Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение географии газовой промышленности Российской Федерации, характеристика современного состояния газовой отрасли и выявление путей решения существующих проблем. Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
рассмотреть место и роль газовой промышленности в топливно-энергетическом комплексе России;
изучить особенности размещения газовой промышленности России;
проанализировать характеристики современного состояния газовой отрасли;
Введение
1. Роль газовой промышленности в топливно-энергетическом комплексе и экономике России, место РФ среди стран мира по запасам и добыче природного газа.
2. Современное состояние развития и размещения газовой промышленности РФ. Основные газодобывающие регионы и центры по переработке газа.
3. Проблемы и основные направления развития газовой промышленности России.
Заключение
Список литературы
хранение резервов газа на случай аномально холодных зим;
регулирование неравномерности экспортных поставок газа;
обеспечение подачи газа в случае нештатных ситуаций на ЕСГ;
хранение долгосрочных резервов газа на случай форс-мажорных обстоятельств в добыче или импорте газа.
На территории РФ в эксплуатации находится 25 объектов подземного хранения газа (ПХГ) с объемом товарного газа 63 млрд. куб. м и потенциальной суточной производительностью на начало сезона отбора до 600 млн. куб. м.
2. Современное состояние развития и размещения газовой промышленности РФ.
ОАО «Газпром» является основным ядром газовой промышленности России. Разведанные запасы газа в основном сосредоточены в Западной Сибири (77,4%). Основные прогнозные ресурсы приходятся на Западную и Восточную Сибирь, Дальний Восток, шельф Карского, Баренцева и Охотского морей.
Ресурсная база – основа долгосрочного развития Газпрома. Сегодня это более 29 трлн. куб. м разведанных запасов природного газа и более 1,2 млрд. тонн газового конденсата.
С целью восполнения и наращивания минерально-сырьевой базы и повышения ее качества в Газпроме разработана и с 2002 г. реализуется «Программа развития минерально-сырьевой базы на период до 2030 года».
Газпром проводит геологоразведочные работы как в регионах с развитой инфраструктурой, с целью поддержания уровней добычи в уже действующих газодобывающих районах, так и в новых районах для создания новых центров газодобычи.
Эта программа предусматривает решение следующих задач:
Обеспечение разведанными запасами газа, гарантирующими поддержание годового уровня добычи в объеме 630 млрд. куб. м в ареале действия ЕСГ к 2030 году и создающими задел для продолжения газодобычи за пределами 2030 г.;
Подготовка запасов газа на Востоке России для газоснабжения восточносибирских и дальневосточных районов страны и организации «восточного потока» газа на экспорт в страны АТР;
Подготовка запасов жидких углеводородов в Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, Западной Сибири, Прикаспии, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
В соответствии с развитием и размещением ресурсной базы, перспективы развития не только Газпрома, но и всей российской газовой промышленности в первой половине XXI века будут связаны с формированием трёх новых газодобывающих регионов – на полуострове Ямал с прилегающими акваториями, на шельфе Баренцева, Карского и Печорского морей и на Востоке России. Именно они – новые газодобывающие регионы – будут определять дальнейшее энергетическое могущество нашей страны.
С этими регионами связаны крупнейшие стратегические проекты Газпрома как в области добычи природного газа, так и в области его транспортировки на основные внутренние и зарубежные рынки.
Газпром разработал Генеральную схему развития газовой промышленности на период до 2030 года. Эта Генеральная схема даст возможность оптимизировать развитие не только самой газовой отрасли, но и всего топливно-энергетического комплекса страны, станет эффективным инструментом реализации Энергетической стратегии России в газовой отрасли.
Главной ресурсной базой и основным центром добычи газа на обозримую перспективу и для Газпрома, и для России в целом, остается Западная Сибирь, а именно – Надым-Пур-Тазовский регион и, в перспективе, – полуостров Ямал.
Именно месторождения полуострова Ямал являются стратегической сырьевой базой для обеспечения перспективных потребностей страны в газе. Без их освоения за пределами 2010 года перспектив увеличения добычи газа в России нет. Разведанные запасы газа здесь – около 11 трлн. куб. м, возможный годовой объём добычи – 250 млрд. куб. м (только суша).
