Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 08:47, реферат
Французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832) вошел в историю экономической мысли как автор теории полезности. Он выдвинул новое положение о том, что в производстве создается полезность, а полезность определяет ценность вещи. Труд, по Сэю, не является единственным источником богатства.
Введение 2
1
Развитие классических идей Жан-Батиста Сэя»
3
1.1
Теория сбыта в экономическом учении Сэя
3
2 «Деньга есть только средство обмена» – тождество Сэя 5
3 Теория услуг Клода Фредерика Бастиа 6
4
Теория экономической гармонии Бастиа
7
Заключение 9
Список литературы
Содержание
Введение | 2 | |
1 | Развитие классических идей Жан-Батиста Сэя» |
3 |
1.1 | Теория сбыта в экономическом учении Сэя |
3 |
2 | «Деньга есть только средство обмена» – тождество Сэя | 5 |
3 | Теория услуг Клода Фредерика Бастиа | 6 |
4 | Теория экономической гармонии Бастиа |
7 |
Заключение | 9 | |
Список литературы | 10 |
Французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832) вошел в историю экономической мысли как автор теории полезности. Он выдвинул новое положение о том, что в производстве создается полезность, а полезность определяет ценность вещи. Труд, по Сэю, не является единственным источником богатства. В создании полезности, считал Сэй, участвуют три самостоятельных фактора: труд, капитал, земля, с деятельностью которых связано все производство. Так возникла теория трех факторов производства, сохранившаяся до наших дней. По мнению Сэя, прибыль нельзя рассматривать как вычет из продукта труда рабочего, она есть результат функционирования капитала. В своей триединой формуле Сэй закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного продукта: за трудом — заработную плату, за капиталом — прибыль, за землей — ренту. Широкое распространение получил закон Сэя о реализации — закон сбыта. Сэй пришел к выводу, что в условиях рыночной экономики процесс реализации обеспечивается внутренними силами, самой экономической жизнью, соотношением факторов производства. Рыночные силы, по мнению Сэя, исключают возможность общего перепроизводства товаров, экономических кризисов.
Другой
французский экономист — Фредерик Бастиа
(1801-1850) выдвинул и обосновал теорию услуг,
а также концепцию "экономических гармоний".
В теории услуг производство трактовалось
как обмен услугами. В результате такого
обмена, по мнению Бастиа, создается полезность,
представляющая одну из частей совокупного
продукта в виде товаров или услуг. Таким
образом, идея Бастиа близка идее Сэя.
Рабочий создает определенную полезность,
которая воплощается в готовом продукте.
На основе теории услуг Бастиа разработал
идею утверждения экономических гармоний,
складывающихся в условиях развития свободной
торговли и свободного предпринимательства.
По его мнению, капитал создается в результате
усилий или лишений с целью приобретения
каких-либо выгод в будущем. Следовательно,
уступить капитал — значит лишить себя
выгоды, оказать услугу другому лицу. Оказавший
услугу, таким образом, имеет право на
получение соответствующего вознаграждения,
которое имеет место в виде арендной платы,
ренты, процента и т.д. Рыночная экономика
в учении Бастиа — это подлинное царство
свободы и гармоний, поскольку все члены
рыночного общества "вынуждены оказывать
друг другу взаимные услуги и взаимную
помощь ради общей цели".
1
Развитие классических
идей Жан-Батиста Сэя»
Свое
исследование Сэй построил по логической
схеме, которая впоследствии была положена
в основу структуры большинства учебных
пособий по политической экономии: производство-распределение-
1.1 Теория сбыта в экономическом учении Сэя
Особое место в экономическом учении Сэя занимает его теория реализации, известная также под названием теории сбыта или теории рынка. Сэй утверждал, что главный интерес всех производителей состоит не в получении меновой стоимости, а в обмене одних продуктов на другие. Деньги при этом играют лишь роль посредника. В конечном счете оказывается, что за продукты заплачено только продуктами. Отсюда Сэй делал вывод: каждый продавец является в то же время покупателем. В масштабах общества, вследствие этого, предложение и спрос уравновешиваются, перепроизводство вообще становится невозможным. Равновесие спроса и предложения, утверждал он, устанавливается автоматическим путем.
