако дефицита на внутреннем рынке избежать не удалось и встала задача строительства предприятий по выпуску готовых изделий. Особенности индустриализации второй поло-вины 20 в.: она проходила в развивающихся странах в условиях развития НТР в мировом хозяйстве, что осложнило положение развивающихся стран. В н. 60-х гг. получили развитие концепции эндогенного развития - “нового внут-реннего порядка”. Характерной чертой являлось сосредоточение внимания на максимальном использовании внутрен-них ресурсов для удовлетворения основных потребностей в связи с нищетой и голодом. В развивающихся странах существует 2 типа развития:

1) создание самодостаточной экономики, опираясь на потребности внутренних рынков, с развитием отраслей тяже-лой промышленности, что предполагало существенное вытеснение иностранного капитала. Отмечалась необхо-димость усиленного государственного вмешательства в целях ограничения стихийности рынков, развития госу-дарственного предпринимательства, государственного капитала. Эта стратегия выразилась в политике импорто-замещения. Поскольку создание отраслей тяжелой промышленности требовало импорта оборудования и машин, необходимо было сократить импорт товаров потребительского назначения. Становление обрабатывающей про-мышленности происходило на основе переработки сырья, что делало развитие малоперспективным, а создание экспортных отраслей высоких технологий было не по силам большинству развивающихся государств. Импорто-замещение содействовало  строительству независимой самостоятельной экономики, однако создало и значитель-ны е проблемы  для экономики (необходимость огромных финансовых средств). Произошел процесс образования внутренних рынков, однако они обладали низкой покупательной способность., что ограничивало возможности со-временного производства и тормозило дальнейший прогресс производительных сил. Энергосырьевые проблемы в мировом хозяйстве в 70-е г. способствовали увеличению в развивающихся странах материало и энергоемких от-раслей, однако их создание требовало расширения ввоза машин и оборудования. В конце 60-х гг. произошел пе-реход к наращиванию. экспортного производства.

2) стратегия возрастающего  участия в международном разделении труда и политика экспортной ориентации, что позволило осуществить производство некоторых вид   ов продукции в расчете на внешние рынки и увеличить объем внешних поступлений. Базируется на активном взаимодействии с иностранным капиталом, способствует формированию экономики открытого типа, требует создания инфраструктуры, привлечения иностранных техно-логий. Однако в ряде случаев экспорт был менее выгоден, чем поставки на внутренний рынок. Некоторые страны проводили смешанную политику, опираясь исключительно на экспорт с/х продукции и ископаемых, они проводи-ли в остальном политику импортозамещения (Индия, Бразилия). Те страны, которые не располагали крупными запасами сырья, с помощью иностранного капитала смогли вписаться  в систему международного разделения труда, что способствовало становлению современного хозяйственного механизма, более полному использованию их экономических ресурсов (Ю. Корея, Тайвань). Изменилась роль государства , на передний план вышли косвен-ные меры регулирования, что повысило роль стихийно-рыночных импульсов в развитии национальных хозяйств. Дальнейшее расширение активности государства натолкнулось на проблему государственного дефицита и роста инфляции. Кроме того из-за наличия внешнего долга государству пришлось сократить свои социальные и эконо-мические функции. Произошло сокращение предпринимательской активности государства, некоторые государст-венные предприятия были приватиированы. Выплата государственного долга пала на государственные предпри-ятия. В 86 г . на государственных предприятиях создавалось 12% ВВП развивающихся стран (медленный, но по-стоянный рост). 

90. Основные направления экономической политики развивающихся стран. 

