Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 06:51, курсовая работа
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки образуют связь между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.
Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
Электронные деньги обычно определяются как денежная стоимость, хранящаяся с помощью технического устройства, которое может широко применяться для осуществления платежей в пользу не только эмитента, но и других контрагентов и не требует обязательного использования банковских счетов для проведения операций (трансакций), а действует как предоплаченный инструмент на предъявителя. Наиболее развернутое определение электронных денег принадлежит Европейскому центральному банку, который определяет электронные деньги как «денежную стоимость, представляют собой требование к эмитенту, которая:
* хранится на электронном устройстве;
* эмитируется после получения средств в размере не менее чем эмитируемая денежная стоимость;
* принимается в качестве средства платежа не только эмитентом, но и другими фирмами».
Эволюция денежных средств была обусловлена спецификой Интернет-торговли. Например, при осуществлении розничной торговли через Интернет (интернет-коммерция началась именно с розничной торговли) количество покупателей в целом не ограничено, их число непредсказуемо. Поэтому платежная система в Интернет должна быть способна обработать большое число трансакций, причем большая часть этих трансакций -- "микроплатежи" {в размере до 25 usd). Существующие на тот момент электронные платежные системы (с использованием пластиковых карт и банковских переводов) совершенно не годились для микро-платежей - сумма комиссии за трансакцию в них может превосходить размер платежа.
Все перечисленные выше факты позволяют утверждать, что канал дистрибуции банковских продуктов и услуг через Интернет является наиболее перспективным по сравнению с другими каналами дистрибуции, действующими в режиме on-line.
Что же касается перспективности использования в рамках ДБО сети Интернет в качестве on-line канала дистрибуции банковских продуктов и услуг в Российской Федерации, то большая территория, не полностью охваченная банковским сектором, и довольно высокий образовательный уровень населения открывают хорошие перспективы для развития данного направления. Хотя пользователи Интернет на территории РФ сейчас и не превышают 5% населения, их численность стремительно возрастает день ото дня.
Будущее Интернет-банкинга в России тесно связано с развитием розничного банковского обслуживания. Крупным клиентам важнее эксклюзивный, нестандартный сервис и персональное внимание. В отношении мелких и средних предприятий, предпринимателей и частных лиц обслуживание в системе Интернет-банк более продуктивно, поскольку позволяет предоставить массовый высококачественный и, что очень важно, недорогой сервис.
Перечень
доступных банковских услуг и продуктов,
предлагаемых в рамках ДБО в режиме on-line
через системы Интернет-банк и Клиент-банк,
довольно разнообразен. фактически во
всех банках клиенту предоставляется
возможность проверять состояние текущего
счета, осуществлять денежные переводы,
оплачивать электронные счета. Более сложные
системы позволяют клиентам составить
заявку на получение кредита (ссуды), загрузить
информацию по своим счетам на собственный
компьютер, инициировать выпуск дополнительной
банковской карты или открыть срочный
депозит.
3.2 Проблемные стороны дистанционного банка и Интернет-банкинга
В последнее время наблюдается отток клиентов из данных банков. Оказалось, что главное их преимущество - виртуальность - является одновременно и главным недостатком.
Основной
причиной, заставляющей их расставаться
с таким банком, клиенты называют невозможность
человеческого общения. По общему признанию
западных экспертов, "ахиллесовой пятой"
виртуальных банков является то, что они
в силу своей "виртуальности" не могут
полностью удовлетворить потребности
клиента в общении с банковскими работниками
и естественное "право" клиента на
индивидуальный подход. Как правило, автоматические
ответы виртуального банка на сообщения
по электронной почте мало кого устраивают,
а ответов от клиентской службы приходится
ждать довольно долго. То есть, несмотря
на те удобства, которые может предоставить
клиентам онлайн - банкинг, общество пока
не готово отказаться от живого общения
при решении своих финансовых вопросов.
Специалисты
считают, что виртуальные банки ни в коем
случае не заменят полностью традиционные
банковские филиалы в ближайшие десять
лет, хотя технический прогресс и заставит
предпринять определенные шаги по совершенствованию
системы филиалов... Палитра банковских
услуг состоит из стандартных продуктов,
а также решений, для пользования которыми
необходимы дополнительные разъяснения.
