Развитие нефтяной промышленности в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:53, реферат

Описание работы

Нефть и продукты ее естественного выхода на земную поверхность - асфальты и битумы - давно известны человечеству. Их использовали в Вавилоне и Византии как зажигательную смесь. В древнем Египте, Риме и междуречье Тигра и Евфрата их применяли как вяжущие гидроизоляционные материалы при строительстве дорог, акведуков и других сооружений. С конца 18 века продукт переработки нефти - керосин - стал использоваться для освещения жилищ и улиц, а с 19 века, с изобретением двигателя внутреннего сгорания нефтепродукты стали основным видом топлива для различных транспортных средств.

Содержание

ПЛАН
1. Введение 3
2. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность в ранние годы её развития 4
3. Развитие нефтяной промышленности СССР в 1917 - 1991 гг. 6
4. Литература 12

Работа содержит 1 файл

реферат по шпакову.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ  И ГАЗА ИМЕНИ И.М.ГУБКИНА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Реферат на тему:

Развитие  нефтяной промышленности

в СССР.

 
 
 
 
 
 
       ВЫПОЛНИЛА:                ПРОВЕРИЛ:

студентка гр. ЭЭ-05-6      профессор

    Баласанова  В.А.      Шпаков В.А. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

МОСКВА, 2007

     ПЛАН

1. ВВЕДЕНИЕ.

     Нефть и продукты ее естественного выхода на земную поверхность - асфальты и  битумы - давно известны человечеству. Их использовали в Вавилоне и Византии как зажигательную смесь. В древнем Египте, Риме и междуречье Тигра и Евфрата их применяли как вяжущие гидроизоляционные материалы при строительстве дорог, акведуков и других сооружений. С конца 18 века продукт переработки нефти - керосин - стал использоваться для освещения жилищ и улиц, а с 19 века, с изобретением двигателя внутреннего сгорания нефтепродукты стали основным видом топлива для различных транспортных средств.

     Нефтяная  промышленность сегодня - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям.

Что значит нефть сегодня для народного  хозяйства страны?

Это:

· сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, полипропилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей;

· источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельно - печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт);

· сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.

     Нефть - наше национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики.

     В отличие от других видов горючих ископаемых, нефть относительно легко добывается, транспортируется (по нефтепроводам) и довольно просто перерабатывается в широкую гамму продуктов различного назначения. Поэтому не удивительно, что в большинстве стран мира на нефть приходится более половины топливно-энергетического комплекса.

     Экономика государств зависит от нефти больше, чем от любого другого продукта. Поэтому нефть с начала ее промышленной добычи и до настоящего времени является предметом острой конкурентной борьбы, причиной многих международных конфликтов и войн.

     В условиях, когда нефть стала основным видом энергетического сырья, возросло ее экономическое и политическое значение в мире. Наличие собственных  ресурсов нефти, возможность организовать экспорт нефти и нефтепродуктов позволяют различным государствам добиваться значительных успехов в экономическом и социальном развитии. Вместе с тем колебание мировых цен на нефть, конъюнктура на нефтяном рынке приводят к серьезным изменениям в экономической политике, как нефтедобывающих стран, так и государств, промышленность которых базируется на привозной нефти.

2. Нефтедобывающая  и нефтеперерабатывающая  промышленность в  ранние годы ее  развития.

     России  в 1823 году в Моздоке по проекту  братьев Дубининых и в 1837 году в селе Балаханы (Азербайджан) по проекту П.Воскобойникова были построены небольшие нефтеперегонные заводы, на которых в железных кубах осуществлялась перегонка нефти с целью получения осветительного керосина. В 60-х годах 19-го века в районах Грозного и Баку были построены первые нефтеперегонные кубы для промышленного производства керосина. В конце 70-х годов в Баку уже эксплуатировалось более 200 заводов, принадлежащих отдельным лицам и фирмам. В 19-м веке в России нефть была открыта только в районе Баку на Апшеронском полуострове и на Кавказе, и именно развитие этих двух районов положило начало российской нефтяной промышленности.

     В 80-е годы 19-го века промышленное нефтяное производство существовало только в  США и России. В 1879 году в России появилось нефтяное предприятие  братьев Нобелей, которое сыграло исключительную роль в развитии нефтяной промышленности России. К 1883 году компания братьев Нобелей уже производила 49,1% общероссийского керосина. С 1879 по 1917 год доля продажи керосина этой компанией в России никогда не опускалась ниже 50,1%, а в отдельные годы доходила до 89,3%.

