Развитие малого и среднего бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:58, реферат

Описание работы

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Экономика.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Развитие малого и  среднего бизнеса в России

Введение

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ  и развитие рыночных отношений определили необходимость  формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

1.1. История развития малого и  среднего бизнеса в России

Российский малый бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В  течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Принципиальная схема управления предприятиями в условиях централизованного управления экономикой представлена на рисунке 1 (прил. 1). Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.

Централизованное управление экономикой имело своей целью обеспечение  прогрессивных пропорций в развитии общественного производства, сбалансированного  развития отраслей и формирования единого  народного комплекса. Считалось, что это обеспечит более эффективное распределение ресурсов между отраслями и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий./1/

К 80-м годам двадцатого столетия экономика России оказалась в  кризисной ситуации, что требовало  проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики  к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае я говорю об первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в    1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

В 1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения  в отношении государства к  развитию предпринимательства. Были приняты  многие законы, открывшие широкие  возможности для масштабного  развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим реформам малый бизнес развивался очень динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего, в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год». /2/ Данный период охарактеризовался появлением среднего и крупного бизнеса в России.

Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.

К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.

 

С 1997 года совокупный прирост числа  малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году.  На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской деятельности весьма полезны и доходны./3/   Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.

Таким образом, если подвести итог и  рассмотреть послеперестроечный период развития малого бизнеса в нашей  стране, то можно выделить три периода:

1. период интенсивного становления  предпринимательства (1990-1995гг.);

2. период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.);

3. период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).

1.2. Понятие и сущность малого бизнеса в России

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих  хозяйственных субъектов, т.е. малых  предприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону  РФ      № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

    в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

    в оптовой торговле  – 50;

    в розничной торговле и бытовом обслуживании  – 30;

    в других отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности – 50 человек.

В ряде научных работ под малым  бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить,  что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода. /2/

 

Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином. /2/

Малые и средние предприятия  различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.

По форме собственности предприятия  могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия  осуществляют предпринимательскую  деятельность, и их основная цель –  это получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.

По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.

По характеру деятельности (стадиям  жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре деятельности предприятия  разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров  и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.

По отношению к происхождению  капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.

Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью  получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг  на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).   Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

 

За частую в малом бизнесе  можно встретить семейное ведение  дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность  последних во всю деятельность предприятия.

  Функциями малого предприятия,  прежде всего, являются экономические, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

 Не менее значимой функцией, на мой взгляд, является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров.

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в России