В таких случаях персональный компьютер
пока не рассматривается как средство
предложения услуг. Однако все может измениться,
когда компьютер начнут использовать
в сочетании с видео-телефоном, возможностью
классифицировать документ и идентифицировать
магнитную карточку.
В России
существуют серьёзные проблемы для
развития ДБО. Можно выделить две основные
причины, сдерживающие развитие и использование
электронных денег:
1) невысокая степень доверия к электронным деньгам со стороны потребителей и торговых предприятий;
2) несовершенство самих систем электронных денег.
Недоверие к электронным деньгам со стороны потребителей обуславливается действием следующих факторов:
Во-первых, в отличие от традиционных наличных электронные деньги не являются законным платежным средством. Отсутствие статуса законного платежного средства значительно сужает сферу применения электронных денег, их использование возможно, как правило, лишь в рамках некой локальной системы с ограниченным кругом финансовых институтов и торговых предприятий.
Во-вторых, отсутствие четко проработанного законодательства относительно выпуска, обращения и погашения электронных денег. Пока лишь Европарламент принял две директивы, призванные урегулировать основные вопросы в сфере функционирования электронных денег. Однако к настоящему времени большинство стран-членов ЕС так и не привели свое внутреннее законодательство в соответствие с принятыми директивами. Зачастую электронные деньги приравниваются к денежным суррогатам, эмиссия которых прямо запрещается законодательством большинства стран. Иными словами, очень высок законодательный риск использования электронных денег.
В-третьих, отсутствие гарантий погашения электронных денег. Хотя традиционные наличные давно потеряли прямую связь с драгоценными металлами (золотом и серебром), являясь по сути фидуциарными, тем не менее, они являются обязательствами государства, по которым отвечает, как правило, национальный центральный банк. Электронные деньги в настоящий момент являются обязательствами частных финансовых институтов, риск банкротства которых гораздо выше, чем государства. В качестве возможного способа решения данной проблемы можно привести пример с компанией E-Gold. В своей практической деятельности эта фирма руководствуется либеральной экономической доктриной, согласно которой валюта должна быть полностью обеспечена товарами в физической форме. Поэтому E-Gold создает некую разновидность золотого стандарта для Интернета. В рамках данного проекта потребители открывают свои онлайновые счета путем покупки золота или других драгоценных металлов по их рыночному курсу. Затем они могут переводить единицы таких металлов, измеренные в весе, на Web-сайт компании E-Gold путем ввода номера счета получателя и пароля. Существенным недостатком такой системы является высокий уровень рыночного риска, которому подвергается данная система. Курс покупки/продажи драгоценных металлов постоянно изменяется, что может привести к финансовым потерям пользователей системы.
В-четвертых, невысокий уровень культуры населения в работе с новейшими технологиями и техникой. Сегодня большая часть населения еще пока не готова воспринять электронные деньги как надежный и удобный платежный инструмент, а также признать необходимость использования электронных денег при осуществлении отдельных платежных операций.
В-пятых, высокий уровень конкуренции. В данном случае речь идет о товарно-родовой конкуренции (электронные деньги конкурируют, прежде всего, с традиционными наличными и пластиковыми картами, кроме того, в последнее время активно развиваются электронные квазиденьги1[11]) и о видовой конкуренции (в рамках одной национальной платежной системы могут функционировать сразу несколько локальных и международных систем электронных денег, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки). Наличие жесткой конкуренции повышает риск банкротства как отдельно взятой системы электронных денег, так и их совокупности (системный риск), что находит свое отражение в степени доверия потребителей к электронным деньгам.
