Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:03, реферат
При советской власти Украина сохранила статус развитого аграрного и горнодобывающего региона. Кроме того, развивались обрабатывающая промышленность, транспорт и сфера услуг. Несмотря на значительные разрушения во время Второй мировой войны, Украина осталась одной из самых развитых республик СССР, но все же после обретения независимости Украина столкнулась с целым комплексом проблем, пожалуй, наиболее сложных по сравнению с проблемами бывших союзных республик СССР. становление государственности Украины происходило в условиях унаследования нерациональных кооперированных связей и транспортных перевозок, продиктованных оборонными интересами СССР, автономии отраслей оборонного комплекса
Уральский
Государственный Университет
А.
М. Горького
Развитие
Украины после
распада СССР
Исполнитель: Юдина Елена
Студентка I курса
экономического факультета
103 группа
Научный руководитель:
Страгис
Юрий Павлович
Екатеринбург
2010
При советской власти Украина сохранила статус развитого аграрного и горнодобывающего региона. Кроме того, развивались обрабатывающая промышленность, транспорт и сфера услуг. Несмотря на значительные разрушения во время Второй мировой войны, Украина осталась одной из самых развитых республик СССР, но все же после обретения независимости Украина столкнулась с целым комплексом проблем, пожалуй, наиболее сложных по сравнению с проблемами бывших союзных республик СССР. становление государственности Украины происходило в условиях унаследования нерациональных кооперированных связей и транспортных перевозок, продиктованных оборонными интересами СССР, автономии отраслей оборонного комплекса. Таким образом, мы можем хоть немного представить, в каком экономическом положении находилась Украина после распада СССР.
Украине
предстояло решить много проблем
в сфере экономической политики
и стратегии проведения экономических
реформ: разгосударствления и изменения
отношений собственности; развития
предпринимательства и
Предстояло
дать ответ на следующие вопросы,
имеющие принципиальное значение: Что
строим? Каким путем? Как быстро?
К сожалению, очень долгое время
руководство страны само не могло
ответить на эти вопросы, и все
экономические реформы
Вследствие
этой неопределенности в Украине
широкое распространение
Далее предлагаю рассмотреть меры, принимаемые украинскими властями для выхода из кризиса. Так в 1992 году Украина стала полноправным членом МВА, кроме того она вступила в Мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития.
МВФ начал переговоры с правительством Украины о предоставлении кредитов на принятых в этой организации условиях. Согласно условиям этой международной организации, кредиты МВФ предоставляются странам-членам на преодоление дефицита платежного баланса, вызванного нарушениями в традиционной системе внешней торговли и структурными диспропорциями. При этом кредитуемое государство принимает на себя обязательства о проведении комплекса мер, направленных на преодоление имеющегося экономического и финансового дисбаланса.
Цель
программы финансирования - обеспечить
снижение темпов инфляции (стабильность
цен), привлечение внешних источников
покрытия дефицита бюджета, способность
страны полностью обслуживать свой
внешний долг. Следует отметить,
что кредиты МВФ
В 1992-1993 годах Украина оказалась неготовой к установлению макроэкономического контроля в денежно-кредитной и налогово-бюджетной сферах из-за отсутствия соответствующих институтов, квалифицированных кадров - макроэкономистов и единого центра принятия решений по денежной эмиссии, предоставлению кредитов правительству, сокращению государственных расходов и поддержке государственного сектора экономики. Принятие решений парализовалось отсутствием единого понимания в трех центрах власти - Администрации Президента, Верховном Совете, Правительстве. Кроме того, в обществе отсутствовало близкое понимание направлений и путей реформирования экономики. Кроме того, рост стоимости импортируемых из России энергоресурсов и соответствующий рост государственных расходов на их оплату, необходимость выделения средств на выполнение социальных и научно-технических программ, а также программ развития отдельных отраслей, дотации аграрно-промышленному комплексу и угольной промышленности. Именно в этих условиях, Украина должна была принять программу действий, подготовленную МВФ, при условии реализации которой было обещано выделение кредита. В целом все пункты этой программы были вполне разумными, однако при ее составлении не учитывалось состояние Украинской экономики, поэтому многие пункты программы при их реализации дали совершенно иной эффект, например:
Таким
образом, преобразования по сценарию МВФ
требовали от населения Украины
уплаты высокой социальной цены. Но
национальные интересы требовали, чтобы
эти преобразования производились
обдуманно, постепенно, с учетом социальных
последствий резкого
Потребности
населения и промышленности Украины
сводились к установлению периода
адаптации к рыночной среде и
недопущению резкой дифференциации
в доходах и массовой скрытой
безработицы. Главное - необходимо было
сохранить внутренний рынок сбыта
для отечественной продукции, традиционные
рынки сбыта на Востоке, а также
осуществить структурные
К сожалению, ни одно из указанных направлений реформирования до сих пор не удалось завершить. Исключение составляет относительная стабилизация денежно-кредитной системы.
