Развитие экономики в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23-5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300-30 тыс. лет назад).

Содержание

Вопрос 1. Периодизация первобытной экономики 3
Вопрос 2 . Развитие производительных сил первобытного общества 7
Вопрос 3. Переход от присваивающего типа хозяйства к производящему типу. Появление прибавочного продукта. 8
Вопрос 4. Общественное разделение труда и развитие отношений обмена. Историческая эволюция общины. 12
Вопрос 5. Предпосылки разложения первобытного строя. Возникновение частной собственности и социального неравенства. 15
Список литературы: 19

Работа содержит 1 файл

История экономики.docx

— 62.99 Кб (Скачать)

 1. Родовая община сменяет первобытное стадо, и представляет собой хозяйственное и общественное объединение кровных родственников на ранней стадии первобытно-общинного периода – матриархата.      

 Совместная  трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь – все это объединяло, сплачивало людей.      

 Шло  укрепление социальных связей, вызванных  необходимостью совместной борьбы  за свое существование. В отличие  от животных человек уже заботился  не только о самом себе и  о своих собственных детях,  но и о всей общине. Вместо  того, чтобы съесть всю свою  добычу на месте, охотники мустьерского  периода несли ее в пещеру, где у пылающего костра оставались, занятые ведением родового хозяйства  женщины, а также дети рода.      

 Благодаря  охоте и относительной оседлости  жилища стали служить уже не  только защитой от неблагоприятных  условий природы и крупных  хищников, но и становились хозяйственными  базами, местами хранения продуктов,  и их приготовления, местом  для изготовления орудий труда  и обработкой шкур и т.д.      

 Так  возникли первые древнейшие формы  родового общества, материнской родовой общины, при которой все ее члены были связаны узами родства.      

 Вследствие  существующих в то время форм  брачных отношений хорошо известна  была только мать ребенка, что  вместе с активной ролью женщины  в экономической жизни, как  хранительницы очага определяло  ее высокое общественное положение.      

 Дальнейшее  развитие семьи пошло по линии  сужения круга лиц, участвующих  в брачном общении между поколениями  родителей и детей, затем между  единоутробными братьями и сестрами  и т.д.     

 2. Семейная община (домовая, патриархальная семья) – следующая после родовой стадия общины, возникшая из родовой общины в период перерастания матриархата в патриархат. Это был переход от группового брака, основанного на материнском праве, сначала к большим патриархальным семьям, и в дальнейшем к современным семьям.       

 Возникновение  семейной общины связано с развитием общественных отношений и орудий труда, усложнение технологий хозяйствования (переход к плужному земледелию, скотоводству и т.д.). Семейная община обычно включает в свой состав несколько поколений ближайших родственников – потомков одного отца с их женами и детьми, иногда с зятьями и прочими родными. Численность семейной общины могла достигать 100 и более человек.       

 В  основе семейной общины лежит коллективная собственность на землю и орудия труда общего пользования, коллективный характер труда и практически уравнительное потребление продуктов.      

 На  первых этапах развития семейной  общины управление носило демократический  характер, где главой семьи считался  «старший» мужчина (не обязательно  самый старый), нередко выборный (тот, кто больше других знал, умел, мог организовать других…). Власть «старшего» ограничивалась  советом взрослых мужчин всей  семейной общины.     

 Наряду  с мужчиной, хозяйство возглавляла  и «старшая» женщина, как правило,  жена «старшего» мужчины      

 С  развитием патриархальной семьи,  глава семьи становился все  более могущественным, выборность  «старшего» исчезает, на смену  ей приходит право наследования  должности «старший». Общая собственность  на землю и орудия труда  семьи постепенно становится  единой собственностью старшего, превращаясь в частную собственность.  «Старший» приобретает полную  власть над другими членами  семьи. Впоследствии и имущество  и появившиеся деньги, также становятся  собственностью главы семейной  общины. В недрах семьи появляется  имущественное и правовое различие. Более близкие члены семьи  главе общины (сыновья и дочери) становятся наследниками всего  или части общей собственности.  Начинается распад крупных общинных  семей на все более мелкие  со своей частью собственности.  Это в конце концов приводит  к распаду патриархальных семей.       

 В  период патриархата семейная община входит в состав патриархального рода. Далее семейная община перерастает в общину соседскую.    

 3. Соседская (сельская, земельная) община – представляет собой историческую форму общественных отношений, возникшую в период распада родовых отношений. В основе соседской общины лежит семейная собственность на часть основных средств производства и семейный характер труда. Соседская община состоит из множества малых почти независимых семей современного типа (дуализм). В период существования соседской общины человечество стало имущественно разделяться в силу различия способностей, умений, предприимчивости, трудолюбия.      

 В  тоже время уровень развития  требовал еще необходимость поддержания  единства соседской общины. На первом этапе соседской общины сохраняется единая собственность на пахотные земли, леса, пастбища и другие угодья. Но в частной собственности был уже дом, двор, скот и прочее. В дальнейшем в частную собственность перешли и пахотная земля и иные угодья.       

 При развитии соседской общины родственные связи теряют свое значение и силу, они сменяются соседскими и территориальными связями. Нарушается локализация родов и родственное единство поселений. Отдельные родовые группы и семьи отрываются от своего рода и переселяются на новые места или к другим родам. Возникает соседский тип поселений, который включает представителей различных родов. Первоначально соседские общины состояли из крупных семейных общин, но по мере своего развития становились все более мелкими, вплоть до современного вида.      

 В  соседских общинах еще сохранялись близкие родственные отношения, в результате чего, многие родственные семейные общины или малые семьи в поселении располагались рядом, создавая так называемые родовые кварталы, владели смежными землями. Но с дальнейшим развитием и это родство постепенно все более утрачивает свое значение.      

 Соседские  общины наиболее развиты были  на территориях Древнего Востока,  где просуществовали тысячелетия.        

Вопрос 5. Предпосылки разложения первобытного строя. Возникновение частной  собственности и  социального неравенства.

Важнейшей предпосылкой и условием разложения первобытнообщинного строя было появление регулярного прибавочного продукта. Регулярность получения прибавочного продукта, пусть даже самого минимального, создала реальные возможности для общественного разделения труда, эксплуатации человека человеком, словом, для тех явлений, которые в конечном счете привели к возникновению классового общества.

     Появление регулярного прибавочного продукта обычно связывается с кардинальными  сдвигами в экономике первобытных  производственных коллективов. Важнейшим  из них была, безусловно, неолитическая  революция, то есть переход к земледелию и скотоводству, завершившийся в  наиболее передовых областях ойкумены в неолите. О количестве центров, в которых происходило становление  производящего хозяйства, в настоящее  время ведется дискуссия, однако при всех обстоятельствах наиболее важным и древним из них был переднеазиатский. Совершившийся там в 7-5 тысячелетиях до нашей эры переход к земледелию и скотоводству впервые открыл перед человечеством дорогу, приведшую к гибели первобытнообщинного строя.

  Вопрос о рубеже, отделяющем естественное разделение труда от общественного, и об этапах развития последнего является дискуссионным. Отдельные исследователи усматривают общественное разделение труда лишь у полинезийцев, то есть на заключительном этапе первобытнообщинного строя, другие считают, что оно отсутствовало только в нижнем палеолите, третьи ученые полагают, что оно возникает с установлением регулярного обмена на основе межобщинной специализации.

Одним из источников частного присвоения стал индивидуальный труд. За вычетом доли, идущей на общественные нужды, прибавочный  продукт в виде излишков пищи, сырья, предметов ремесла отчуждался в  пользу его производителей, становился источником индивидуального обмена, в дальнейшем аккумулировался в  виде общепринятых эквивалентов или  в превращенной форме сокровищ, составлял  основу частных богатств. Собственниками этих богатств становились отдельные  семьи, чьим трудом они были произведены.

  Другим источником возникновения частной собственности отдельных семей становились созданные их трудом движимое имущество и орудия производства. В родовой общине с ее коллективным производством орудия труда были в личной собственности, с индивидуализацией же производственного процесса они стали частной собственностью.

