Развивающиеся страны и проблемы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Развивающиеся страны по численности составляют самую большую группу – примерно 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Большинство из них вышли на международную арену в результате стремительного распада колониальной системы и образования молодых
независимых национальных государств. В 50-60 годы 20 столетия за период 1943-1963 гг. политическую независимость получила 51страна с населением 988,3 млн. чел, проживающих на территории площадью в 30,2 млн. кв. км.

Содержание

Введение
1.Общая характеристика развивающихся стран
1.1.Группы развивающихся стран
1.2.Основные тенденции в экономике развивающихся стран в конце 20 века
2.Экономические проблемы стран третьего мира
2.1.Экологические проблемы развивающихся стран
2.2.Социальные проблемы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

недостаточен  для освоения новейших технологий, однако он  позволяет  освоить некоторые технологические процессы, перемещаемые из индустриальных  стран  в развивающиеся.

      Перемещение трудо-материало-энергоемких,  а также экологически  опасных отраслей экономики в развивающиеся страны постепенно способствуют  повышению квалификации  рабочей  силы   принимающей   страны,   развитию   финансовой, транспортной, информационной и прочей инфраструктуры, достижению правовой  и политической стабильности.

      Особая роль в этом процессе  принадлежит  ТНК,  поскольку   именно  они вкладывают  прямые  иностранные  инвестиции  в  развивающиеся  страны.  Если интересы транснационального капитала объективно  совпадают  с  национальными интересами «принимающих стран», то  ТНК  могут  им  обеспечить  им  решающие преимущества в конкуренции на мировом рынке. Если  же  сугубо  экономические интересы ТНК противоречат национальным интересам  развивающихся  государств, то ТНК используют  для  защиты  своих  интересов  международные  организации

(МВФ,  Всемирный  банк,  ЮНЕСКО  и   др.),  методы  информационного   давления, экономические и даже силовые методы  воздействия  с  использованием  военной мощи международных полицейских сил. Так, военные конфликты возникают  именно в тех местах (Ирак, Босния), где по разным причинам ТНК не удалось  удержать власть экономическими методами и их интересы были нарушены.

      Способствуя экономическому  развитию  бывших  колоний  и  полуколоний, ТНК, тем не менее, оказывают  на  них  и  негативное  влияние.  Они  создают могучую  конкуренцию  местным  предпринимателям,  тесня  их  на   внутреннем рынке; свободное перемещение  транснационального  капитала  может  подорвать стабильность  национальных  валют  и   создать   угрозу   для   национальной безопасности неокрепших молодых государств. Этому способствует и  насаждение космополитической идеологии, часто  противоречащей  интересам  национального бизнеса, а также  мощное  политическое  давление  на  принимающие  страны  в направлении, не всегда совпадающем с национальными интересами.

      Тем не менее, положительное влияние деятельности ТНК на  экономический прогресс в развивающемся  мире  несомненно,  тем  более  что  высокоразвитые страны заинтересованы в социально-экономическом развитии периферии  мирового хозяйства. Быстрое развитие ранее отсталых регионов увеличивает их спрос  на потребительские и инвестиционные товары развитых стран.

      К середине 90-х годов на развивающиеся  страны приходилась  29%  общего объема экспорта высокоразвитых государств. При  сохранении  нынешних  темпов роста ВВП развивающегося мира к 2010 г. он будет поглощать более  1/3  этого экспорта. К тому же  перемещение  трудоизбыточных  ресурсов  и  энергоемких, экологически  загрязняющих  производств  в  развивающиеся страны   помогает развитым странам сохранять социальную и политическую стабильность,  повышать благосостояние общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономические проблемы развивающихся стран 

      Среди комплекса серьезных проблем,  которые нужно было решить  на  пути к  национальной  независимости,  на   первый   план   выдвинулись   проблемы экономические.