     Начиная с 1887 года Братья Нобели - Людвиг, Роберт и Альфред,- имея небольшой нефтеперегонный  завод в Баку, стали вывозить керосин  морским путем через Каспийское море в главные промышленные центры России и на экспорт. Вместе с ними активно работали в Баку компании семьи Ротшильдов и Манташева. Ниже приведены данные о добыче нефти в России с 1880 по 1915 год. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Добыча нефти в  ранние годы развития нефтяной отрасли  в Российской империи.

Год Добыча  нефти, млн. т/год Год Добыча  нефти, млн. т/год
1880 0,4 1898 8,6
1882 0,9 1899 9,3
1884 1,5 1900 10,9
1886 1,9 1901 12,0
1888 3,1 1902 11,6
1890 3,9 1904 11,7
1892 4,8 1906 8,9
1894 5,0 1910 11,3
1896 7,1 1912 10,4
1897 7,6 1915 10,1
 
 

     Можно отметить, что уже в1888 году добыча нефти в Российской империи была сравнима с добычей нефти в  США; через 10 лет количество добываемой нефти превысило аналогичные  показателем в США, а экспорт  нефтепродуктов составлял треть  от экспорта США. Российский керосин стал составлять в Европе конкуренцию продукции американской компании Стандард Ойл, самому крупному поставщику керосина в мире. Тогда, чтобы вытеснить компанию Нобелей, Стандард Ойл стал применять свою обычную тактику - резко снижать цены на керосин для полного контроля за европейским рынком, но успеха это не принесло.

     В 1893 году в России под эгидой царского министра финансов был создан синдикат - Союз бакинских керосинозаводчиков, объединивший компании Нобелей, Ротшильдов и Манташева. Союз был призван сыграть роль российского аналога Стандард Ойл, но оказался непрочным и гораздо слабее американского собрата.

     В 1895 году Д. Рокфеллер предложил, учитывая сильную конкуренцию со стороны  России, поделить мировой рынок продажи  керосина, чтобы иметь 75% продажи, а остальное отдать российским компаниям, но это не состоялось из-за отказа российского правительства. И в дальнейшем руководство Стандарт Ойл не смогло договориться с правительством России, а революция 1905 года, затем первая мировая война и революция 1917 года окончательно подорвали экономику Российской империи.

     В 1911 году компания братьев Нобелей  вынудила Ротшильдов уйти из российского  нефтяного бизнеса в результате искусственного снижения цен на нефть  и нефтепродукты. Практически в  том же году компания Роял Датч Шелл вступает вместо Ротшильдов в российское нефтяное дело. Положение в нефтяной промышленности России продолжает ухудшаться, экспорт керосина практически сходит на нет. Однако очень выгодной становится продажа высококачественных бакинских смазочных масел, которые пользуются большим успехом в Европе, чем пенсильванские масла (так как пенсильванская нефть была хуже по качеству для производства масел из-за меньшего содержания масляных фракций).

     С открытием двигателя внутреннего  сгорания Р. Дизелем началась новая эра применения светлых нефтепродуктов в промышленности. Широкое использование двигателей Дизеля на нефтеналивных и военных судах резко увеличивает потребность промышленности в нефтяном топливе. Л. Нобель одним из первых поддержал Р. Дизеля в его изобретении и способствовал быстрому распространению дизельных двигателей.

     Кроме того, компания Нобеля нашла эффективное  применение тяжелых фракций нефти  в качестве дешевого топлива в  паровых котлах после изобретения  распылительной форсунки для нефтяного бизнеса. В целом же годы, предшествовавшие революциям 1917 года, можно охарактеризовать как годы спада в промышленности Российской империи. Последующая гражданская война 1918-1920 годов основательно разрушила нефтяное хозяйство и надолго исключила Россию из числа ведущих нефтяных держав мира.

3. Развитие нефтяной  промышленности СССР  в 1917-1991 гг.

     После войны 1918-1920 гг. нефтяное хозяйство  России оказалось полностью разрушенным. В мае 1920 г. советская власть национализировала  нефтяные месторождения Апшерона. С этого времени в России, а с 1923 г. в Советском Союзе существует только государственная монополия в нефтяной промышленности.