После получения  политической независимости в экономической  политике развивающихся стран доминировали уси-лия на ускорение экономического роста. Хозяйственный механизм был  ориентирован на потребности быстрого про-мышленного развития. Государственное воздействие оказывалось путем ограничительных и поощрительных (преоб-ладали ) мер.  Внешнеэкономическая политика государств была направлена на стимулирование национального  про-изводства и ограничение конкуренции на внутренних рынках. Существовала необходимость в проведении гибкой протекционистской политики для ускорения модернизации отсталых хозяйственных структур: на ввозимые иностран-ные товары установились высокие пошлины. Валютный курс нередко поддерживался на завышенном уровне, что по-зволяло приобретать оборудование за рубежом по пониженным ценам, однако подобная практика сдерживала разви-тие экспорта. Существовал ряд особенностей политического процесса: преобладание различных форм коллективных действий при выработке экономической политики. Одним из ключевых вопросов программы было переустройство мирохозяйственных связей: восстановление равновесия цен на сырьевые и промышленные товары с целью стабилиза-ции доходов от экспорта развивающихся стран. Наблюдались тенденции к интеграции национальных хозяйств на ре-гиональном уровне. Цели создания торговых и экономических региональных объединений: увеличение экономиче-ского роста, политическое сближение и содействие региональной безопасности. В Африке главной целью было  стремление преодолеть узкие рамки внутренних рынков, стимулировать экономический рост. В н. 80-х гг. произошел сдвиг политики развивающихся стран с доминирования экономического роста на структурную политику, ликвидацию макроэкономических дисбалансов. Кризисы 70-80-х гг. привели к серьезным нарушениям воспроизводственного про-цесса и усилению воздействия внешних факторов на их развитие. Международные организации настаивали на приня-тии развивающимися странами открытой стратегии развития, уменьшению импортных барьеров, изменению валют-ных курсов. 2 основных типа регулирования: меры стабилизации и меры структурной перестройки. Политика стаби-лизации исходит из того, что главной причиной инфляции является изменение спроса. А основным методом борьбы рассматривается ограничительная денежно-кредитная политика. Политика структурной перестройки включает сле-дующие меры: либерализация торгового режима, повышение эффективности государственных расходов, перестройка налогообложения в целях содействия эффективности производства, увеличение сбережений, либерализация ценообра-зования, улучшение управления, отказ от протекционизма отечественных предприятий. Эти меры отвечают интересам ТНК. Стабилизирующие мероприятия в рамках программ по перестройке экономики привели к сокращению совокуп-ного спроса, снижению инвестиций и стагнации производства, уменьшился общий объем потребления. Положитель-ные результаты были более, чем скромными: из 55 стран в 27 произошло повышение роста ВВП, 13 - неудача в струк-турной перестройке, в 7 произошло снижение социальных показателей. Причиной послужили рост дефицитности пла-тежных балансов, сильное ограничение импортных потребностей оказало отрицательное влияние на экономический рост. Политика структурной перестройки уменьшила доходы, что повлекло к уменьшению покупательной способно-сти внутренних рынков. Политика открытой экономики способствовала сокращению внимания к индустриализации и промышленности. На данном этапе приоритетной цель. экономической политики становится увеличение капитало-вложений: привлечение иностранных инвесторов, стимулирование частных вложений рыночными методами. Приори-тетное направление приобретают программы по стимулированию с/х производства, что проводится посредством уве-личения закупочных цен на экспортные товары. Существует необходимость в увеличении производства в связи с го-лодом и низким уровнем жизни во многих с/х развивающихся странах.

91. Характерные черты социально-экономической структуры Китая.

92. Основные черты экономического развития Индии.

Занимает 2 место  после Китая по численности населения. Население Индии - 898 млн. человек. В 50-е гг. темпы роста населения были очень велики - 4,5%,  однако сейчас они составляют 2%, что связано с проведением демографической политики. По объему ВВП страна занимает 17 место в мире - около 226 млрд. долларов. На душу населения прихо-дится 320 долларов. Проводится политика импортозамещения. Запасы железной руды составляют ¼ мировых. Страна занимает 3 место по запасам марганца, 2 место по добыче титана. Кроме того страна является экспортером хрома и листовой меди. Развит теплоэнергетический комплекс, основой которого является каменный уголь. Нефть и газ есть, однако потребности в этих ресурсах удовлетворяются за счет импорта. Доля Индии в мировом промышленном произ-водстве незначительна. Выработка электроэнергии составляет около 2% мирового производства. Значительно развит  транспорт, по объему перевозок Индия занимает 5 место в мире. Ведущие позиции принадлежат ж/д транспорту. Ин-дия имеет собственный воздушный флот, заметная морская держава, обладает большим торговым флотом, но 60% перевозок осуществляется ненациолнальными кораблями. Есть 8 крупных портов, крупнейшими из которых являются Бомбей и Калькутта. Заметная роль в мировом с/х. Самое крупное поголовье крупного рогатого скота, но не едят. Страна занимает 5 место в мире (1 среди развивающихся) по поголовью овец. 20% мирового производства риса, 8,5% мирового сбора пшеницы. 4 место в мире по производству хлопка. Крупный производитель чая, 3 место в мире по производству табака.  0,6% доля в мировом экспорте. Экспортная квота составляет 9,6% (немного, потому что в Ин-дии емкий внутренний рынок). По доходу на душу населения Индия входит в группу беднейших стран. 30% населе-ния живут за чертой бедности.  Социально-экономическая структура хозяйства характеризуется многоукладностью, которая зародилась еще в период колониализма. Отличительная черта - дуализм (современный и традиционный сек-тора).  После обретения независимости происходит изменение в социально-экономической структуре, проходит про-цесс развития современного сектора.  С 52 г. цель государственной политики - форсированное развитие рыночной экономики, опирающееся на современную техническую основу и независимую от иностранного капитала. Для этого развитие государственного сектора в отраслях капиталоемких и активное государственное регулирование экономики. Задачи:  оказать поддержку развитию собственного крупного капитала, изжить феодальные пережитки, подчинение торгового и ссудного капитала интересам развития промышленного капитала. Эти задачи обеспечивались за счет раз-вития государственного сектора в области тяжелой промышленности и инфраструктуры и за счет влияния государства на экономику: индикативное планирование, системы протекционизма. В современных отраслях промышленности - привлечение иностранного капитала, ограничение сферы функционирования крупного индийского капитала (расши-рение государственного сектора в капиталоемких отраслях), расширение собственной экономической деятельности государства, создание чисто государственных предприятий, а также государственно-капиталистических предприятий, система государственных закупок (доля гос. заказа в отдельных отраслях доходит до 50-60% всей продукции, гос. за-каз способствует стабильному спросу со стороны государства на целый ряд продукции ).

