Развитие и поддержка малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 06:06, курсовая работа

Описание работы

Реформирование российского общества, построение основ социально ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение законов стали повседневным явлением в обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть-предприниматели-общество.
В последнее время власть пытается решить эту проблему, но попытки эти крайне осторожны и во многих случаях непрофессиональные. Беда государственного воздействия (федерального, регионального и местного) на предпринимательство состоит в отсутствии долгосрочных и устойчивых программ, что не позволяет устанавливать понятные всем правила (нормативно-правовые, налоговые, ценностные).

Содержание

Введение 4
1 Малое предпринимательство- сущность и содержание 6
1.1 Сущность малого предпринимательства 6
1.2 Этапы становления малого предпринимательства в России 10
1.3 Современное состояние малого предпринимательства в России 14
1.3.1 Состояние малых предприятий в I квартале 2009 года 15
2 Эффективность управления в сфере малого предпринимательства 18
2.1 Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства 18
2.2 Проблемы управления в сфере малого предпринимательства 21
2.3 Основные факторы, повышающие эффективность управления малым
предпринимательством 23
2.4 Государственная поддержка малого предпринимательства 25
Заключение 28
Библиографический список 29

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Проблем малого предпринимательства (порядок значимости, основные проблемы по мере упоминания): налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом ;поставки, дефицит ;трудности получения и высокая ставка за кредит ;неплатежеспособность партнеров, клиентов ;несовершенство банковской системы ;политическая ситуация ;бюрократия ;недостаток производственных площадей, офисов ;действия правительства, властей ;коррупция, взятки ;недостаток материальной базы ;финансовая политика государства, действия ЦБ ;сбыт, поиск клиентов, потребителей ;высокие цены на сырье и материалы ;монополия государства, госпредприятий ;трудности с арендой ;разрыв экономических связей ;недостаток информации ;недостаток культуры, опыта ;необязательность партнеров ;проблемы собственности ;кадровые проблемы ;недостаток собственных средств ;невыгодность производства ;большая, громоздкая отчетность ;нет льгот ;рэкет ;невыгодность инвестиций ;конкуренция ;несовершенство рынка ;недоверие западных партнеров ;отрицательное отношение к предпринимателям.

      2.3 Основные факторы, повышающие эффективность управления малым предпринимательством

      Регулирование предпринимательской деятельности должно быть основано на четком выделении субъекта предпринимательства. Предпринимательство - это понятие не только экономическое, но и социальное. Предприниматель создает и использует новые социально-хозяйственные связи в своих утилитарных целях. При этом социально-экономические коммуникации могут быть основаны на использовании других людей, манипулировании людьми как средством для достижения утилитарной цели, либо - на вовлечении других в свой модус утилитарности, создании отношений "полезных" не только для предпринимателя, но и для социума. Мифологическое мышление абсолютизирует крайние точки данных социальных ролей. Это приводит к появлению двух основных мифов: мифа о "ненастоящем" или "плохом" предпринимателе, который нарушает законы, не платит налоги и социально вреден, и миф о "настоящем" предпринимателе, который создает рабочие места и эффективные модели управления. Однако именно общество поддерживает доминирующие модели социально-экономических коммуникаций. Общество с развитыми гражданскими институтами, имеющее надежные преграды вовлечению в бизнес политических (силовых) ресурсов, не допустит функционирования экономических структур, если они социально неэффективны.

      Для того чтобы не допустить развитие и закрепление дисфункциональных  моделей предпринимательства, необходимо создать, в первую очередь, условия  для: морально-нравственной легитимации предпринимательства и частной собственности; согласования формальных и неформальных экономических институтов и механизмов; легитимации частной собственности и отделения собственности от власти; создания механизмов институционализации и эффективного функционирования сложноструктурных форм частной собственности (таких, как акционерные общества); создания институтов корпоративного управления; создания эффективного института банкротства.Именно создание институтов, препятствующих коррупции, обеспечивающих надежное и доступное гражданское и арбитражное судопроизводство, разделяющих собственность и власть, политическую и экономическую сферы, обеспечит социально-эффективное предпринимательство, ведущее к появлению новых управленческих механизмов, росту производительности труда, созданию рабочих мест, макроэкономическому росту.