Первоочередным объектом освоения на Ямале является Бованенковское месторождение. Проектный объем добычи газа определен в 115 млрд. куб. м в год. В долгосрочной перспективе проектный объем добычи газа должен увеличиться до 140 млрд. куб. м в год.
Освоение ямальских ресурсов газа потребует сооружение к 2030 году мощной газотранспортной системы с полуострова производительностью более 300 млрд. куб. м в год. Новая система газопроводов, при строительстве которой будут применяться передовые технические и технологические решения, должна стать ключевым звеном Единой системы газоснабжения России.
В частности, развитие газотранспортной системы России потребует уже в период до 2020 года строительства около 28 тыс. км новых магистральных газопроводов, включая подводящие газопроводы и межсистемные перемычки газовых и газоконденсатных месторождений и 144 компрессорных станций суммарной мощностью более 10 млн. кВт.
«Газпром» одобрило четвертую «Комплексную программу реконструкции и технического, перевооружения объектов транспорта газа и компрессорных станций подземных хранилищ газа на 2007-2010 годы». Крупнейшим газотранспортным проектом ближайших лет является проект «Nord Stream» – строительство уникального трансбалтийского газопровода. Этот проект позволяет решить сразу три главные задачи:
выход на новые рынки сбыта (Великобритания, Швеция);
вывод газа на рынок из шельфовой зоны Северо-Запада России;
диверсификацию газотранспортных маршрутов.
На Востоке России, исходя из существующей ресурсной базы и благоприятных геологических предпосылок открытия новых крупных залежей, можно говорить о хороших перспективах развития газодобычи. При соответствующих экономических условиях в долгосрочной перспективе здесь возможно и целесообразно формирование 4-х основных газодобывающих центров – Иркутского, Красноярского, Сахалинского и Якутского. Все эти центры добычи газа в перспективе могут быть связаны единой газотранспортной системой, которая, в свою очередь, станет составной частью Единой системы газоснабжения России.
Однако газовые ресурсы Востока России имеют сложный компонентный состав, высокое содержание гелия, наличие нефтяных оторочек и большого конденсатного фактора. Естественно, что российское государство, как собственник недр, заинтересовано в полном извлечении всех этих ценных компонентов, в их переработке в продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Эта особенность восточных месторождений, которая объективно сдерживает начало крупномасштабной добычи природного газа Иркутского, Красноярского и Якутского центров, потребовала разработки специальной государственной «Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки стран АТР». В настоящее время она подготовлена для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации.
Эта Программа – базовый документ, который призван определить стратегию развития газовой отрасли на востоке страны. Её основное отличие от соответствующих программ, разработанных в своё время для Западной Сибири – нацеленность на комплексное использование всех содержащихся в добываемом газе компонентов: этана, пропана, бутана, других углеводородов и гелия. В конечном итоге, речь здесь должна идти о том, чтобы не просто добыть газ и продать его на экспорт, а организовать на Востоке России комплекс газо-химических предприятий и экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Для реализации Программы потребуются не только усилия бизнеса, но и меры государственной поддержки, особенно в части недропользования, налогообложения, ценообразования и привлечения инвестиций. В частности, необходимы меры по соблюдению рационального недропользования, направленные на комплексное извлечение и утилизацию всех полезных углеводородных и неуглеводородных компонентов природного газа на Востоке России, меры по поддержке инвестиций в развитие газоперерабатывающих, в том числе газо-химических, производств.
В России сосредоточено около 30% доказанных и свыше 40% прогнозных мировых запасов газа. Несмотря на такие запасы, Россия все больше отстает от западных стран по уровню газификации. Хотя из мирового опыта известно, что газификация обеспечивает значительное повышение эффективности экономики и позволяет успешно решать социальные проблемы.