Сферы деятельности государственно-капиталистического сектора: инфраструктура и топливные отрасли (доля госу-дарства не менее 40%), энергетика (96%), транспорт (48%), добыча нефти и газа (100%), добыча угля (99%), банков-ское страховое дело (93% оборота), внешняя торговля (60% импорта и 28% экспорта), обрабатывающая промышлен-ность (10%).

Иностранный капиталистический  уклад: по числу предприятий невелик - 80 чисто иностранных предприятий (по сравнению с 80-м г. на 20 меньше). В основном действует в джутовой промышленности (3%), химической, машино-строении, металлургии (39% вместе) - это в основном предприятия смешанного типа.

Крупный частный  сектор: 80 крупных монополистических  групп. В основном заняты в обрабатывающей промышлен-ности.

Мелкотоварный уклад: в основном связан с традиционными секторами, в с/х носит полунатуральный характер. 80% хозяйств в с/х - хозяйства с традиционным укладом.

Темпы роста  ВВП: с 1951 по 56 гг. -1,7%, с 56 по 61 - 9,4%, с 85 по 90 - 14,2%. С\х - низко производительно, с 80 по 93 гг. - среднегодовой прирост 3%, в промышленности за этот же период - 6,2%, в обрабатывающей промышленности - 6,3%, в сфере услуг - 6,4%. Структура ВВП: промышленность - 70 г. -22%, 93 г. - 27%, с/х - 45% и 31% (соответствен-но), сфера услуг 33% и 41%. В промышленности 60% - добывающая промышленность, идет снижение доли традици-онных отраслей и экспортно-текстильных с 21% до 15%, а машиностроение увеличилось с 20% до 25%. Внешняя тор-говля: экспорт - с 70 по 93 гг. рост ежегодно составил 7%, 30% экспорта текстиль, 25% - сырье, 7% - машины и обору-дование, 38% - прочая продукция перерабатывающей промышленности (чай, кофе). Импорт: с 80 по 93 гг. ежегодные темпы прироста 4,2%. 30% - топливо, 14% - машины и  оборудование, 10% - прочее сырье, 46% - прочая продукция обрабатывающей промышленности, 4% - продовольствие.  26% экспорта - в ЕС, 23% - в развивающиеся страны, 19% - в США, 8% - в Японию. Импорт: основной партнер по топливу ОПЕК.  С 93 по 95 гг. - в 7 раз увеличились иностран-ные инвестиции, в 95 г. - 1 млрд. долларов. Внешний долг превышает 92 млрд. долларов (225% экспорта, 30% ВВП). На обслуживание долга ежегодно идет 29% экспортных доходов.

93. Внешнеэкономические связи Бразилии.

Одно из крупнейших государств мира (входит наряду с США  и Японией в 10 первых). Общий объем ВВП в 1995 г. составил 335 млрд. долларов. В 1980 г. на душу населения приходилось 2007 долларов. За последующие 15 лет разви-тия прироста на душу населения нет, хотя общий объем ВВП увеличился на 30%. Распределение ВВП по отраслям: 10% - с/х, 35% - промышленность, 55% - сфера услуг. Распределение ВВП по регионам:

Информация о работе Развивающиеся страны в мировой экономике