 

       2.4 Государственная поддержка малого предпринимательства

      Практика  государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран  показывает, что правительственный  выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем.

      Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого предпринимательства. В России к таким направлениям отнесены: Производство и переработка сельскохозяйственной продукции; Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления; Лекарственных препаратов и медицинской техники; Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

      Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого предпринимательства является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

      Важным  инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому предпринимателю гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

      Достаточно  широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

      Особая  система государственной поддержки  существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

      Сейчас, при корректировании многими  политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому предпринимательству. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

      Приоритетное  развитие малого предпринимательства  – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.

      Массовое  широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. чел.

      Реализация  мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.

      Малое предприятие, играющее все большую  роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

      Если  не вдаваться в подробности, то сегодня  выделяют четыре основных направления  для решения проблем малого предпринимательства. Первое – поменять психологию власти к малому предпринимательству. Отойти от мнения, что малый предприниматель не платит налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов.

      В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малое предпринимательство. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

      Россия  должна жить по принципу, что государство  обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

      Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

      Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в России стоит множество преград как экономического, так и социально-психологического характера.

      Не  сформулированы ясные социально-экономические  цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки малого предпринимательства не подкреплены и достаточными ресурсами. Развитие малого предпринимательства в 2005-2006 гг. в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства.

      Совершенно  очевидно, что в современных условиях в России необходима стройная система мер государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
 
      
  1. Федеральный закон от 12 мая 1995 г №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Собр. законодательства Российской Федерации.
  2. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2006-2007 годы. Москва 2002 г.
  3. Анимица Е.Г. Малый бизнес в России: учеб. / Е.Г. Анимица. - М.:ИНФРА-М, 1998. – 208 с.
  4. Блинов А.О. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности: учеб. пособие / А.О. Блинов. - М.: Дашков и Ко, 1998. - 310 с.
  5. Блинов А.О. Шапкин Малое предпринимательство: теория и практика: учеб. для вузов / А.О. Блинов. - М: Дашков и Ко, 2003. – 356 с.
  6. Бублик В. Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала / В. Бублик.// Хозяйство и право. - №9. – 2000. – С.12-22.
  7. Буянкина А.Н. Малый бизнес: муниципальное регулирование: учеб. / А.Н. Буянкина. - М.:ИНФРА-М, 1998. - 136 с.
  8. Дадашев А. Эффективность поддержки малого предпринимательства: вопросы экономики / А. Дадашев. – М.: Зерцало, 2002 – С. 127-139.
  9. Духон А. О развитии малого предпринимательства в России: региональный разрез / А.О. Духон. - М.: Московский Государственный Статистический Университет, 2009 – 7 с.
  10. Коршунов Н.М. Предпринимательское право: учеб. для вузов / Н.М. Коршунов. – М.: ЮНИТИ ,2000. - 463 с.
  11. Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А.И. Муравьев. - СП б.: Бизнес-Пресса, 1999. – 608 с.
  12. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России: вопросы экономики / А. Орлов. – 2008. С.119-125.
  13. Орлова Е. Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность: учеб. / Е. Орлова. - Власть, 2003. - С.20-25.
  14. Шамхалов Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России: учеб. пособие. / Ф.О. Шамхалов. – М.: Зерцало, 1998. - С. 94-99.
  15. Ульянова Е.В. Ученые записки: научно-теоретический / Е.В. Ульянова // журнал МГСУ, № 2(18), 2000. - С.56-68.
  16. Филиппов Ю.В.Основы развития местного хозяйства: учеб. пособие / Ю.В. Филиппов. - М.: Дело, 2000. - 264 с.

Информация о работе Развитие и поддержка малого предпринимательства в России