В-шестых, низкая прозрачность деятельности эмитентов электронных денег. Информация о финансовом положении эмитента, объеме принятых им на себя обязательств, в том числе по выпущенным электронным деньгам, качестве менеджмента зачастую не доступна широкому кругу потребителей. Еще труднее получить информацию о конечных владельцах и бенефициарах эмиссионного института. Нередки случаи когда эмиссионный институт зарегистрирован в оффшорной зоне, как, например, у российской Интернет -системы сетевых денег WebMoney. Все это повышает уровень риска, в том числе кредитный, законодательный, мошенничества, и снижает доверие потребителей к различным системам электронных денег
Наряду с этим существуют недостатки в области безопасности транзакций, хотя Интернет более безопасен по сравнению с другими способами связи и транспорта информации. С точки зрения безопасности транзакций, во всех случаях могут использоваться одинаковые механизмы криптозащиты. Но ситуацию осложняет тот факт, что изначально Интернет не проектировался как защищенная сеть. Поэтому данные, передаваемые через интернет-банк, могут быть легко перехвачены с помощью достаточно быстрых и доступных средств. Кроме того, при проведении транзакций через Интернет возникает дополнительный операционный риск компании, предоставляющей клиенту доступ в Сеть (провайдера). Этот риск может проявиться, например, когда у провайдера отключат электроэнергию или возникнут неисправности с компьютерным оборудованием. Главным фактором риска остается безопасность сетевых операций с банковским счетом.
Для
обеспечения высокого уровня информационной
безопасности вычислительных систем специалисты
рекомендуют проводить следующие процедуры
при организации работы собственного
персонала:
1) фиксировать в трудовых и гражданско-правовых договорах обязанности персонала по соблюдению-конфиденциальности, в том числе лиц, работающих по совместительству;
2) распределять основные функции между сотрудниками так, чтобы ни одна операция не могла быть выполнена одним человеком от начала до конца;
3) обеспечивать строгий режим пропуска и порядка в служебных помещениях, устанавливать жесткий порядок пользования средствами связи и передачи информации;
4) регулярно проводить оценку всей имеющейся информации и выделять из нее конфиденциальную в целях ее защиты;
5) иметь нормативные правовые документы
по вопросам защиты информации;
6) постоянно
повышать квалификацию сотрудников, знакомить
их с новейшими методами обеспечения информационной
безопасности;
7) создать
базу данных для фиксирования попыток
несанкционированного доступа к конфиденциальной
информации;
8) проводить
служебные расследования в каждом случае
нарушения политики безопасности.
В этой связи перед интернет - банкингом стоит целый ряд проблем и задач, требующих решения:
1)
Сосредоточиться на нуждах потребителей.
Одно из главных преимуществ операций
в Интернете - возможность легко и быстро
собирать огромное количество информации
о клиентах. Однако для достижения настоящего
успеха в Интернете банкам необходимо
научиться обрабатывать эти данные, а
также быстро реагировать на результаты
исследований.
2) Использовать
преимущества традиционных видов деятельности.
Создание полностью автономной компании
в Интернете - зачастую самый простой,
но не лучший выход. Преимущества традиционных
видов деятельности, такие как узнаваемые
торговые марки, широкая клиентская база
и развитая филиальная сеть, могут значительно
облегчить задачу продвижения в Интернете.
В России рынок
банковских услуг для частных лиц пока
достаточно узок и рост его сдерживается
как высокой для массового потребителя
стоимостью компьютера, так и общим недовернем
к банковской системе. Чтобы завоевать
сейчас клиента электронных услуг, банку
требуется изобретательность.
Исследования,
базирующиеся на анализе более 30 российских
проектов, осуществленных в области электронных
технологий, показали, что затраты на приобретение
новых клиентов значительно превышают
выгоды от снижения себестоимости банковских
операций, то есть затраты на маркетинг
и приобретение нового клиента могут в
несколько раз превышать уровень доходов
от бизнеса, приносимого в банк этим клиентом.
Становится
очевидно, что частные клиенты банков,
на которых изначально был ориентирован
интернет-банкинг, еще не проявляют к этой
услуге интереса, ожидаемого финансовым
сообществом. Тем не менее online-банкинг
оказался весьма удобным коммуникационным
средством для такого сектора экономики,
как малый и средний бизнес.
Оценить развитие
Интернет-банкинга однозначно не представляется
возможным.. В любом случае, несмотря на
то, что Интернет-банкинг не оправдал те
надежды, которые на него были возложены
финансовыми кругами на заре Интернета,
подобный вид сервиса признан перспективным.
Дискуссии ведутся только о том, насколько
активно банкам надо развивать сервис
online-банкинга, но в необходимости его развития
сомнений нет.