     Как отмечалось выше, в США с 1882 по 1911 г. в течение 29 лет существовала монополия  треста Стандард Ойл в нефтяной промышленности, которую удалось нарушить только в результате огромных усилий правительства, конгресса, прессы и общественности. При этом хотелось бы обратить внимание на одну существенную деталь: трест принадлежал частным лицам, то есть прибыль, получаемая от продажи нефти и нефтяной продукции, шла в первую очередь на развитие нефтяной промышленности, ее модернизацию, на улучшение условий труда работникам этой отрасли.

     В СССР в условиях государственной  монополии большая часть прибыли  не возвращалась обратно в нефтяную промышленность, а использовалась правительством в разных отраслях хозяйства или совсем для других целей.

     После национализации советским правительством нефтяных предприятий и отказа выплатить  компенсацию бывшим собственникам  руководители нефтяных компаний Шелл и Стандард Ойл, имевшие интересы в России, настойчиво требовали от английского и американского правительства не признавать и бойкотировать Советское государство как не выполняющее международные законы и соглашения. К тому времени компания братьев Нобелей ушла из российского бизнеса, продав свою долю американской компании Стандард Ойл за 9 млн дол. Экономический бойкот доставил много дополнительных трудностей российскому правительству, которое вынуждено было сменить жесткую политику взаимоотношений с иностранными нефтяными компаниями на политику концессий, понимая, что без их усилий будет трудно поднять разрушенное нефтяное хозяйство.

     В конце ноября 1920 г. в России принимается  постановление о концессиях, которое  позволяет иностранным компаниям на льготных условиях вести бизнес внутри страны. Это постановление имело благоприятные последствия для России, сумевшей в период НЭПа (новой экономической политики, разрешавшей частную собственность и частный бизнес) восстановить с помощью ведущих нефтяных держав нефтяное хозяйство Апшерона и вывести его на ведущие мировые позиции.

     В середине 20-х годов в Советском  Союзе (в конце 1922 г. Россия вместе с  другими республиками образовала союз) существовало три организации, которые  контролировали добычу и экспорт нефти и нефтепродуктов. Это Азнефть (Бакинский регион), Грознефть (Грозненский район. Северный Кавказ) и Эмбанефть. Вышеназванные предприятия объединились в Нефтесиндикат и образовали монополию, начавшую активно торговать нефтью и нефтепродуктами с компаниями Шелл и Мобил в Великобритании, Европе и странах Ближнего и Дальнего Востока. Затем эта монополия была преобразована в Нефтесиндикатсоюзнефть, и ее продукция составляла 14% всего импорта Западной Европы.

     Политика  концессий в 30-е годы была свернута, а нефтяная промышленность стала интенсивно переводиться на военные рельсы. В конце 20-х годов Советское правительство приняло решение о ликвидации НЭПа и переходе к полной государственной монополии в промышленности. Контроль за развитием советской индустрии осуществлял Совет народных комиссаров. Нефтяная промышленность была в ведении Комитета по нефти, который входил в состав Народного комиссариата тяжелой промышленности. В 1939г. этот комиссариат был разделен на несколько комиссариатов, один из которых назывался Народным комиссариатом нефтяной промышленности. Комиссариат нефтяной промышленности и был, по существу, той монопольной организацией, которая руководила нефтяным хозяйством огромной страны и осуществляла распределение нефтепродуктов.

     В 30-е годы автомобильная промышленность Советского Союза была развита еще  весьма слабо, основным потребителем нефтяного  топлива и масел была армия. Горючим  и маслами обеспечивали в основном Бакинские нефтеперерабатывающие  заводы. Перед второй мировой войной были открыты нефтяные месторождения в Волго-Уральском районе, но промышленная добыча нефти началась лишь после войны. В 30-е годы основная нефтеперерабатывающая промышленность была сосредоточена в Баку.

     В довоенные годы Советский Союз продолжал  активно экспортировать нефть и нефтепродукты в страны Европы, причем эта статья экспорта была одной из самых успешных в бюджете страны. Некоторые страны Европы, например Италия и Германия, сильно зависели от советской нефти. Доля импортируемой из Советского Союза нефти в общем балансе итальянского государства с 1925 по 1935 г. составляла около 50%, а в 1940г. 75% советского экспорта нефтепродуктов и нефти пришлось на долю Германии .