Данные  археологии красноречиво свидетельствуют  о появлении частных богатств в Азии и Европе в конце неолита, энеолита и в бронзовом веке. Отражением этого процесса были и общий рост богатств, помещенных в погребения, и (особенно) их неравномерное распределение, и создание кладов оружия, орудий и  украшений, находки которых столь  часты в Центральной и Восточной  Европе, и появление знаков собственности, будь то в виде значков на сосудах  из погребений амудийской культуры Египта или пуговицевидных печатей в  энеолите Переднего Востока и  Греции.

     Однако  индивидуальная (семейная) трудовая деятельность не была главным источником накопления частных богатств. Этнографические  факты показывают, что особенно быстрыми темпами богатства росли у  семей и отдельных лиц, которые  имели возможность сосредоточивать  у себя отчужденный или перераспределенный прибавочный продукт, созданный  чужим трудом, то есть у общинной и родовой верхушки. Зарождение частной собственности происходило в обстановке острой борьбы с традициями коллективной собственности и уравнительного распределения произведенного продукта. Сохранение последних обусловливалось тем, что уровень развития производительных сил ставил определенный предел хозяйственному обособлению отдельных семей и возможностям индивидуального труда, сохраняя потребность в определенных формах кооперации и взаимопомощи.

     В результате возникал имевший универсальный  характер конфликт между отдельными семьями, стремившимися к бесконтрольному  распоряжению накопленной или приобретенной  собственностью, и общиной в целом, настаивавшей на ее уравнительном перераспределении. Конфликт принимал многообразные формы и разрешался различными способами. К его отдельным проявлениям следует относить помощь сородичам, нередко носившую принудительный и обязательный характер, уничтожение и раздачу имущества на похоронах, пиры. У народов Северной Сибири, например, в 17-18 веках отдельные семьи не имели табунов оленей, превышавших 100 голов, так как излишки экспроприировались сородичами или отнимались соседями. Дело даже могло доходить до убийства лиц, отказывающихся делиться своими богатствами.

     Эти обычаи, однако, не только не могли надолго  задержать зарождение частной собственности, но зачастую даже стимулировали ее развитие. Распределение имущества  способствовало занятию общественных должностей, которые, в свою очередь, обеспечивали его накопление. Богатства, розданные на потлачах, возвращались с процентами на ответных. (Один из ученых верно подметил эту сторону потлачей у квакиютлей, когда характеризовал их как институт процентного вложения богатств в рост и страхования  благополучия детей).

     С ростом производительных сил и индивидуализацией  производства основы коллективизма  все больше разрушались, а частная  собственность расширяла свою сферу. Однако до тех пор, пока главное условие и основное средство труда - земля - находилась в коллективной собственности общины, развитие частной собственности имело определенный предел. Частная собственность, будучи противоположностью коллективной общественной собственности, имеет место только там, где частным лицам принадлежат внешние условия труда. Это объясняется тем, что само существование общины, вызывавшееся объективными условиями, которые, как правило, действовали на протяжении всей эпохи разложения первобытного общества, в значительной мере обусловливалось сохранением коллективной собственности на землю в качестве связующего начала.

     Поэтому первоначально развивающаяся частная  собственность на землю принимала  непрямые и прикрытые формы: право  первопоселения, право первой заимки, индивидуального и наследственного  пользования.

     В зависимости от уровня развития производительных сил и форм хозяйства, наличия  свободных ресурсов, степени разложения первобытнообщинных институтов основные средства производства становятся частной  собственностью раньше или позже, но пахотные земли обычно раньше, чем  луга, выгоны, лес. В окончательном  виде становление частной собственности  на землю происходит обычно уже в  классовых обществах. Следует, однако, помнить, что во всех докапиталистических  обществах частная собственность по сравнению с капиталистической носит ограниченный и до известной степени условный характер.

     Становление частной собственности происходило  не только в борьбе между общиной  в целом и отдельными семьями, но и в борьбе внутри самих семей. Итогом этой борьбы нередко было возникновение обособленной или отдельной собственности глав больших семей, противостоящих всему семейному коллективу. Вопрос о том, имело ли это явление универсальный характер в процессе развития большой семьи, нуждается в дополнительных исследованиях. Сами большие семьи рано или поздно распадаются, и носителями частнособственнического начала становятся выделившиеся из них малые семьи. По общему правилу это происходит уже в классовом обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие экономики в первобытном обществе