Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 07:12, доклад
Законы и методы управления производством и обществом известны человечеству еще с древних времен. Из документов шумерской цивилизации, существовавшей более 5 тыс. лет назад, видно, что древние менеджеры прекрасно понимали важность таких элементов управления, как инвентаризация, регистрация фактов, организационная отчетность и контроль.
1 этап. Развитие управленческой
мысли в донаучный период.
Законы и методы управления производством
и обществом известны человечеству еще
с древних времен. Из документов шумерской
цивилизации, существовавшей более 5 тыс.
лет назад, видно, что древние менеджеры
прекрасно понимали важность таких элементов
управления, как инвентаризация, регистрация
фактов, организационная отчетность и
контроль.
Построенные знаменитые египетские пирамиды
- гигантские гробницы фараонов - являются
памятниками не только представителям
могущественных династий, но и многим
тысячам строителей, а также искусству
многих людей, умевших применять методы
управления. Египтяне широко применяли
планирование и контроль выполнения производственных
программ. Во 2 тыс. до н.э. был написан один
из наиболее ранних трудов о методах и
стиле управления трудовых коллективом
– «Поучение Птахотепа». Он советует:
«Если ты начальник, будь способен, когда
слушаешь ты слова просителя; не отталкивай
его прежде, чем он облегчит душу от того,
что хотел сказать тебе. Человек, пораженный
несчастьем, хочет излить свою душу даже
больше, чем добиться благоприятного
решения своего вопроса». Умение слушать,
как известно, важнейший прием искусства
управления.
При сооружении легендарного Иерусалимского
храма (нач. 1 тыс. до н.э.) его создатель
Хирам ввел децентрализацию в организации
управления, разделив строителей храма
на учеников, подмастерьев и мастеров.
При строительстве храма применялся вахтовый
метод – каждый месяц менялся состав строителей:
80 тыс. каменщиков, 70 тыс. подсобных рабочих,
труд которых контролировали 3 тыс. надсмотрщиков,
отпускали домой на 2 месяца. Такой метод
организации труда обеспечивал быстрые
темпы строительства.
В 1901 г. при археологических раскопках
г. Сузы было найдено множество глиняных
табличек, на которых был написан кодекс
законов царя Вавилона Хаммурапи (1792-1750
гг. до н.э.). кодекс четко устанавливал
ответственность за порученную работу,
определял уровень минимальной заработной
платы и необходимость документальной
отчетности.
Очевидно, что для возведения, например,
пирамиды Хеопса в Гизе (высота 146,6м) понадобилось
не только большое количество строительных
материалов, рабочей силы, но и сложные
инженерные расчеты, механизмы, а также
далеко не примитивное планирование, организация
и контроль выполнения работ.
Неоценим вклад мыслителей Др. Греции
и Рима в управление обществом. По свидетельству
современников, Сократ, считавший, что
основой управления является знание и
умение навязать свое мнение другому человеку,
анализировал различные формы правления.
Ксенофонт утвердил управление людьми
как особый вид искусства. В те же годы
персидский царь Кир изучал причины, побуждающие
людей к труду, т.е. проблемы мотивации.
Платон ввел понятие специализации труда.
Александр Македонский создал орган коллегиального
планирования и управления войсками –
штаб.
Если в Древних Афинах успешно развивались
демократические методы управления, давшие
в итоге человечеству высокие образцы
культуры и философии, то в Спарте культивировались
тоталитарные методы управления, основанные
на жесткой дисциплине и полном подчинении
приказам. Это суровый военно-полицейский
режим с культом аскетизма и равенства,
доведенных до абсурда, привел к экономическому
застою и деградации культуры.
Своеобразные концепции управления сформулированы
в эпоху Нового времени в социальных утопиях
Т. Мора и Т. Кампанеллы, а также в знаменитых
трудах Н. Макиавелли "Государь",
"Искусство войны" и др., который подчеркивал,
что общество развивается и управляется
не по воле Бога, а благодаря управленческому
искусству, а для этого необходимо сильное
государство во главе с мудрым и жестким
государем. Важные социальные идеи о естественном
праве и его роли в развитии государства
содержались в учении английского философа
XVII в. Т. Гоббса, а также в трудах французских
просветителей XVIII в. Ш. Монтескье, М. Вольтера,
Д. Дидро и др., русского мыслителя XVIII в.
Н.А. Радищева, сосланного Екатериной II
за вольнодумство в Сибирь. Н.А. Радищев
дал обстоятельный анализ необходимости
твердого управления в сфере бумажноденежного
обращения, показал негативные последствия
выпуска бумажных денег в количестве,
превышающем товарное обращение.
Одним из первых в явной форме вопрос о
научном управлении сложными системами
поставил французский ученый-естествоиспытатель
Андре Мари Ампер (1775-1836). При построении
классификации всевозможных, в том числе
и несуществующих тогда наук («Опыт о философии
наук, или аналитическое изложение классификации
всех человеческих знаний») он выделил
специальную науку об управлении государством
и назвал ее кибернетикой. При этом он
не только обозначил место кибернетики
в ряду других наук, но и подчеркнул ее
основные системные особенности.
Польский ученый Б. Трентовский в своем
труде «Отношение философии к кибернетике
как к искусству управления народом» (1843)
высказал ряд идей об управлении. В числе
наиболее значимых следует отметить следующие:
- управление должно быть научным, опираться
на научные знания;
- действительно эффективное управление
должно учитывать все важнейшие внешние
и внутренние факторы, влияющие на объект
управления;
- главная сложность осуществления управленческого
воздействия связана со сложностью поведения
людей;
- общество, группы людей, отдельный индивид
– это системы, представляющие собой единство
противоречий, разрешение которых и есть
развитие. Поэтому управленческий работник
(кибернет) должен уметь, исходя из общего
блага, одни противоречия примирять, другие
обострять, направляя развитие событий
у нужной цели.
В XIX - начале XX вв. не только практическими,
но и теоретическими проблемами управления
занимались видные российские реформаторы
ММ. Сперанский, Н.С. Мордвинов, С.Ю. Витте,
П.А. Столыпин, в начале 20-х годов XX столетия
- А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, А.К. Гастев.