Три закона рынка, сформулированные Сэем, гласят:
1.Чем
больше производителей и
2.Каждый производитель заинтересован в успешной деятельности других, поскольку такая деятельность формирует рынок спроса. Успех одной отрасли способствует успеху других, стимулирует общее развитие.
3.Импорт благотворно влияет на развитие обмена, ведь иностранные товары можно получить, лишь продав свои.
Из
сказанного выше можно сделать вывод
о том, что разработанная Сэем
экономическая теория проповедовала
прогрессивную теорию свободы предпринимательства
и торговли. Он вплотную приблизился
к определению категории экономического
равновесия. Это означает, что являясь
последователем учения А.Смита, он стоял
у истоков нового неоклассического направления
в развитии экономической теории.
2
«Деньга есть только средство обмена»
– тождество Сэя
Верно
ли, что экономисты-классики придерживались
тождества Сэя? Как мы выяснили, все утверждения,
отрицающие любые мотивы держать наличность
(деньга есть только средство обмена; деньги
- вуаль, поскольку относительные цены
определяются исключительно вещественными
факторами; предложение автоматически
создает соответствующий ему спрос безотносительно
к уровню цен; абсолютные цены всегда изменяются
пропорционально объему денежной массы),
являются выражением сути тождества Сэя.
Многие экономисты классической школы
в действительности высказывали подобные
мысли - без труда можно отыскать многочисленные
утверждения такого рода в работах Рикардо,
Мак-Кулоха, Сениора, Торренса, Джеймса
Милля и Джона Стюарта Милля. Но перед
тем, как прийти к заключению, что все они
грешили дихотомизацией процесса ценообразования,
мы должны отделить поверхностные утверждения
о незначительности денег как таковых,
когда автор не заботится о логических
выводах, следующих из такого рода высказываний,
от проделанного в явном виде анализа
проблемы динамики цен в денежнойэкономике.
Депрессия не может тянуться бесконечно,
поскольку предложение формирует спрос
на микро- и макроэкономическом уровнях
через автоматическую коррекцию цен и
процентной ставки. Это и есть "равенство
Сэя", согласно которому избыточное
предложение товаров или избыточный спрос
на деньги имеют тенденцию к саморегулированию.
Если складывающийся уровень спроса демонстрирует
невозможность продажи всех товаров по
цене, покрывающей издержки и приносящей
нормальную норму прибыли, цены должны
снизиться. Покупательная способность
денежного номинала увеличится, и каждый
индивид окажется обладателем реально
возросшего запаса денег, налицо ситуация
избыточного спроса на деньги. При стремлении
индивидов уменьшить объем наличных средств,
находящихся в их распоряжении, спрос
на товары возрастает вплоть до момента
поглощения избыточного предложения на
товарных рынках. Нулевой избыточный спрос
на деньги есть условие равновесия, так
как цены и процент будут падать, пока
существует избыточный спрос на наличные
деньги. Аналогичная аргументация применима
и к обратному случаю роста цен при избыточном
спросе на товары. Следовательно, "предложение
создает соответствующий спрос" не
безотносительно к динамике цен, а благодаря
ей. Исходя из этого абсолютные цены определяются
той же совокупностью факторов, что и относительные:
для каждого набора относительных цен
существует соответствующий единственный
уровень абсолютных цен, при котором денежный
рынок находится в состоянии равновесия.
Это справедливо для изолированной экономики
в той же степени, что и для открытой, за
исключением того, что в открытой экономике
уровень цен выполняет дополнительную
функцию балансирования экспорта и импорта.
3.