     Интересно отметить, что в годы советской  власти произошло резкое изменение  состава российского экспорта. Если до 1917 г. 70% российского экспорта составляло зерно (Россию называли хлебной корзиной Европы) и даже в лучшие годы нефть составляла только 7% экспорта, то после 1920 г. доля нефтяного экспорта постоянно растет и достигает к 1932 г. 18%. После коллективизации, когда Советский Союз, по существу, потерял свою роль поставщика зерна в Европу, процентное соотношение нефти в экспорте Советского Союза резко возрастает и составляет уже около 50%.

     Правительство СССР понимало слабость положения страны, которая целиком зависела от Бакинских нефтепродуктов, и в 30-е годы осуществило строительство нефтеперерабатывающих заводов в Ухте (1933), Москве (1938), Саратове (1934), Уфе (1938), Ишимбае (1936), Орске (1935), Батуми (1931), Одессе (1937) и Херсоне (1938). Во время второй мировой войны снабжение армии горючим и маслами происходило в основном с Бакинских нефтеперерабатывающих заводов. Особенно это чувствовалось во время Сталинградского сражения, когда немецкая армия перерезала пути доставки кавказской нефти и горючего в центральные районы Советского

     В предвоенные, военные и послевоенные годы нефтяная промышленность Советского Союза развивалась высокими темпами. Советское правительство хорошо понимало значение нефтяной индустрии  для функционирования Советского государства и не жалело денег для ее роста. В целом работники нефтяной промышленности справлялись со своими задачами - бесперебойно обеспечивали армию и народное хозяйство нефтепродуктами и успешно осуществляли экспорт нефти и нефтепродуктов.

     Надо  отметить, однако, что избытка и  разнообразия нефтепродуктов не было. Хозяйство было плановым, а планы  в нефтяной промышленности выполнялись  таким образом, чтобы обеспечение  нефтепродуктами было на минимальном  уровне. После второй мировой войны  комиссариаты были преобразованы в министерства. Комиссариат по нефтяной промышленности был разделен на два министерства - Министерство нефтяной промышленности южного и западного регионов и Министерство нефтяной промышленности восточного региона и Сахалина, которые в 1948 г. образовали одно Министерство нефтяной промышленности. В 1957 г. вместо министерств были созданы региональные совнархозы, проведена децентрализация нефтяной промышленности с сохранением некоторых центральных функций у Госплана. По существу, были созданы десятки монополий, меньших по размеру в пределах региона, но с теми же функциями, что и министерства. В 1965 г. опять были восстановлены министерства, так как совнархозы не сумели эффективно управлять промышленностью. Причем в нефтяной промышленности образовалось 5 министерств - нефтедобывающей, газовой, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической промышленностей. В 1970 г. первое министерство стало называться Министерством нефтяной промышленности.

     В конце 40-х годов началась интенсивная разработка крупного Ромашкинского месторождения, которое находилось между Волгой и Уралом. Только за 4 года- с 1954 по 1958 г.- добыча нефти в Советском Союзе удвоилась. В ряде городов Советского Союза велось в то время строительство крупных нефтеперерабатывающих заводов. Кстово (Нижегородская область), Сызрань, Волгоград, Саратов, Пермь, Краснодар, Омск, Ангарск, Баку и Рязань—вот далеко не полный список городов, где было развернуто новое строительство, причем, так как строительство велось централизованно, большинство заводов копировалось в зависимости от топливного или масляного направления. Особенно бурно нефтяная промышленность Советского Союза стала развиваться в 60-е годы, когда были открыты богатые месторождения в Западной Сибири.

     Началась  интенсивная разработка и добыча нефти в Тюменской области - центральной среди нефтедобывающих областей Западной Сибири. Очень быстро Советский Союз выходит на первые позиции по добыче нефти в мире, а с конца 70-х годов закрепляется на первом месте. Добыча нефти в Советском Союзе продолжала оставаться самым успешным мероприятием, проводимым Советским правительством.

     Следует отметить, что больше всего нефти  добывалось в России, а в России самые крупные месторождения  находились в Западной Сибири. Азербайджан  практически потерял свое значение как регион, имеющий большие запасы нефти, хотя обладал развитой нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностью. Из остальных бывших республик Советского Союза кроме России только Казахстан обладает промышленными запасами нефти, особенно после открытия крупного Тенгизского месторождения.

