Развития малого бизнеса в России, его характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Данная тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Работа содержит 1 файл

развитие малого бизнеса в россии.doc

— 110.00 Кб (Скачать)
 

  

Введение

Малый бизнес России —  вопрос не мелкий.

Нельзя  давать «малышей»  в обиду. 

Из  выступления Премьер- министра России В. В. Путина на

Всероссийской конференции представителей малого бизнеса        

 Данная тему  я считаю актуальной для России  на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.       

 Опыт ведущих стран современного  мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.      

 Кроме того, мои родители одно  время занимались малым бизнесом, поэтому мне показалось интересным  написать реферат именно на  эту тему.     

 Основная цель  данной работы состоит в том,  чтобы охарактеризовать малое  предпринимательство в России  на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности  и обозначить наиболее острые  проблемы стоящие перед отечественным  малым бизнесом.  
  
  
 

1. Необходимость развития  малого бизнеса  в   России, его  характеристика. 

1.1 Исторические аспекты  развития малого  бизнеса.       

 Изучая сущность малого бизнеса,  необходимо знать его истоки  и процесс развития. Малый бизнес  играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.       

 В течение 1980-х годов престиж  малого бизнеса в мире начал  повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. 

В  российской истории малого бизнеса  можно выделить ряд этапов.     

 Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.       

Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.      

  Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан  с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.       

 Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса.Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.        

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.      

 Тем на менее заложенные  основы  рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем  многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной  экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования. 

1.2  Необходимость разделения  предприятий на крупные, средние и мелкие.            

В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы  деления экономики на составные  элементы, позволяющие всесторонне  изучить закономерности и направления  развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это – деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д.        

 Существовало и деление предприятий  по критерию их размера в  зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.       

 Функциональное назначение предприятий,  их роль в экономике в значительной  мере меняются в зависимости  от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики. 

1.3 Критерии выделения  малых предприятий       

 Человечество накопило достаточно  богатый опыт распределения предприятий  на группы в зависимости от  их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.       

 Например, во Франции очень малыми  предприятиями считаются производства  с числом занятых до 10 человек,  малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек.  Малые и средние предприятия  составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.         

 В Японии к категории малых  и средних предприятий относятся  юридически самостоятельные компании  с числом занятых до 300 человек  или объемом основного капитала  до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.          

 В нашей стране, согласно принятому  14 июля 1995 г. Федеральному закону  “О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

в оптовой торговле  – 50;

в розничной  торговле и бытовом обслуживании  – 30;

в других отраслях и при осуществлении других видов  деятельности – 50 человек.       

 Таким образом, определен критерий  выделения малых предприятий  – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.       

 Видимо универсальных критериев  выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке. 

1.4 Правовые основы  малого бизнеса          

 Малый бизнес в России как  самостоятельное социально-экономическое  явление существует уже свыше  15 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий  с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.          

 В соответствии с законом РСФСР  “О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках”, Правительство  РФ в апреле 1993 г. приняло постановление  об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).          

 А в июне 1995 г. был принят  федеральный закон “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.         

 Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.         

 В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.        

 В 1996 г. Государственной Думой  была утверждена вторая Федеральная  программа государственной поддержки  предпринимательства на 1996-1997гг.        

 Остается надеяться, что действующий  с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет особых приоритетов для малого и среднего предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в России.       

 Кстати на реформу налогообложения  и рост частного предпринимательства в России, Агентство США по международному развитию затратило в 1992-1996 годах около 435 млн. долларов – это больше, чем в других странах СНГ. Средства на поддержку малых и средних предприятий исключены из федерального бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала очевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который смягчил экономический спад. 

1.5 Особенности и  функции малого  предприятия.         

 Предпринимательство в масштабе  малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первуюочередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.    

Информация о работе Развития малого бизнеса в России, его характеристика