Теория услуг Клода Фредерика Бастиа
Стремление
к прогрессивным превращениям на основе
принципов экономического либерализма
приобрело последующее развитие в трудах
известного французского экономиста и
публициста Клода Фредерика Бастиа (1801
—1850), автора блестящих очерков, которые
пользовались большой популярностью во
Франции в 40-ви— 50-ые гг. XIX ст. Важнейшими
экономическими идеями ученого является:
Теория услуг, основанная на методологических
подходах Ж.Б. Сея к определению ценности
экономических благ. Отмечая, что с экономической
точки зрения общество — это обмен, в котором
принимают участие равноправные участники,
Бастиа отмечал то, что "Взаимный обмен
осуществляется по такому неизменному
правилу: ценность за ценность, услуга
за услугу, а все, что составляет дармовую
полезность, стоит вне торга, потому что
дармовой продукт не имеет ценности, а
предметом меновых соглашений бывают
лишь ценность".
Рассуждая над тем, что "Слово ценность
обязательно предусматривает, что мы не
уступим дар, без вознаграждения тому,
кто владеет нею", Ф. Бастиа
придерживался мысли, что при условиях
экономической свободы взаимоотношения
между людьми "не могут быть ничем другим,
как взаимным обменом услуг, которые снижаются
в ценности и растут в корыстности".
Таким образом,
ученый трактовал ценность как отношение
двух услуг. Он не соглашался с тем, что
в основе стоимости лежит человеческий
труд. Такой подход, по мнению французского
исследователя, не объясняет, почему ценность
случайно найденной жемчужины эквивалентна
ценности жемчужины, добытой с огромными
трудностями из дна моря.
Ф. Бастиа определял услугу как любое усилие,
которое хранит усилие других. Однако,
в отличие от Ж.Б. Сея, который считал, что
полезные услуги предоставляются не только
людьми, но и силами природы, вещами, ученый
анализировал лишь личные услуги в разных
областях общественной жизни. Исходя из
того, что напряжение и усилие обеих сторон
в обмене имеют эквивалентный характер,
основанный на добровольности и взаимовыгодности
рыночных соглашений, французский экономист
утверждал, что услуга измеряется со стороны
продавца его усилиями, тратящими на производство
товара. В то же время услуга со стороны
покупателя измеряется усилиями, которые
экономятся в результате приобретения
товара.
4.
Теория экономической
гармонии Бастиа
Теория
экономической гармонии Бастиа — это
одна из многих ненаучных меновых концепций.
Он видел основы экономической гармонии
буржуазного общества в обмене. Заимствуя
теорию услуг Сэя, Бастиа характеризовал
обмен как обмен услугами, которые оказывает
один «индивидуум» другому «индивидууму».
В отличие от Сэя, который под услугой
понимал прежде всего услуги, оказываемые
вещами, предметами, Бастиа говорил лишь
о личных услугах, оказываемых людьми
друг другу в обмене, и пытался подвести
теоретическую базу под свой отказ говорить
об услугах, оказываемых вещами. Поскольку
последние оказываются даром, не требуют
вознаграждения, постольку, утверждал
он, о них вообще вопрос может не стоять.
Вознаграждению подлежат лишь услуги,
оказываемые человеком. Это вознаграждение
заключается в обмене услугами, т. е. одна
услуга служит вознаграждением другой.
Само же понятие «услуги»
он растворял в бессодержательном понятии
«усилие», которым характеризовал все
отношения членов общества между собой.
На этой основе Бастиа отрицал какое-либо
объективное содержание стоимости, связанное
с процессом производства материальных
ценностей, товаров. Он определял стоимость
как «отношение между двумя обмененными
услугами», или обмененными усилиями.
«Когда два лица,— пишет Бастиа,—взаимно
уступают друг другу свои настоящие усилия,
или результаты своих предшествующих
усилий, то они служат друг другу, взаимно
оказывают одно другому услугу. Следовательно,
ценность есть отношение между двумя обменными
услугами. Понятие о ценности впервые
явилось тогда, когда человек сказал своему
ближнему: сделай это для меня, а я сделаю
вот это для тебя».
Это определение
стоимости основано на совершенно искусственном
отрыве услуги от материальных ценностей,
предметов, с помощью которых оказываются
услуги. Ведь нет услуг «вообще». «Услуга,—
замечает Маркс,— есть не что иное, как
полезное действие той или иной потребительной
стоимости — товара ли, труда ли».
