Развитие макроэкономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:26, реферат

Описание работы

Макроэконо́мика (от др.-греч. μακρός — длинный, большой, οἶκος — дом и Nόμος — закон) — наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений. Впервые термин был употреблён Рагнаром Фришем 14 августа 1934 года. Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс, после того, как в 1936 году он выпустил свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег» (англ. The General Theory of Employment, Interest, and Money).

Содержание

Введение 3
1. Ранние представления о макроэкономике 5
2.Австрийская школа и классическая школа. Кейнсианство 6
3. Вторая половина XX века. Монетаризм и теории рациональных ожиданий. Экономика предложений 9
4. Начало XXI века: мировой финансовый кризис 12
Вывод 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 44.18 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение 3

1. Ранние представления о макроэкономике 5

2.Австрийская  школа и классическая  школа. Кейнсианство 6

3. Вторая половина XX века. Монетаризм и теории рациональных ожиданий. Экономика предложений 9

4. Начало XXI века: мировой финансовый кризис 12

Вывод 13

Список  литературы 14

 
 

 

   Введение

   Макроэконо́мика (от др.-греч. μακρός — длинный, большой, οἶκος — дом и Nόμος — закон) — наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений. Впервые термин был употреблён Рагнаром Фришем 14 августа 1934 года. Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс, после того, как в 1936 году он выпустил свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег» (англ. The General Theory of Employment, Interest, and Money).

   Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти  на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом. Макроэкономическими проблемами можно назвать:

  • Экономический ростэкономические циклы: Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?
  • Безработица: Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?
  • Общий уровень цен: Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?
  • Денежное обращениеуровень ставки процента: Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?
  • Государственный бюджет: Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?
  • Торговый баланс: Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?

   Макроэкономика  как наука зародилась относительно недавно. До 30-х годов двадцатого века самого термина «макроэкономика» просто не существовало как такового. С 1940 по 1980-е годы идет «консолидация» этой науки, а с 1980-х годов и  позднее начинается плодотворное развитие макроэкономики. Несмотря на это, еще с более ранних времен развивались все новые и новые макроэкономические идеи, объясняющие поведение экономики, причины, по которым стоит или нет использовать ту или иную экономическую политику для её развития, разницу между долгосрочным и краткосрочным периодами в экономике и другие факторы. Некоторые из них противоречили друг другу. Таким образом, появилось немало сторонников разных макроэкономических идей; появились целые школы макроэкономической мысли.

 

   

   1. Ранние представления о макроэкономике

   Несмотря  на относительную молодость макроэкономики, изучение экономики на макроуровне  началось задолго до «Кейнсианской  революции».

   В XV веке зародился меркантилизм, первая экономическая школа, на развитие которой особо заметно повлияли Антуан де МонкретьенУильям СтаффордТомас МанЖан Батист Кольбер. Обсуждались такие проблемы, как увеличение денежного обеспечения путем вмешательства законодательной власти в экономику, поддержка торгового баланса (за счет поддержки экспорта произведенных в данной стране товаров и ограничения импорта); большое внимание меркантилисты уделяли сфере денежного обращения.

   В середине XVIII века образуется школа  физиократов (Франсуа КенэАнн Робер Жак ТюргоВиктор Мирабо и Пьер Поль Мерсье де Ла Ривьер). Развивая свои идеи, физиократы основывались на главенствующей роли сельского хозяйства. Так, одна из самых ранних и известных экономических моделей, таблица Кенэ, объясняет обращение «чистого продукта» только с точки зрения сельского производства, подразделяя все общество на производительный, «бесплодный» классы и на собственников.

   В XIX веке зарождаются марксизм и марксистская политическая экономия, основателями которых являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Экономическое учение Маркса значительно повлияло на развитие макроэкономической теории. Вводятся и активно развиваются новые понятия, такие как прибавочная стоимость, производственные отношения, простое и расширенное воспроизводство.

 

   

   2.Австрийская  школа и классическая  школа. Кейнсианство

   Представители австрийской экономической школы, зародившейся в конце XIX века, подчеркивают роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). При изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла, австрийцы делают акцент на гетерогенность и временну́ю структуру капитала.

   Основными представителями австрийcкой школы считаются Карл МенгерОйген фон Бём-БаверкЛюдвиг фон Мизес. В число известных экономистов XX века, относимых к австрийской школе, также входят Генри ХэзлиттМюррей Ротбард и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек.

   Сторонников «автоматизированной экономики» считают  приверженцами классической или неоклассической макроэкономической мысли. Данная школа была основана еще в семнадцатом веке. В конце XVIII века начинается некий второй этап развития классической экономической теории. Данный период ознаменован значительным влиянием Адама Смита и его «принципа невидимой руки». Появляются гипотезы о вечной стабильности экономики, зарождается теория «laissez-faire», которая гласит, что на всех рынках действует совершенная конкуренция, все цены регулярно изменяются в зависимости от состояний спроса и предложения, рынок способен самостоятельно прийти в равновесие. В девятнадцатом веке приходят такие экономисты как Давид Рикардо и Томас Мальтус. Именно в этот период было сформулировано предположение о том, что в макроэкономике не может быть дисбаланса совокупных спроса и предложения, поскольку последнее «само порождает совокупный спрос». Данное утверждение было сделано выдающимся французским экономистом Жаном Батистом Сэем и было названо Законом Сэя.

