Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 12:05, реферат
Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность и роль современного российского предпринимательства в переходный период к новым социально-экономическим отношениям.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. История развития предпринимательства
1.1 Этапы развития предпринимательства в России………………………………...5
Глава 2. Понятие и роль предпринимательской деятельности
2.1 Разнообразие предпринимательской деятельности……………………………..8
2.2 Место и роль предпринимательства в экономической системе общества…….11
Глава 3. Сущность предпринимательства, его виды и формы
3.1 Сущность предпринимательства………………………………………………….15
3.2 Виды и формы предпринимательства……………………………………………17
Глава 4. Предпринимательство в социально-экономическом обществе
4.1 Значение предпринимательства в социально-экономической жизни………….20
общества России
Заключение………………………………………………………………………………27
Список использованных источников и литературы…………………………………30
Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления все большую роль играют специфические потребности сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени.
Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.
Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия -- субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной - двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.
Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.
Поэтому особенностью малого бизнеса в России можно назвать его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. 9.Участие в развитии инфраструктуры городов и районов.
10.Благотворительная деятельность.
В заключении главы заметим, что на современном этапе повышение роли предприятий предпринимательства в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.
Понимание этих факторов привело к тому, что многие страны вплотную занялись разработкой стратегий и программ, политики государственной поддержки, направленных на развитие и среднего предпринимательства.
Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике в нашей стране, но слепое копирование механизмов воздействия на развитие предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям.
Заключение
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом (лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.
Предпринимательство в рыночной экономике составляет ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты, присущие предпринимательству:
1) возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом предпринимательстве упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
2) ориентация производителей преимущественно на региональный рынок предпринимательство идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
3) поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашей страны; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкое предпринимательство могло бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.
4) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы предприятиям на основе субкооперации. Мелкий предпринимательство улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-технического прогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимает поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск.
5) небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
6) экономическая эффективность производства в малых предприятиях.
7) инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли предпринимательства в развертывании научно-технической революции.
На современном этапе повышение роли предприятий предпринимательства в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.
Предпринимательство является важным фактором в решении экономических и социальных задач, таких как: формирование конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемых товаров или предоставляемых услуг, содействие крупным предприятиям путем создания вспомогательных или обслуживающих производств, поддержание инновационной активности. Вот почему становление и развитие предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики и для России.
Учитывая проблемы и перспективы развития предпринимательства в России, можно сделать вывод о том, что и в нашем государстве правительством должно быть сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке предпринимательства, и специальные фонды, созданные государством.
В целом же российское предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.
Список использованных источников и литературы
Конституция Российской Федерации. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008.
Баженов Б.С., Баженов Ю.А. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению предпринимательства. М.: ИВЦ «Маркетинг». 2006.
Бакушева Н.И, Гусарская О.В, ПятницкаяС.М. Экономика строительной отрасли. М.: Академия. 2006.
Г. Фалько, Экономика предприятия . М.: Дрофа. 2005.
Ковалёв В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Просвещение. 2004.
Лапуста М.Г. Старостин Ю.А. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М. 2007.
Липатова В.А. Индивидуальное предпринимательство от А до Я. М.: МЦФЭР, 2005.
Мягков П., Фесенко Е., Еремина О.Н. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. М.: Высшее образование. 2004.
Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. М.: Профиздат. 2007.
Серегин А.С. Эффективность предпринимательства. М.: Экономика. 2007.
Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 2005.
Тарасов К.М. Малое предпринимательство в системе рыночных отношений. М.: Экономика, 2005.
Курс экономики: Учебник / Под редакцией Б.А. Райзберга. М.: Высшая школа. 2007.
Хоскинг А. Курс предпринимательства, Перевод с английского. М.: Международные отношения. 2005.
Гнетов М.В нашем городе новые рабочие места обеспечиваются только малым бизнесом // Человек и труд. 2007. № 6.
Краев Н.М. Государственное регулирование предпринимательства. Общество и экономика. 2006. №7.
Нерсисян Т.Я. Совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности на региональном уровне // Российское предпринимательство. 2007, февраль.
Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики упр. 2007. № 3.
www.allmedia.ru
www.rosstat.ru