Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:10, реферат
Данная тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Введение _____________________________________________________________3
1. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика___3
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса_____________________3
1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные,
средние и мелкие ____________________________________________________5
1.3 Критерии выделения малых предприятий ___________________________6
1.4 Правовые основы малого бизнеса _________________________________7
1.5 Особенности и функции малого предприятия _______________________8
2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их
решения_____________________________________________________________9
2.1 Итоги развития и состояние малого бизнеса
на данном этапе______________________________________________________ 9
2.2 Проблемы малого бизнеса ________________________________________ 12
3. Государственная поддержка малого бизнеса ______________________ ____15
Заключение______________________________________________________ ____16
Список литературы ___________________________________________________18
Видимо универсальных
1.4
Правовые основы малого
бизнеса
Малый бизнес в России как
самостоятельное социально-
В соответствии с законом
А в июне 1995 г. был принят
федеральный закон “О
Указом Президента РФ в июне
1995 г. был образован
В ней были определены
В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.
Остается надеяться, что
Кстати на реформу
1.5
Особенности и функции
малого предприятия.
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также,
как одну из особенностей, можно
выделить высокую долю
В ряду функций малого
Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).
Уже сегодня актуальна и будет
актуализироваться и далее
2.
Современные проблемы
развития малого
бизнеса в России
и пути их решения
2.1 Итоги развития и состояние малого бизнеса на данном этапе.
Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).
Вместе с тем следует отметить
стабильный рост числа
Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.
Основные
показатели деятельности
малых предприятий
Санкт-Петербурга в 2001
году представлены
в таблице 1. (по данным Петербургкомстата
и УМНС РФ по Санкт-Петербургу)
Таблица
1
№ | Наименование показателя | На 01.01.2002 г. |
1 | Количество малых предприятий | 124,7 тыс. |
2 | Численность занятых на малых предприятиях | 627,0 тыс. чел. |
3 | Объем произведенной малыми предприятиями продукции (услуг) | 48 млрд. руб. |
4 | Доля налоговых поступлений от малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга | 30% |
Основные
показатели деятельности
малых и средних
предприятий Санкт-Петербурга
в 2000 году (в отраслевом
разрезе).
Таблица 2
Малые предприятия | |||||||
Показатели | Промышленность | Транспорт | Связь | Строительство | Торговля и общественное питание | Жилищно-коммунальное хозяйство | Всего по основным отраслям экономики |
Число предприятий, ед. | 3958 | 2
49 |
148 | 4071 | 14315 | 150 | 29895 |
Доля предприятий в общем количестве предприятий в регионе, в % | 2,8 | 0,2 | 0,1 | 2,8 | 10,0 | 0,1 | 21 |
Структура предприятий по основным отраслям экономики, в % | 11,6 | 0,7 | 0,4 | 12 | 42,1 | 0,4 | 87,9 |
Средняя численность работников, человек | 59518 | 3568 | 1564 | 60315 | 99581 | 1905 | 279420 |
Распределение занятых на предприятиях по основным отраслям экономики, в % | 18 | 1,1 | 0,5 | 18,3 | 30,2 | 0,6 | 84,7 |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг, тыс. руб. | 23224337 | 1361700 | 351311,2 | 33658515,3 | 124279355,4 | 306645,6 | 206511626,7 |
Средний размер выручки от реализации товаров, работ, услуг в расчете на одного работника предприятия, тыс. рублей | 5867.7 | 5468.7 | 2373.7 | 8267.9 | 8681.8 | 2044.3 | 6907.9 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. | 1595151 | 154073 | -37926 | 2498588 | 854568 | 8593 | 5680581 |
Доля прибыльных предприятий по основным отраслям экономики, (%) | 78,3 | 71,4 | 73,0 | 79,7 | 72,8 | 70,8 | 74,6 |
Таблица 3 Основные
показатели деятельности
малых предприятий
(по данным Государственного
комитета России по
статистике)
Общие сведения
Показатели | 2000 год | в % от федерального округа | в % от РФ |
2000 | 2000 | ||
Количество МП | 109165 | 69,8 | 12,4 |
Общая численность занятых на МП, чел. | 722555 | 61 | 9,5 |
Численность постоянно работающих на МП, чел. | 627495 | 61 | 9,5 |
Выпуск товаров и услуг в фактических ценах (без НДС и акциза) по всем видам деятельности, млн. руб | 48126,3. | 53,4 | 7,8 |
Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) (без НДС и акцизов), млн. руб. | 225494,9 | 67,1 | 11,6 |
Прибыль (убыток) | |||
Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб | 2428,8. | 63 | 8,2 |
Показатели
уровня развития малых предприятий
Показатели | 2000 год | в среднем по федеральному округу | в среднем по РФ |
2000 | 2000 | ||
Количество МП на 1000 жителей, ед. | 23 | 11 | 6 |
Доля МП в общем числе предприятий и организаций, % | 50,6 | 39,7 | 26,4 |