   Для сторонников классической модели основной проблемой в экономике является ограниченность ресурсов, для них  не существует разницы между краткосрочным  и долгосрочным экономическими периодами. Данная модель фактически перестала работать к началу XX века, когда во времена Второй мировой войны и Великой депрессии 1930-х годов, мировая экономика была не в состоянии оправиться самостоятельно. Основными представителями классической макроэкономической мысли также являются Альфред МаршаллАртур Пигу, и другие

   Кейнсианская  экономическая школа была основана британским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом в 1936 году, когда он опубликовал свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег». К этому времени Великая Депрессия пошатнула веру в классическую, «автоматическую» экономику. Кейнс, исходя из своих исследований, опыта Второй мировой войны и Великой Депрессии 1929—1933 годов, пришёл к заключениям, практически полностью опровергавшим идеи классицизма. Во-первых он показал, что на рынке не может оперировать только совершенная конкуренция. Во-вторых, Кейнс предположил, что в краткосрочном периоде цены могут «залипать», то есть не меняться в течение небольшого промежутка времени. Для представителя кейнсианской мысли экономика может быть нестабильной: Кейнс был уверен, что в определенных ситуациях рынок не в состоянии поддержать себя сам; иногда государство должно вмешиваться в экономику, чтобы устранить «неполадки». Таким образом, Кейнс был сторонником смешанной экономической системы.

   Вскоре  появилось большое количество последователей экономической теории Кейнса. Зарождаются так называемые неокейнсианство и «новое кейнсианство» во второй половине двадцатого века, цель которых — «вписать кейнсианство в стандарты современного экономического анализа» и найти связь с более ранними, неоклассическими идеями. Популярность кейнсианской макроэкономической школы значительно возросла во время мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 году. Основными сторонниками данной школы можно назвать также Уильяма ФилипсаБена БернанкеДжеймса Тобина и Грегори Мэнкьюа.

 

   

   3. Вторая половина XX века. Монетаризм и теории рациональных ожиданий. Экономика предложений

   онетаризм зарождается в шестидесятые годы двадцатого века. Данная школа основывается на том, что предложение денег в экономике является главным критерием её развития. Монетаристы считают, что согласно монетарному правилу, экономика всегда стабильна и функционирует на полном уровне занятости ресурсов, если предложение денег меняется с постоянной скоростью. Также, для приверженцев монетаристской школы долгосрочный период в экономике играет большую роль, чем краткосрочный. Знаменитое уравнение количественной теории денег (MV = PY) была сформулирована Ирвингом Фишером, что стало одной из важных составляющих монетаристской школы.

   Монетаристы часто спорят с «кейнсианцами» по поводу эффективности проведения монетарной и фискальных политик. Последние верят в то, что спрос на деньги крайне чувствителен к равновесной ставке процента, из-за чего увеличение предложения денег не сильно помогает увеличить объём совокупного выпуска; представители кейнсианской мысли полагают, что фискальная политика намного эффективней монетарной. Монетаристы же, наоборот, верят в эффективность монетарной политики и сомневаются в эффективности фискальной политики, считая, что, наоборот, денежный спрос крайне нечувствителен к ставке процента. Для проведения фискальной политики нередко требуется увеличить размеры государственных закупок товаров и услуг. Для этого государству нужны средства: возрастает спрос на заемные средства, что ведет к росту ставки процента. Монетаристы полагают, что последнее приведет к резкому снижению частных инвестиций в экономику, что, в свою очередь, значительно замедлит увеличение совокупного предложения. Подобный эффект называется эффектом вытеснения частных инвестиций (англ. Crowding-out Effect). Таким образом, для монетаристов фискальная политика неэффективна. Монетаристами считаются такие известные экономисты как Милтон Фридман и Эдмунд Фелпс.

   Первые  теории рациональных ожиданий появились  в 1970-е годы и первая основная теория называлась новая классическая макроэкономика.

   Появилась она благодаря американскому  экономисту Роберту Лукасу. Одним из ключевых представителей школы рациональных ожиданий является также Томас Сарджент. Идеи «новых классиков» в большинстве своем основываются на принципах асимметричности информации и рациональности макроэкономических агентов: качество предоставляемой экономической информации является основным критерием поведения экономики в целом. Таким образом, сторонники данной школы предполагают, что если все экономические агенты рациональны в своем поведении, если им предоставляется идеальная информация, то экономика не может быть нестабильной. Также считается, что поскольку люди ведут себя рационально, они не могут «совершить одну и ту же ошибку дважды», то есть способны быстро адаптироваться к любой экономической ситуации. В итоге, все агенты способны прогнозировать то, что может произойти, если государство будет использовать одни и те же методы стабилизации экономики.

Информация о работе Развитие макроэкономики