Развитие сертификации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:05, доклад

Описание работы

Основные цели и принципы сертификации. Законодательная база сертификации. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ СЕРТИФИКАЦИИ В РОССИИ.docx

— 23.43 Кб (Скачать)

РАЗВИТИЕ СЕРТИФИКАЦИИ В РОССИИ

Сертификация  (лат. certum – “верно” и facere – “делать”) – одна из форм подтвержде-

ния соответствия какого-либо объекта заданным требованиям. 

Работы по сертификации продукции в промышленно  развитых странах относят к 20-

30 гг. нашего  столетия. Национальные системы  сертификации стали создаваться  только в 60-

х годах. В  России национальная система сертификации начала складываться с середины 80-х

годов.

В начале 90-х  годов российские рынки стали  заполнять импортные товары, многие из

которых были недоброкачественными, а часто и  опасными. Ввоз таких товаров в  Россию был

обусловлен  низким уровнем требований отечественных  стандартов к безопасности продук-

ции. Из-за менее  жестких требований стандартов не только допускался ввоз этого товара на

территорию  страны, но и появлялась возможность  устанавливать на него цену ниже отечест-

венной.  В  сложившейся ситуации страдали не только наши потребители продукции,  но и

производители.  Распространение опасной продукции  стало национальным бедствием,  по-

этому одной  из первоочередных проблем экономики  в то время стало внедрение  обязатель-

ной сертификации.

 

Основные цели и принципы сертификации

Цели сертификации

• содействие потребителю в компетентном выборе продукции (услуги)

• защита потребителя  от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя)

• контроль безопасности продукции (услуги, работы) для определенной среды, жизни, здоровья и имущества

• подтверждение  показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем)

• создание условий  для деятельности организации и  предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия  в международном экономическом  научно-техническом сотрудничестве и международной торговле

Принципы  сертификации

1. Законодательная  основа сертификации - закон РФ " сертификации продукции и услуг", закон "О защите прав потребителей" и др. нормативные акты.

2. Открытость  системы сертификации (в работах  по сертификации участвуют предприятия,  учреждения и др. независимо от  форм собственности).

3. Гармонизация  правил и рекомендаций по сертификации  с международными нормами и  правилами.

4. Открытость  и закрытость информации.

 

Законодательная база сертификации

 

Деятельность  по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:

законами  РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении  единства измерений», «О защите прав потребителей»;

указами Президента и нормативными актами Правительства  России(постановление Правительства  РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации  работ по стандартизации, обеспечению  единства измерений, сертификации продукции  и услуг» и др.);

подзаконными  актами, направленными на решение  отдельных социально-экономических  задач и предусматривающими использование  для этой цели обязательной сертификации.

Нормативно-методическая база сертификации включает:

 

совокупность  нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих  методы проверки соблюдения этих требований;

комплекс  организационно-методических документов, определяющих правила и порядок  проведения работ по сертификации.

Основополагающим  документом Российской Федерации в  области сертификации является Закон  «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10 июня 1993 г. В дополнение к  нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации  „О сертификации продукции и услуг“», принятый Государственной Думой 2 июля 1998 г. и подписанный Президентом 31 июля 1998 г.

Законом РФ «Об  обеспечении единства измерений» сфера  государственного метрологического контроля и надзора распространена на обязательную сертификацию продукции и услуг, на испытания и контроль качества продукции в целях определения  соответствия обязательным требованиям  государственных стандартов.

Законом РФ «О стандартизации» к нормативным  документам по стандартизации, действующим  на территории страны, отнесены:

государственные стандарты РФ, международные (региональные) стандарты, правила;

нормы и рекомендации по стандартизации;

общероссийские  классификаторы технико-экономической  информации;

мстандарты  отраслей и др.

В целях развития национальной системы аккредитации Госстандартом в рамках государственной  системы стандартизации Российской Федерации принят комплекс государственных  стандартов «Система аккредитации в  Российской Федерации» серии 51 000. Приняты  также государственные стандарты  серии 40 000 в области сертификации систем качества и производства.

Принятие  Закона РФ «О сертификации продукции  и услуг» стимулировало законотворческую работу в области сертификации. В 1993–1998 гг. было принято свыше 30 законодательных  актов Российской Федерации по разным отраслям народного хозяйства, в  которых вводится обязательная сертификация продукции и услуг.

Закон РФ «О защите прав потребителей» активно работал  почти 4 года, а созданная в соответствии с ним и другими законодательными актами система сертификации развивается  и охватывает все большее число  сфер экономической жизни страны. Однако опыт практического применения Закона в условиях рыночной экономики  привел к необходимости его изменения.

 

 Аккредитация органов по  сертификации и испытательных  лабораторий (центров)

 

Статья 31. Аккредитация органов по сертификации и испытательных  лабораторий (центров)

1. Аккредитация  органов по сертификации и  испытательных лабораторий (центров)  осуществляется в целях:

подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению  соответствия;

обеспечения доверия изготовителей, продавцов  и приобретателей, в том числе  потребителей, к деятельности органов  по сертификации и аккредитованных  испытательных лабораторий (центров);

создания  условий для признания результатов  деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных  лабораторий (центров).

2. Аккредитация  органов по сертификации и  испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению  соответствия, осуществляется на  основе принципов:

добровольности;

открытости  и доступности информации о процедурах, правилах и результатах осуществления  аккредитации;

компетентности  и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

недопустимости  ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных  испытательных лабораторий (центров);

обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

недопустимости  совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

недопустимости  установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях;

недопустимости  совмещения полномочий по аккредитации с полномочиями по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, за исключением  осуществления контроля за деятельностью  аккредитованных лиц;

обеспечения конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аккредитации;

недопустимости  предоставления органом по аккредитации платных консультационных услуг.

 

Добровольная сертификация - это официально установленная в России система сертификации, которая применяется для тех товаров, услуг или оборудования, подтверждение качества которых не является обязательным требованием законодательства.  
Система добровольной сертификации регулируется законодательством наравне с остальными, действующими системами. Данная форма подтверждения соответствия обычно проводится по желанию производителя, продавца товаров или по требованию заказчика. Так например, крупные торговые сети при закупке той или иной продукции хотят видеть документальное подтверждение качества, даже если в отношении товара не предусмотрена оценка безопасности.  

 

Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации

Признаки

Вид сертификации

обязательная

добровольная

1. Основные цели проведения

Обеспечение безопасности и экологичности  товаров (работ, услуг)

Обеспечение конкурентоспособности  продукции (услуги). Реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги)

2. Основание для проведения

Законодательные акты РФ

По инициативе юридических и физических лиц на договорных условиях между  заявителем и ОС

3. Объекты

Перечни товаров (услуг), подлежащих обязательной сертификации, утвержденные Правительством РФ

Любые объекты

4. Сущность оценки соответствия

Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным законом, вводящим обязательную сертификацию

Оценка соответствия любым требованиям  заявителя. Для объектов, подлежащих обязательной сертификации – оценка соответствия требованиям, дополняющим  обязательные

5. Нормативная база

Государственные стандарты, Санитарные правила и нормы, и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг)

Стандарты различных категорий, ТУ и  другая техническая документация, предложенная заявителем


 

Сертификация (регистрация) систем качества организаций - это средство. предоставляющее уверенность в том, что сертифицированная (зарегистрированная) организация способна поставлять продукцию, соответствующую определенным требованиям. Фактически, сертификация означает, что система качества организации прошла проверку на соответствие требованиям конкретного стандарта.

При сертификации системы  качества учитывается только оценка системы качества организации; сертификация продукции не затрагивается. Доказательство соответствия определенному стандарту  систем качества оформляется в виде документа, известного как сертификат системы качества.

 

Стандарты ИСО в российской сертификации

Насущная потребность в разработке стандартов систем управления организаций  возникла в начале 70-х годов XX столетия, однако их предтечей стало первое международное совещание, посвященное разработке общих стандартов на методы испытания материалов, которое состоялось в Дрездене в далеком 1886 году. Этот год и можно считать годом рождения международной стандартизации.

С 1926 года и до начала Второй мировой  войны координацию работ по международной  стандартизации проводила Международная  федерация национальных организаций  по стандартизации (ISA), а в 1946 году была основана International Organization for Standartization (международная организация по стандартизации). Учредители договорились назвать организацию ISO, взяв часть греческого слова «isos», что означает «равный». ISO(ИСО) предоставлен статус специализированного учреждения ООН. Стандарты разрабатываются в Технических комитетах и издаются секретариатом, который размещается в Женеве (Швейцария), на двух языках — английском и французском, хотя официальных языков ИСО — три: английский, французский и русский. Россия является постоянным членом руководящих органов ИСО, а также активным членом большинства Технических комитетов (ТК).

Национальные органы по стандартизации принимают участие в работе Технических  комитетов в качестве активных членов (Р), участвующих в заседаниях рабочих  органов ТК с обязательным голосованием по проектам международных стандартов, и пассивных членов (О), имеющих  статус наблюдателей на заседаниях ТК и получающих документы.

Среди стандартов, чьими преемниками  стали динамично внедряемые в  России стандарты серии ИСО 9000 и  ИСО 14000, следует отметить Британские стандарты: на системы управления качеством (BS 5750), принятый в 1979 году, и менеджмент окружающей среды (BS 7750), принятый в 1992 году. В 1994 году BSI была проведена первая ревизия стандарта по менеджменту окружающей среды.

 

Государственный контроль и надзор за соблюдением  обязательных требований государственных  стандартов

Управление  качеством

Государственный контроль и надзор, как говорится  в Законе, предусматривает  только соблюдение обязательных требований государственных стандартов. К нему относятся нормы, обеспечивающие безопасность продукции и услуг для жизни, здоровья имущества человека и окружающей среды, техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость продукции. Сюда же входит единство методов их контроля и единство маркировки, иные требования, введенные специальными законодательными актами Российской Федерации.

Термины “контроль” и “надзор” приняты для обозначения  идентичный понятий. Различается их применение: надзор в отличие  от контроля осуществляется над объектами, которые  не подчинены органам  его осуществляющим. Другими словами функции надзора могут выполняться только органами государства и направлены на соблюдение законодательства в той или иной области деятельности (административный надзор).

Государственный контроль и надзор проводится должностными лицами Госстандарта РФ, а также  других органов государственного управления и их территориальными подразделениями. Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора реализуется:

Информация о работе Развитие сертификации в России