      В своей экономической политике  освободившиеся  страны  стали   исходить из  национальных  интересов,  в  большинстве  случаев   не   совпадающих   с интересами иностранных  монополий  и  бывших  метрополий.  В  60-70  годы  в большинстве этих стран производились национализация предприятий  иностранных монополий и установлением национального контроля над  природными  ресурсами. По данным ООН, было национализировано свыше 1,5  тыс.  филиалов  иностранных

корпораций. Во многих странах были  национализированы  иностранные  фирмы  в банковской сфере, в сфере страхования, торговли, введены ограничения и  даже запреты на функционирование филиалов ТНК в ряде отраслей.  Предприняты меры по защите национальных  ресурсов  то  расхищения  иностранным  капиталом,  в частности их огосударствление.

      Сформировавшийся в большинстве   освободившихся  стран  государственный сектор  экономики  способствовал  достижению   значительных   экономических результатов. Так, среднегодовые  темпы  прироста  их  ВВП  в  1956-1980  гг. составил 5,54% против 4,06% в промышленно развитых странах.

      Государство на первой стадии  индустриализации взяло  на  себя  расходы

по  формированию современной инфраструктуры, улучшению качества  образования, повышению общественного благосостояния и решения других социальных проблем.

       В  первую  послевоенную  четверть  века   аграрное   и   промышленное

производство  развивающихся  стран  испытали  большой  подъем.   По   данным Мирового банка, годовой доход в расчете на одного  жителя  в  1950-1970  гг. увеличивался на 3% в год

       Ускорение  темпов  экономического  роста,   структурная   перестройка

экономики бывших колоний и полуколоний способствовали  усилению  их  роли  в мировом хозяйстве. Если в 1950г. население развивающихся  стран  насчитывало 1089 млн. чел. (43,4% от населения Земли), а объем их  ВВП равнялся  1220 млрд. долл. (21,7% от мирового ВВП), то в 1997 г. население составило уже 3392 млн. чел. (57,6 населения Земли), а объем ВВП вырос до  11130  млрд. долл. (32,3% от мирового ВВП).1

      Однако за 60-70-е гг. освободившимся  странам  не  удалось  преодолеть

экономическую отсталость. По оценкам ЮНИДО,  доля  этих  стран в продукции мировой обрабатывающей промышленности изменялось медленными темпами: с  8,2% в 1960 г. до 8,8% в 1970 г., с 10,3 в 1975 г. до 10,9 в 1980 г.

      Такие темпы роста обрабатывающей  промышленности значительно   отставали от программы разработанной ООН для стран третьего мира  на  два  десятилетия (60-70-е годы).  В 70-е годы  средние темпы роста сельскохозяйственного производства развивающихся стран  составили  2,8%  против  4%,  определенных программой  ООН.  В  результате  уменьшился  не  только   фактический   рост сельскохозяйственного производства, но и ухудшились отдельные показатели  по сравнению с 50-ми годами. Если в 50-х  годах  развивающиеся  страны  были  в целом чистыми экспортерами зерна, а в 1970 г. они импортировали 42  млн.  т. зерновых, в 1979 – около 80 млн. т.

      В условиях быстрого роста  населения  замедленные  темпы   промышленного и сельскохозяйственного производства привели  к  снижению  доходов  на  душу населения.

       Оценивая  итоги  развития  освободившихся  стран за  два   столетия,

конференция ЮНИДО в Дели (1980  г.)  пришла  к  выводу,  что  богатые  стали богаче, а бедные – беднее, что более 1/4  населения  этих  стран  испытывает постоянный рост бедности, а 800 млн. чел. (40% от всего населения)  живут  в абсолютной нищете.

      В первой половине 80-х годов  развивающиеся страны в среднем   отставали от развитых стран по производству на  душу  населения  валового  продукта  в 11,6 раза, по производству сельскохозяйственной  продукции – в  2,6,  всей промышленной продукции – в 12,4, а продукция машиностроения – в  33,5  раза. Отставание по производительности труда в промышленности составило  5,8  раз, в том числе и обрабатывающей – 8,6, в сельском хозяйстве – 17,8 раз.

       Основной  причиной,   тормозящей   социально-экономическое   развитие

освободившихся  стран, я считаю научно-техническую  отсталость. Решение  задач ускорения темпов экономического  роста  и  повышения  уровня  экономического развития   бывших   колоний   определяется  прежде   всего    модернизацией производства на  основе  современной  техники  и  технологии.  В  результате полного  отсутствия   в   этих   странах   национальной   научно-технической инфраструктуры и квалифицированных кадров  сложились  отношения  их  научно- технологической зависимости от стран – лидеров НТП. По оценкам  голландского экономиста Я.Тинбергена, ни в одной области неравенство  между  развитыми  и развивающимися странами не проявляется столь сильно, как в  области  научных исследований и уровня технологии.