Наиболее зримым итогом реформирования денежно-кредитных отношений является преодоление инфляции.
(http://ru.wikipedia.org)
«Начало «курса радикальных экономических реформ» следует отнести к концу 1994 года, когда у недавно избранного президента Л.Д.Кучмы появилось какое-то видение того, каким путем должна развиваться Украина. До этого, по моему мнению, все действия, предпринимаемые президентом Л.М.Кравчуком и правительством, все изменения были ситуативными и носили бессистемный характер. Итак, в конце 1994 года была разработана «стратегия радикальных экономических реформ». Занимались этим в основном западные специалисты при отечественном участии господина Пинзеника, который и презентовал эту стратегию Верховной Раде Украины, был ее двигателем. За этот временной отрезок Украина потеряла около 60 процентов валового внутреннего продукта. Хороший результат? Я уже не говорю о колоссальной инфляции, о деформации социальных отношений в стране. Постоянно имел место бюджетный дефицит, и явный, и скрытый. Явный – в пределах 3,5 процентов, а скрытый (реальный) – 15-20 процентов. Покрывался он в основном за счет кредитов Международного валютного фонда и, главным образом, за счет печатного станка.» - именно таким образом охарактеризовал реформы 1994 года председатель Политсовета Партии регионов Николай Азаров. (http://www.otechestvo.org.ua)
Таким образом, говоря о итогах развития Украины в 1991-2000 годах моно выделить следующие, основополагающие аспекты:
Ухудшение
социально-экономической
Изменения шли не за счет качественного и структурного изменения экономики. Они происходили за счет заполнения тех мощностей в металлургии, которые стояли, запуска линий в машиностроении, которые мы имели, тех горизонтов на шахтах, которые не эксплуатировались, а были подготовлены к добыче еще в советские времена и т.д. Так, с 1999-го по 2009 год производство зерна, подсолнечника и масла из него выросло более чем в два раза. Но рост урожаев происходил с одновременным ростом объема площадей.
К сожалению, в 2001-2002 гг. правительство отказалось от реального сбалансированного бюджета. Украина имела нереальные бюджеты с колоссальными дефицитами в размере 8 миллиардов гривен. Украина стояла на пороге очередного дефолта.
2005
год охарактеризовался на
В этих условиях необходимо предусмотреть инвестиционные программы развития науки, образования, здравоохранения, и многое другое, что в свое время развивалось. Из-за промедления властей в настоящее время на Украине складывается ситуация, когда пять-шесть компаний будут контролировать 80% разных рынков. Это главнейший тренд, который отличает нынешнее время от окончания прошлого десятилетия.
То,
что правительство реально
Для этого требовалось не так уж много – утвердить соответствующие законы. Первые попытки реформировать пенсионную систему начались еще 7 лет назад. А в конце 2005 года Кабмин утвердил стратегию развития пенсионной системы. Государство решило переделать привычную нам солидарную пенсионную систему в более сложную трехуровневую систему пенсионного обеспечения. 14 октября 2009 года правительство утвердило Концепцию дальнейшего проведения пенсионной реформы, отменив предыдущую стратегию от 2005-го. Фактически власти отсрочили введение трехуровневой системы до 2017 года.
Следствием к вышесказанному можно отметить, что условиях падения валового внутреннего продукта и роста уровня инфляции снизится доверие иностранных инвесторов.
В нашей работе мы говорили о тех проблемах и путях их решения, которые возникали на Украине на в период ее становления после распада СССР. С приходом в 2008 году Мирового Финансового кризиса ситуация в каждой стране изменилась, и я считаю правильным сказать несколько слов о влиянии кризиса на Украину: