ЧЕРКАСОВ Алексей
кандидат экономических
наук
РЕСПУБЛИКА
СИНГАПУР
это город-государство, расположенный
на острове в Юго-Восточной Азии,
отделенный от южной оконечности
Малайского полуострова узким Джохорским
проливом. Граничит с султанатом Джохор,
входящим в состав Малайзии и с островами
Риау в составе Индонезии.
Первые упоминания о Сингапуре имеются в китайских хрониках
III века. Остров был оплотом империи Шривиджая,
с центром на Суматре, и носил яванское имя Темасек.
Темасек в какое-то время был важным торговым
центром, но потом пришел в упадок. Осталось
очень мало свидетельств о городе Темасек,
кроме отдельных археологических находок.
В XV—XVI веках Сингапур входил в состав султаната
Джохор. Во время Малайско-Португальской
Войны 1617 года Сингапур атаковался португальскими
войсками.
В 1819 году сэр Раффлз, представитель Британской
Ост-Индской компании, заключил договор
с султаном Джохора об организации в Сингапуре торговой
зоны с разрешением иммиграции разных
этнических групп. В 1867 году Сингапур стал колонией Британской
Империи, англичане придавали Сингапуру
большое значение как важному опорному
пункту на пути в Китай.
Во время Второй Мировой Войны Япония
заняла Малайзию и выиграла битву за Сингапур,
которую неподготовленные англичане проиграли,
несмотря на значительное превосходство
в живой силе. 15 февраля 1942 года Сингапур
перешёл к Японии вплоть до поражения
Японии в сентябре 1945 года. С 1959 году Сингапур
стал самоуправляемой колонией, Ли Куан
Ю исполнял должность премьер-министра
после выборов. В 1963 году в результате
референдума Сингапур вошёл в Малайскую федерацию
вместе с государствами Малайя, Сабах
и Саравак. 7 августа 1965 года в результате
конфликта Сингапур был исключён из Малайской
федерации, и 9 августа 1965 года получил
официальную независимость.
С 1959 по 1990 годы, во время правления Ли
Куан Ю, Сингапур, лишенный ресурсов, смог
решить многие внутренние проблемы и совершил
скачок от страны третьего мира до высокоразвитой
страны с высоким уровнем жизни.
В момент обретения независимости Сингапур представлял собой маленькую
бедную страну, которой приходилось импортировать
даже пресную воду и строительный песок.
Соседние страны были настроены недружественно,
а треть населения сочувствовала коммунистам.
Себя и своих соратников Ли Куан Ю характеризовал
как «группу буржуазных, получивших английское
образование лидеров».
Стратегия экономического развития правительства
Ли Куан Ю строилась на превращении Сингапура
в финансовый и торговый центр Юго-Восточной
Азии, а также на привлечении иностранных
инвесторов.
И сегодня экономика Сингапура может похвастаться многим.
Сингапур – один из крупнейших мировых
портов. Сингапур – третий по величине (после
Хьюстона и Роттердама) мировой центр
по нефтепереработке и четвертый мировой
производитель полупроводников. ВВП Сингапура
на душу населения составляет более 26
тысяч долларов. В Азии по этому показателю
страна уступает лишь Японии, а в мире
занимает 16-е место, обогнав такие государства,
как Испания и Италия. А еще Сингапур –
крупнейший в Азии финансовый центр, по
многим параметрам не уступающий Гонконгу
и Токио.
Экономисты многих государств мира считают Сингапур идеальным
местом для ведения бизнеса. Эта страна
обладает превосходной финансовой инфраструктурой,
политической стабильностью и правовой
системой мирового уровня. Не случайно
здесь находятся отделения более 3,5 тысяч
ведущих компаний мира, а более 120 транснациональных
корпораций имеют здесь свои представительства.
В Сингапуре действует налоговый режим
с целой системой поощрений, направленный
на привлечение международных инвесторов:
беспошлинный перевод прибылей и репатриация
капиталов, гарантии капиталовложений,
освобождение от налога на процент по
банковским вкладам для иностранных подданных,
временно проживающих в стране, освобождение
от двойного налогообложения. В общем,
делается все для привлечения инвестиций
из-за рубежа.
Основой сингапурской экономики является
оказание разнообразных услуг (транспортных,
погрузо-разгрузочных, складских, коммуникационных,
торговых, услуг по переработке товаров
и их реэкспорту, финансовых, туристических,
рекреационных и др.). В сфере услуг занято
около 70% населения. Многие жители так
или иначе вовлечены в предпринимательскую
деятельность. Так, около 75% сингапурцев
владеют акциями различных предприятий.
Недавно медиаконгломерат CNN Time Warner Group
опубликовал результаты исследований,
по которым Сингапур занимает 5-е место в мире
(после Новой Зеландии, США, Канады и Австралии)
по дружественности к малому бизнесу.
Как правило, при проведении подобных
исследований учитываются такие факторы,
как время, необходимое на открытие бизнеса,
условия деятельности, законы, регулирующие
налоговую политику, и т.п.
Малые и средние предприятия объединены
в единую группу. Главным критерием для
них является число занятых. Оно не должно
превышать 200 человек. А вовлечены фирмы
и компании этой категории в самые разные
сферы деятельности. Хотя, конечно, с определенной
долей условности все малые и средние
предприятия можно разделить на два типа.
К первому относятся фирмы и компании,
занимающиеся различными видами сервиса.
Это – ресторанный, гостиничный, торговый
бизнес, бизнес, обеспечивающий грузоперевозки,
а также занимающийся строительством,
ремонтом, клинингом, парикмахерским делом,
торговлей и т.п. Кстати, Сингапур – одна из немногих стран
мира, где в сфере услуг определены конкретные
стандарты. Причем очень жесткие. Они касаются
абсолютно всего: стиля обслуживания,
инвентаря и инструментов, квалификации
персонала, обустройства помещений и т.п.
Во многом именно благодаря высочайшему
уровню сервиса Сингапур ежегодно посещает
6-8 миллионов туристов. Это очень высокий
показатель, ведь население страны не
превышает 4,5 миллиона человек.
Ко второму типу предприятий малого и
среднего бизнеса относятся фирмы и компании,
занимающиеся производством, в том числе
с применением современных технологий.
Большую позитивную роль в развитии этих
предприятий играет, в частности, проводимая
государством политика интеграции. Она
предполагает объединение таких предприятий
в группы и обеспечение их самыми современными
технологиями. Идея достаточно проста
и эффективна: одному малому или среднему
предприятию часто не под силу запустить
новое высокотехнологичное производство
на должном уровне. А вот группе таких
предприятий сделать это значительно
проще. Они делят между собой всю производственную
цепочку и добиваются в итоге очень хороших
результатов, в том числе в области генетики,
иммунологии, экологии, биотехнологии,
производства комплектующих для электронной
промышленности.
В Сингапуре насчитывается около 130 тысяч предприятий
малого и среднего бизнеса. Это – 92%
всех предприятий страны. На них приходится
около 35% добавленной стоимости выпускаемой
продукции и более 25% ВВП Сингапура. Кроме
того, 7% прироста занятости в год также
обеспечивает малый и средний бизнес.
Неудивительно, что государство всячески
поддерживает развитие этого сектора
экономики.
Правительство старается сделать свои
предприятия, относящиеся к категории
малых и средних, конкурентоспособными
на международном уровне, так как в этой
стране уверены: неконкурентоспособный
предприниматель делает неконкурентоспособным
все государство. Для поддержки малых
и средних предприятий в Сингапуре создано
единое на всю страну агентство Spring. Оно
осуществляет около 100 различных программ
помощи предпринимателям. Состоит агентство
Spring из пяти управлений. Первое занимается
развитием предпринимательского потенциала
компаний малого и среднего бизнеса, в
том числе брендингом и совершенствованием
управления. Второе – оказанием услуг,
необходимых предпринимателям для своей
деятельности. Сюда входят консалтинговые,
бухгалтерские, мониторинговые и тому
подобные услуги. Сотрудники третьего
управления помогают руководителям предприятий
с учетом их отраслевой специфики. Четвертое
управление агентства сконцентрировано
на проблемах качества и стандартизации.
Ну, а пятое – на вопросах корпоративного
развития, в том числе совершенствования
структуры предприятий и подготовки кадров.
Особые льготы предоставляются тем малым
и средним предприятиям, которые только
начинают свой бизнес.
В Сингапуре разработаны и внедрены в
жизнь десятки разнообразных программ
льготного кредитования предприятий малого
и среднего бизнеса. Это и выдача специальных
займов, и страхование кредитов, и распределение
субсидий. Специальное льготное кредитование
предусмотрено для микрофирм, численность
персонала которых не превышает 10 человек.
Кредитно-банковская система Сингапура, ведущую роль в которой
играет государство, объединяет около
700 различных по своему статусу и характеру
деятельности финансовых организаций,
в том числе 122 коммерческих банка (из них
116 – иностранных), 7 финансовых и 146 страховых
компаний. При этом Сингапур не имеет государственного
внешнего долга.
Государственные структуры Сингапура
существенно помогают своим малым и средним
предприятиям в обучении и подборе кадров.
Именно государство покрывает до 90% расходов
на обучение и переподготовку кадров,
работающих на малых и средних предприятиях.
В стране действуют для этого и государственные
учебные заведения, и частные. Более того,
предприятие может самостоятельно пригласить
к себе на фирму нужного для обучения персонала
специалиста (в том числе и из-за рубежа),
а потом предъявить счет на оплату его
услуг государству. Конечно, при этом выбор
такого педагога должен быть обоснованным.
В Сингапуре существует
и достаточно активно действует общественная
организация ASME (Association of Small & Medium Enterprises),
объединяющая, как видно из самого названия,
представителей малого и среднего бизнеса.
ASME ведет переговоры с правительственными
структурами, организует для предпринимателей
бизнес-клубы, встречи, тренинги.
Оказывая помощь предприятиям малого
и среднего бизнеса, государство не забывает
и об их контроле. Осуществляется он по
двум направлениям. Во-первых, правительственные
структуры ежегодно проводят мониторинг
этого сектора экономики с тем, чтобы выявить,
каким предприятиям необходима модернизация
оборудования, каким – обновление компьютерного
обеспечения, каким – переподготовка
персонала и т.д. Другими словами, специальные
комиссии выявляют нужды предпринимателей
с целью предоставления в дальнейшем своей
помощи. Во-вторых, представители различных
контролирующих органов, конечно же, постоянно
следят за соблюдением на предприятиях
малого и среднего бизнеса всех необходимых
для конкретной отрасли норм и правил.
Вообще чиновники Сингапура – это отдельная тема для
разговора. Коротко можно лишь констатировать,
что подкуп должностного лица любого ранга
(в том числе и ведущего контроль за предпринимательской
деятельностью) исключен в этой стране
практически на 100%. Сингапурским чиновникам
категорически запрещено даже посещать
рестораны вместе с предпринимателями,
а также принимать от них какие-либо подарки.
Сингапур является
примером успешного развития так называемых
свободных экономических зон, ориентированных
на экспорт товаров. Либеральный экспортно-импортный
режим Сингапура позволяет рассматривать
этот город-государство фактически как
единую экспортно-производственную зону.
Для организации экспортного производства
правительство объявило ряд районов промышленными
зонами, то есть территориями, полностью
оборудованными для создания промышленных
предприятий. Государство финансировало
создание системы коммуникаций, электроснабжения,
связи и других индустриальных систем.
Сейчас в Сингапуре организовано более 25 промышленных
районов (в том числе в Джуронге, Кранджя,
Сунгев Кадуте, Юти Лоян Геи др.), где создано
около 3,5 тыс. предприятий с общим числом
занятых более 200 тыс. человек, что составляет
70% от общего числа работающих в обрабатывающей
промышленности страны.
Наиболее крупной промышленной зоной
Сингапура является Джуронг, где на территории
в 6500 га расположено 1834 предприятия с числом
занятых 100 тыс. человек. Преобладающее
число предприятий принадлежит иностранным
инвесторам, остальные организованы в
форме совместных предприятий. Одним из
важных преимуществ Джуронга является
близость морского промышленного порта,
военно-морской базы и хорошо развитые
инфраструктурные системы.
На промышленные зоны Сингапура приходится около 80% всего
экспорта продукции обрабатывающей промышленности
страны.
Сингапурский морской порт не имеет себе
равных не только в странах Юго-Восточной Азии: по размерам судо-
и грузооборота он уступает только двум
крупнейшим мировым портам: Нью-Йорку
и Роттердаму. Порт располагает шестью
зонами свободной торговли для экспортно-импортных
грузов.
Наконец, можно выделить еще одну
разновидность свободных зон, которая
распространена в мире и присутствует
в Сингапуре,
- оффшорные зоны, которые служат своего
рода «налоговыми оазисами», обслуживающими
международные финансовые операции. Оффшорные
банки Сингапура дают использующим их
хозяйственным агентам следующие преимущества:
налоговые льготы, значительную свободу,
практическое отсутствие валютного контроля,
возможность проведения операций с резидентами
в любой иностранной валюте, списание
затрат на месте, анонимность, секретность
финансовых операций (главным образом
действует лишь требование информировать
власти о сомнительных операциях, связанных
с наркобизнесом).
В очередном рейтинге экономической свободы
123 стран мира, опубликованном институтом
САТО (США), Сингапур разделил второе место
с США.
САТО оценивал уровень свободы экономики
по 26 показателям, включая количество
и уровень налогов, влияние правительства
на экономику, независимость судов, уровень
защиты интеллектуальной собственности,
наличие или отсутствие скрытых таможенных
барьеров. Все кинотеатры Липецка с подробным и постоянно обновляющимся
расписанием у нас на сайте Афиша Липецк.
Грамотная политика руководства Сингапура
за три десятилетия вывела государство
из категории стран третьего мира в лидеры
региона. Остров превратился в настоящую
«жемчужину» Юго-Восточной Азии, став настоящим
«раем» для обычного и инновационного
бизнеса.
Так что у Сингапура можно учиться многому:
как привлекать капитал, опыт, оборудование,
технологии, учиться и продвигаться вперед. |