      По формам получения новых  технологий среди развивающихся   стран  можно выделить несколько групп. Для азиатских стран основную  роль  играет  импорт машин  и  оборудования,   для   латиноамериканских   стран   выше   значение иностранных прямых  капиталовложений.  Для  многих  африканских  и  наименее развитых  стран  в  целом  технологическое  сотрудничество  в  форме   даров выступает основным источникам поступления технологии.

      Быстрое развитие научно-технического  прогресса  и  сокращение  притока новой технологии во  многие  развивающиеся  страны  расширили  разрыв  между развитыми и  развивающимися  странами.  Иностранные  инвестиции,  являющиеся основным инструментом передачи технологических новшеств,  концентрируются  в наиболее  продвинувшихся  в  экономическом  отношении  странах,  в  наименее развитых  странах  ТНК  предпочитают  использовать  не   акционерные   формы участия. Импорт технологии, стимулирующей  экономический  рост,  требует  не только необходимых финансовых средств, но  и подготовленной  рабочей силы, возможностей   использовать   импортную   технологию.   В   этом   отношении способности большинства развивающихся стран ограничены.

      Освоения достижений НТП требовало   создания  многоотраслевых  рыночных структур,   интегрированных   в   мировое   хозяйство,   и   прежде    всего индустриализации во взаимодействии с обновлением  других  сфер  общественной жизни.

       Индустриализация  развивающихся   стран  начиналась  с   промышленного импортозамещения, т.е.  создавались отрасли обрабатывающей  промышленности для вытеснения с местных рынков импортных изделий, оплачиваемых выручкой  от сырьевого и продовольственного экспорта.

       В  50-е  годы  сложилась   благоприятная   для   развивающихся   стран

конъюнктура  на  мировых   сырьевых   рынках,   обусловленная   послевоенной реконструкцией экономики стран в Европе  и  войной  в  Корее.  В  результате высокая динамика  иностранных  валютных  поступлений  способствовал  импорту оборудования и ускоряла становление исходных индустриальных структур.

       Важную   роль   в   индустриализации   развивающихся   стран   играло

государство,  которое,  во–первых,  определяло  основные  параметры  и  цели индустриализации, а также средства их достижения; во-вторых,  способствовало развитию экономической и социальной инфраструктуры; в-третьих,  осуществляло масштабное   промышленное   предпринимательство;   в-четвертых,    оказывало разнообразное содействие частному национальному предпринимательству.

      В  этот  период  возобладало естественное  стремление  защитить  свои

национальные  хозяйства  от   разорительной   конкуренции   извне,   создать

собственный промышленный и финансовый потенциал, ограничить доступ в  страну «эксплуататорского» капитала ТНК.  Развивающиеся  страны  начали  объединять свои  усилия  в  целях  осуществления  стратегии  «коллективной   опоры   на собственные силы».

      В 60-70 годы в Латинской Америке,  Африке и Азии  возникло  более   трех десятков зон свободной торговли, таможенных союзов или общих рынков по  типу Европейского сообщества. На  деле такая  стратегия  обернулась  консервацией слаборазвитости,  технологической  и  культурной  отсталости  и   дальнейшем углублением отставания от промышленно развитых стран.

       Дело  в  том,  что первая  фаза  индустриализации,  направленной  на

импортозамещение,  привела  к  созданию  предприятий  текстильной,  швейной, кожевенно-обувной,  деревообрабатывающей,  мебельной   и   других   отраслей промышленности,    производящих    потребительские    товары    кратко-    и среднесрочного пользования. Эти отрасли по технико-экономическим  параметрам в  основном  соответствовали  возможностям  и   потребностям   слаборазвитых экономик.  В  них  использовались  относительно   простые   трудоинтенсивные технологии, практически не требующие сложной системы смежных производств  по выпуску исходных и вспомогательных материалов.

Информация о работе Развивающиеся страны и проблемы их развития