В мире постоянно возрастает потребление газа. На обозримую перспективу прогнозируется существенное повышение спроса на газ в Европе и Азии. Учитывая все эти факторы, специалисты считают необходимым ставить задачу доведения добычи газа в стране к 2020 г. как минимум до 900 млрд. куб.м в год. Только при таких объемах добычи можно будет повысить уровень газификации в стране, увеличить продажу газа за рубеж и использовать получаемые средства не только на развитие газовой промышленности, но и на модернизацию других отраслей экономики.
Реальность масштабных задач по добыче и транспортировке газа подтверждается приобретенным ранее опытом интенсивного развития газовой промышленности и создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.
В Западной Сибири, в совершенно неосвоенном регионе со сложными природно-климатическими условиями, на заболоченных и обводненных территориях и на вечно мерзлых грунтах были созданы мощности по добыче и транспортировке более 400 млн. т нефти и более 500 млрд. куб. м газа в год.
Такие результаты были достигнуты благодаря переходу на новые классы трубопроводов, комплектно-блочные технологии, организацию строительства, а также и другим организационным, техническим и технологическим решениям. Это позволило значительно снизить удельные капиталовложения в создание новых мощностей и обеспечить высокие темпы сооружения объектов.
В настоящее время в России есть все предпосылки для перехода на строительство газопроводов из труб повышенной прочности, рассчитанных на давление 120 атмосфер для наземных трубопроводов и 150-200 атмосфер – для морских. Новое поколение газопроводов позволит существенно уменьшить удельные капиталовложения и снизить стоимость транспортировки газа. Поэтому уже сегодня необходимо вводить развернутые программы создания нового поколения трубопроводов, решения многочисленных научно-технических проблем, определения схем инвестирования новых проектов. Безусловно, разрабатывать и реализовывать эти программы следует силами отечественных подрядчиков и поставщиков, а производство труб и оборудования нового поколения нужно организовывать на отечественных предприятиях.
Вовлечение в оборот ямальских месторождений газа, расположенных к европейским потребителям ближе других месторождений, использование для сооружения газовых объектов суперблоков массой 500 и более тонн на плавучих основаниях и других прогрессивных технологий, а также переход на газопроводы нового поколения позволят резко сократить удельные капиталовложения в создание мощностей по добыче и транспорту ямальского газа. Газопроводы нового поколения обеспечат значительное сокращение затрат на транспорт газа. Все это, в конечном счете, повысит конкурентоспособность российского газа (в сравнении с газом стран Персидского залива).
Большие запасы нефти и газа расположены в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Поскольку в газе месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока содержится большое количество важных химических элементов, то его следует использовать в качестве топлива только после переработки на газохимических производствах. Для этого необходимо создать мощные газохимические комплексы по производству современных продуктов и товаров, потребность в которых на мировом рынке постоянно возрастает. Именно такая стратегия развития создаст возможность значительного роста поставок газа и продуктов газохимии за рубеж, прежде всего в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и получения значительных доходов в бюджет государства на длительную перспективу.[5]
Безусловно, необходимо ставить задачу создания в стране мощностей по переработке нефти и газа, чтобы продавать за рубеж не чистую нефть и газ, а нефтехимические продукты, товары, изделия. Страны, производящие нефтехимические продукты высокой степени товарной готовности, получают доход в 10 раз больше, чем страны, продающие просто нефть.
Нельзя дальше мириться с тем, что Россия, обладающая огромными ресурсами нефти и газа, производит на душу населения химических продуктов меньше в сравнении с США в 19 раз, в 15-17 раз – с Японией, Германией, Италией, в 4,5 раза – с Китаем, в 3-7 раз – с Болгарией, Польшей, Румынией, Венгрией. Также меньше в сравнении с этими странами мы производим (на душу населения) синтетических смол и пластмасс. Нефть и газ у нас, а высокотехнологичная продукция – у них.
Несомненно, сейчас газовые программы должны стать приоритетными для государства. Подобная экономическая политика позволит, наконец, получать средства внутри страны для проведения структурной перестройки экономики, обеспечить развитие высокотехнологичных отраслей и снова занять достойное место среди технологически развитых стран мира.