     В 70-е годы нефть и нефтепродукты  в больших количествах экспортировались в страны Восточной и Западной Европы.

     В 80-е годы при добыче нефти около 600 млн т/год экспорт составлял 150-200 млн - цифры огромные даже по нынешним временам. Если учесть, что население Советского Союза составляло чуть более 250 млн человек, то получается, что на каждого жителя страны приходилось около одной вывозимой тонны. К сожалению, нефть не принесла богатства России, как это случилось в странах Ближнего и Среднего Востока. По многим, главным образом, экономическим причинам.

     В 70-80-е гг. было построено еще несколько  нефтеперерабатывающих заводов - в  основном вне России. Это заводы в Чимкенте и Павлодаре (Казахстан), Мажейкяе (Литва), Чарджоу (Туркмения), Лисичанске (Украина), Мозыре (Белоруссия).

     С конца 80-ых годов мы наблюдается  спад добычи и переработки нефти (за 1988 - 1991 годы объем добычи сократился более чем на 20%), главные причины  которого заключаются в следующем:

· крупные и высокодебитные месторождения эксплуатируемого фонда, составляющие основу ресурсной базы, в значительной степени выработаны;

· резко ухудшились по своим кондициям и вновь приращиваемые запасы. За последнее время практически не открыто ни одного крупного высокопродуктивного месторождения;

· сократилось финансирование геологоразведочных работ, уменьшились объемы разведочного бурения;

· остро не хватает высокопроизводительной техники и оборудования для добычи и бурения. Основная часть технических средств имеет износ более 50 процентов, только 14 процентов машин и оборудования соответствует мировым стандартам, 70 процентов парка буровых установок морально устарело и требует замены. С распадом СССР усугубилось положение с поставками нефтепромыслового оборудования из стран СНГ.

· низкие внутренние цены на нефть не обеспечивают самофинансирования нефтедобывающих предприятий (эта ситуация сохраняется и сегодня после серии повышений цен на нефть). В итоге произошло серьезное ухудшение материально - технического и финансового обеспечения отрасли;

· нехватка эффективного и экологичного оборудования с особой остротой создает в отрасли проблему загрязнения окружающей среды. На решение этой проблемы отвлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы, которые не участвуют непосредственно в увеличении добычи нефти;

· не определен единообразный собственник месторождений нефти, с которым следует иметь дело организациям, а также частным лицам;

· задолженность стран СНГ перед Россией за поставленную нефть и нарастающий кризис неплатежей (таблица 2). 

Таблица 2. Задолженность республик  бывшего СССР (по состоянию на 01.08.93г.), млрд. руб. 

Республики нефть нефтепродукты Республики нефть Нефтепро-

дукты

Украина 2,7 6,48 Беларусь 1,7 1,22
Латвия - 0,17 Литва 18,9 -
Эстония - 0,01 Молдавия - 0,57
Армения - 0,03 Азербайджан 0,5 0,01
Грузия 0,1 0,81 Туркменистан - 0,05
Таджикистан - 0,63 Узбекистан - 1,47
Киргизия - 0,07 Казахстан 83 4,26
Закавказье - -  
  Итого: 106,9 15,78
 
 

     В конце 1991 г. образовались новые государства взамен бывшего СССР. Страны СНГ переходят на новые экономические пути развития, которые не будут отличаться от моделей развитых государств.

     Нынешнее  состояние нефтяной промышленности стран СНГ характеризуется сокращением  объемов прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода; сокращение объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин; повсеместном переходе на механизированный способ добычи при резком сокращении фонтанизирующих скважин; отсутствием сколь-либо значительного резерва крупных месторождений; необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в необустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и технологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам социального развития и экологии. 
 

Литература

  1. Мальцев Н.А., Игревский  В.И., Вадецкий Ю.В. Нефтяная промышленность России в послевоенные годы. – М., ВНИИОЭНГ, 1996.
  2. Нефтяная промышленность за 1966 – 1975 гг.: Справочник. – М., ВНИИОЭНГ, 1977.
  3. Шаммазов А.М. и др. История нефтегазового дела России. – М., Химия, 2001.

Информация о работе Развитие нефтяной промышленности в СССР