Развитие малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:10, реферат

Описание работы

Данная тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Содержание

Введение _____________________________________________________________3
1. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика___3
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса_____________________3
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные,
средние и мелкие ____________________________________________________5
1.3 Критерии выделения малых предприятий ___________________________6
1.4 Правовые основы малого бизнеса _________________________________7
1.5 Особенности и функции малого предприятия _______________________8
2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их
решения_____________________________________________________________9
2.1 Итоги развития и состояние малого бизнеса
на данном этапе______________________________________________________ 9
2.2 Проблемы малого бизнеса ________________________________________ 12
3. Государственная поддержка малого бизнеса ______________________ ____15
Заключение______________________________________________________ ____16
Список литературы ___________________________________________________18

Работа содержит 1 файл

малый бизнес.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

    Видимо универсальных критериев  выделения малых предприятий,  позволяющих безошибочно сортировать  предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке. 

1.4 Правовые основы малого бизнеса 

    Малый бизнес в России как  самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 15 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий  с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

    В соответствии с законом РСФСР  “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

    А в июне 1995 г. был принят  федеральный закон “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации”, определивший  общие положения поддержки малых  предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

    Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный  комитет РФ по поддержке и  развитию малого предпринимательства.  В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.

    В ней были определены основные  направления, цели и приоритеты  в данной области, включая совершенствование  законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

   В 1996 г. Государственной Думой  была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.

    Остается надеяться, что действующий  с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет  особых приоритетов для малого  и среднего предпринимательства,  не будет препятствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в России.

   Кстати на реформу налогообложения  и рост частного предпринимательства  в России, Агентство США по  международному развитию затратило  в 1992-1996 годах около 435 млн. долларов  – это больше, чем в других странах СНГ. Средства на поддержку малых и средних предприятий исключены из федерального бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала очевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который смягчил экономический спад. 

1.5 Особенности и функции малого предприятия. 

    Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

  Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

  Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

  Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

  Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

  Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

  Наконец,  седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

  Также,  как одну из особенностей, можно  выделить высокую долю оборотного  капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

   В ряду функций малого предприятия,  прежде всего, важно отметить  экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

   Не менее значимы функции  социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

   Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая  функция малого бизнеса, которая  уже имеет место в странах  с развитой рыночной экономикой. 

2. Современные проблемы  развития малого  бизнеса в России  и пути их решения 

2.1 Итоги развития и состояние малого бизнеса на данном этапе.

    Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

    Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг.,  в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

   Вместе с тем следует отметить  стабильный рост числа предприятий  в таких отраслях, как здравоохранение,  физическая культура и социальное  обеспечение (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).

   Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

Основные  показатели деятельности малых предприятий  Санкт-Петербурга в 2001 году представлены в таблице 1. (по данным Петербургкомстата и УМНС РФ по Санкт-Петербургу)  

Таблица 1 

Наименование  показателя На 01.01.2002 г.
1 Количество  малых предприятий 124,7 тыс.
2 Численность занятых  на малых предприятиях 627,0 тыс. чел.
3 Объем произведенной  малыми предприятиями продукции (услуг) 48 млрд. руб.
4 Доля налоговых  поступлений от малого предпринимательства  в общем объеме налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга 30%
 

      Основные  показатели деятельности малых и средних  предприятий Санкт-Петербурга в 2000 году (в отраслевом разрезе). 

Таблица 2

Малые предприятия 
Показатели Промышленность Транспорт Связь Строительство Торговля и  общественное питание Жилищно-коммунальное хозяйство Всего по основным отраслям экономики
Число предприятий, ед. 3958 2

49

148 4071 14315 150 29895
Доля  предприятий в общем количестве предприятий в регионе, в % 2,8 0,2 0,1 2,8 10,0 0,1 21
Структура предприятий по основным отраслям экономики, в % 11,6 0,7 0,4 12 42,1 0,4 87,9
Средняя численность работников, человек 59518 3568 1564 60315 99581 1905 279420
Распределение занятых на предприятиях по основным отраслям экономики, в % 18 1,1 0,5 18,3 30,2 0,6 84,7
Выручка от реализации товаров, работ, услуг, тыс. руб. 23224337 1361700 351311,2 33658515,3 124279355,4 306645,6 206511626,7
Средний размер выручки от реализации товаров, работ, услуг в расчете на одного работника предприятия, тыс. рублей 5867.7 5468.7 2373.7 8267.9 8681.8 2044.3 6907.9
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 1595151 154073 -37926 2498588 854568 8593 5680581
Доля  прибыльных предприятий по основным отраслям экономики, (%) 78,3 71,4 73,0 79,7 72,8 70,8 74,6
 

Таблица 3       Основные показатели деятельности малых предприятий  
                  (по данным Государственного комитета России по статистике)

Общие сведения

Показатели 2000 год в % от федерального округа в % от РФ
    2000 2000
Количество  МП 109165 69,8 12,4
Общая численность занятых на МП, чел. 722555 61 9,5
Численность постоянно работающих на МП, чел. 627495 61 9,5
Выпуск  товаров и услуг в фактических  ценах (без НДС и акциза) по всем видам деятельности, млн. руб 48126,3. 53,4 7,8
Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) (без НДС и акцизов), млн. руб. 225494,9 67,1 11,6
Прибыль (убыток)      
Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб 2428,8. 63 8,2

 
 
Показатели  уровня развития малых предприятий 

Показатели 2000 год в среднем по федеральному округу в среднем по РФ
    2000 2000
Количество  МП на 1000 жителей, ед. 23 11 6
Доля  МП в общем числе предприятий  и организаций, % 50,6 39,7 26,4

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России