Бастиа совершенно
сознательно оторвал услуги от их предметной
материальной формы, специально «развивая»
теорию Сэя в том направлении, что понятие
услуг распространяется только на процесс
обмена. Он тем самым пытался воспользоваться
внешней видимостью отношений капитала
и труда, как они проявляются в обмене,
и выдать эту видимость за сущность классовых
отношений буржуазного общества. В процессе
обмена, при купле-продаже рабочей силы,
капиталисты и рабочие выглядят совершенно
равноправными членами общества. Их истинные
отношения раскрываются лишь в процессе
производства, где капиталист безвозмездно
присваивает труд рабочего. Бастиа поэтому
и пытается ограничиться лишь первой ступенью,
отношений капиталистов и рабочих — обменом
— и всячески замаскировать процесс производства.
«Действительный процесс присвоения совершается
только в действительном процессе производства,
для которого пройденным уже этапом является
указанная первая, формальная сделка,
где капиталист и рабочий противостоят
друг другу просто как товаровладельцы,
относятся друг к другу как покупатель
и продавец. Поэтому-то все вульгарные
экономисты, например Бастиа, не идут дальше
этой первой, формальной сделки,— для
того именно, чтобы мошеннически отделаться
от специфически капиталистического отношения».
Игнорируя какие
бы то ни было противоречия капитализма,
его классовые антагонизмы, Бастиа расписывал
буржуазное общество как гармоничное
общество, основанное на взаимном оказании
услуг. Он пытался доказать, что при капитализме
нет и не может быть никакого принуждения,
потому что все производят полезные вещи
с единственной целью получения других
полезных вещей. Интересы всех гармоничны,
потому что каждый заинтересован в другом.
Единственно, что, по мнению Бастиа, может
нарушить гармонию,— это вмешательство
государства в столь налаженное любовное
отношение членов общества друг к другу.
Он выступал сторонником ничем не ограниченной
свободы конкуренции, полной свободы предпринимательской
деятельности, т. е., короче, ничем не ограниченного
развития капитализма.
В
ретроспективе совершенно очевидно, что
путаница по поводу классической денежной
теории происходит исключительно из-за
внешнего сходства между обоснованной
формулой сравнительной статики (согласно
которой в состоянии равновесия, когда
денежные средства вводятся в систему
соответствующим нейтральным способом,
объем денежной массы не влияет на относительные
цены) и высказываниями, отрицающими возможность
положительного влияния дополнительного
притока денежных средств на объем выпуска
продукции. Даже безоговорочное утверждение
о том, будто количество денег не влияет
на относительные цены, не обязательно
означает, что его автор согласен с тождеством
Сэя. Как Рикардо, так и Милль высказывали
подобные суждения там, где речь идет об
определении относительных цен; в другом
месте, иногда несколькими страницами
ниже, они уже обсуждают движение от одной
точки равновесия к другой, при котором
"впрыскивание" наличности в экономику
определенно воздействует на относительные
цены, включая процентную ставку. На самом
деле они, возможно, за исключением Милля,
не представляли себе полностью логическую
структуру этой проблемы и поэтому частенько
своими рассуждениями вводили читателя
в заблуждение. Однако, как только проблема
равенства Сэя возникла в явном виде, она
анализировалась, по крайней мере строго
с формальной точки зрения, хотя и неполно.
Составной частью теории экономической
гармонии Бастиа является вымышленный
им закон распределения при капитализме,
который противопоставлялся им рикардианскому
учению о противоположности прибыли и
заработной платы. Оперируя произвольными
арифметическими подсчетами, Бастиа сделал
вывод о том, что якобы доля капиталистов
в созданном продукте падает (возрастая
абсолютно), а доля рабочих возрастает
и абсолютно и относительно. Таким образом,
согласно Бастиа, интересы капиталистов
и рабочих не только совпадают, но класс
капиталистов оказывается несколько «обиженным»
сравнительно с рабочими. Этот выдуманный
«закон» особенно понравился вульгарным
экономистам и явился, как, например, для
Кэри, основой одной из многих теорий гармонии.
1
Агапова И.И. История
2
Бартенев С.А. Экономические
3
Бартенев С.А. История
Информация о работе Развитие классических идей Жан-Батиста Сэя