Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:02, контрольная работа
Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23-5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300-30 тыс. лет назад).
Вопрос 1. Периодизация первобытной экономики 3
Вопрос 2 . Развитие производительных сил первобытного общества 7
Вопрос 3. Переход от присваивающего типа хозяйства к производящему типу. Появление прибавочного продукта. 8
Вопрос 4. Общественное разделение труда и развитие отношений обмена. Историческая эволюция общины. 12
Вопрос 5. Предпосылки разложения первобытного строя. Возникновение частной собственности и социального неравенства. 15
Список литературы: 19
1. Родовая община сменяет первобытное стадо, и представляет собой хозяйственное и общественное объединение кровных родственников на ранней стадии первобытно-общинного периода – матриархата.
Совместная
трудовая деятельность, общее жилище,
общий огонь – все это
Шло
укрепление социальных связей, вызванных
необходимостью совместной
Благодаря
охоте и относительной
Так
возникли первые древнейшие
Вследствие
существующих в то время форм
брачных отношений хорошо
Дальнейшее
развитие семьи пошло по линии
сужения круга лиц,
2. Семейная община (домовая, патриархальная семья) – следующая после родовой стадия общины, возникшая из родовой общины в период перерастания матриархата в патриархат. Это был переход от группового брака, основанного на материнском праве, сначала к большим патриархальным семьям, и в дальнейшем к современным семьям.
Возникновение семейной общины связано с развитием общественных отношений и орудий труда, усложнение технологий хозяйствования (переход к плужному земледелию, скотоводству и т.д.). Семейная община обычно включает в свой состав несколько поколений ближайших родственников – потомков одного отца с их женами и детьми, иногда с зятьями и прочими родными. Численность семейной общины могла достигать 100 и более человек.
В основе семейной общины лежит коллективная собственность на землю и орудия труда общего пользования, коллективный характер труда и практически уравнительное потребление продуктов.
На
первых этапах развития
Наряду
с мужчиной, хозяйство возглавляла
и «старшая» женщина, как
С
развитием патриархальной
В период патриархата семейная община входит в состав патриархального рода. Далее семейная община перерастает в общину соседскую.
3. Соседская (сельская, земельная) община – представляет собой историческую форму общественных отношений, возникшую в период распада родовых отношений. В основе соседской общины лежит семейная собственность на часть основных средств производства и семейный характер труда. Соседская община состоит из множества малых почти независимых семей современного типа (дуализм). В период существования соседской общины человечество стало имущественно разделяться в силу различия способностей, умений, предприимчивости, трудолюбия.
В
тоже время уровень развития
требовал еще необходимость
При развитии соседской общины родственные связи теряют свое значение и силу, они сменяются соседскими и территориальными связями. Нарушается локализация родов и родственное единство поселений. Отдельные родовые группы и семьи отрываются от своего рода и переселяются на новые места или к другим родам. Возникает соседский тип поселений, который включает представителей различных родов. Первоначально соседские общины состояли из крупных семейных общин, но по мере своего развития становились все более мелкими, вплоть до современного вида.
В соседских общинах еще сохранялись близкие родственные отношения, в результате чего, многие родственные семейные общины или малые семьи в поселении располагались рядом, создавая так называемые родовые кварталы, владели смежными землями. Но с дальнейшим развитием и это родство постепенно все более утрачивает свое значение.
Соседские
общины наиболее развиты были
на территориях Древнего
Важнейшей предпосылкой и условием разложения первобытнообщинного строя было появление регулярного прибавочного продукта. Регулярность получения прибавочного продукта, пусть даже самого минимального, создала реальные возможности для общественного разделения труда, эксплуатации человека человеком, словом, для тех явлений, которые в конечном счете привели к возникновению классового общества.
Появление
регулярного прибавочного продукта
обычно связывается с кардинальными
сдвигами в экономике первобытных
производственных коллективов. Важнейшим
из них была, безусловно, неолитическая
революция, то есть переход к земледелию
и скотоводству, завершившийся в
наиболее передовых областях ойкумены
в неолите. О количестве центров,
в которых происходило
Вопрос о рубеже, отделяющем естественное разделение труда от общественного, и об этапах развития последнего является дискуссионным. Отдельные исследователи усматривают общественное разделение труда лишь у полинезийцев, то есть на заключительном этапе первобытнообщинного строя, другие считают, что оно отсутствовало только в нижнем палеолите, третьи ученые полагают, что оно возникает с установлением регулярного обмена на основе межобщинной специализации.
Одним из источников частного присвоения стал индивидуальный труд. За вычетом доли, идущей на общественные нужды, прибавочный продукт в виде излишков пищи, сырья, предметов ремесла отчуждался в пользу его производителей, становился источником индивидуального обмена, в дальнейшем аккумулировался в виде общепринятых эквивалентов или в превращенной форме сокровищ, составлял основу частных богатств. Собственниками этих богатств становились отдельные семьи, чьим трудом они были произведены.
Другим источником возникновения частной собственности отдельных семей становились созданные их трудом движимое имущество и орудия производства. В родовой общине с ее коллективным производством орудия труда были в личной собственности, с индивидуализацией же производственного процесса они стали частной собственностью.
Данные
археологии красноречиво свидетельствуют
о появлении частных богатств
в Азии и Европе в конце неолита,
энеолита и в бронзовом веке. Отражением
этого процесса были и общий рост
богатств, помещенных в погребения,
и (особенно) их неравномерное распределение,
и создание кладов оружия, орудий и
украшений, находки которых столь
часты в Центральной и
Однако
индивидуальная (семейная) трудовая деятельность
не была главным источником накопления
частных богатств. Этнографические
факты показывают, что особенно быстрыми
темпами богатства росли у
семей и отдельных лиц, которые
имели возможность
В
результате возникал имевший универсальный
характер конфликт между отдельными
семьями, стремившимися к
Эти обычаи, однако, не только не могли надолго задержать зарождение частной собственности, но зачастую даже стимулировали ее развитие. Распределение имущества способствовало занятию общественных должностей, которые, в свою очередь, обеспечивали его накопление. Богатства, розданные на потлачах, возвращались с процентами на ответных. (Один из ученых верно подметил эту сторону потлачей у квакиютлей, когда характеризовал их как институт процентного вложения богатств в рост и страхования благополучия детей).
С ростом производительных сил и индивидуализацией производства основы коллективизма все больше разрушались, а частная собственность расширяла свою сферу. Однако до тех пор, пока главное условие и основное средство труда - земля - находилась в коллективной собственности общины, развитие частной собственности имело определенный предел. Частная собственность, будучи противоположностью коллективной общественной собственности, имеет место только там, где частным лицам принадлежат внешние условия труда. Это объясняется тем, что само существование общины, вызывавшееся объективными условиями, которые, как правило, действовали на протяжении всей эпохи разложения первобытного общества, в значительной мере обусловливалось сохранением коллективной собственности на землю в качестве связующего начала.
Поэтому
первоначально развивающаяся
В
зависимости от уровня развития производительных
сил и форм хозяйства, наличия
свободных ресурсов, степени разложения
первобытнообщинных институтов основные
средства производства становятся частной
собственностью раньше или позже, но
пахотные земли обычно раньше, чем
луга, выгоны, лес. В окончательном
виде становление частной
Становление
частной собственности
Информация о работе Развитие экономики в первобытном обществе