Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:52, контрольная работа
Объект: федеральные и региональные целевые программы и их реализация в Новосибирской области
Цель данной работы: раскрыть сущность разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ.
Введение
1. Федеральные и региональные целевые программы.
1.1. Специфика федеральных и региональных программ
1.2 Методика разработки федеральных и региональных целевых программ
1.3 Механизм реализации целевых программ
1.4 Принципы разработки и реализации федеральных и региональных программ
2. Разработка целевых программ на региональном уровне (на примере Новосибирской области)
2.1. Областные целевые программы Новосибирской области
Заключение
Список литературы
Создание целевых оргструктур, подготовка кадров. Обычно создается целевая оргструктура для реализации программ. По каждой подпрограмме, а также по каждому проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор.
Контроль и приемка работ. Необходимо осуществлять внепрограммный контроль за ходом и результатом выполнения программы, с тем чтобы своевременно внести в нее коррективы, проводить приемку каждого законченного проекта, подсистемы, каждой очереди программы, сопоставляя полученные результаты с заданными целями и проектом [7, с. 178-180].
Разработка и реализация целевых программ осуществляется на основании «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 26.06.95 № 594.
Важное условие разработки целевых программ -правильное определение приоритетов для каждого периода времени и объектов управления разного уровня. На макроуровне важно определить главные социально-экономические задачи развития народного хозяйства. На уровне отраслей и регионов - приоритеты, обеспечивающие достижение основных задач государства (они должны быть основными и для этого уровня), и приоритеты, не связанные с ними.
Особо выделяются чрезвычайные программы, разрабатываемые для экстремальных ситуаций, например, для ликвидации последствий стихийных бедствий, смягчения надвигающегося социального взрыва, восстановления разрушенного войной хозяйства и др. Особенность таких программ -- высокая доля административных методов в механизме их реализации.
Государственный заказчик несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию целевой программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.
Заказчик целевой программы:
а) осуществляет отбор исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию, отбор осуществляется на конкурсной основе, с последующим заключением договора (контракта);
б) согласовывает с основными заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов Российской Федерации (в случае, если в целевую программу включены межрегиональные и региональные целевые программы), подписываются соглашения (договоры) о намерениях между заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) организует при необходимости проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы и по результатам экспертизы производит его доработку.
В целевой программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с планируемыми объемами финансовых ресурсов. А также список и согласованность между собой отраслевых и региональных задач, которые необходимо решить. На ближайшие один - два года должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование, бизнес - план с социально - экономическими и технико-экономическими обоснованиями.
Концепция решения программной проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого объемы ресурсов.
На федеральном уровне целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации, а на региональном - правительством республики либо администрацией области.
После утверждения целевой программы государственный заказчик на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование целевой программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Разработка комплексных целевых программ направлена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетание отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров при обеспечении развития территорий региона.
1.4 Принципы разработки и реализации региональных программ
Региональные программы должны разрабатываться не для всех, а только для ограниченного числа проблемных территорий. В отличие от большинства других средств федеральной региональной политики, они нацеливаются на решении не столько текущих (тактических), сколько стратегических задач регионального развития, имеющих общегосударственное значение. Для одних регионов это может быть реструктуризация экономики, для других - преодоление хронической отсталости, активизации полюсов роста, освоение новых природных ресурсов и т.д. Программы создают региональным и федеральным властям долговременные ориентиры для их повседневной управленческой деятельности.
Инициаторами разработки федеральных программ регионального развития чаще всего выступают администрации субъектов федерации. Обоснования предлагаемой программы включают формирование важнейших проблем, требующих программной проработки, анализ причин их возникновения, оценку возможной социально - экономической эффективности программы, потребностей в ресурсах и возможных источников их осуществления, рекомендации о составе государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программы.
Проект программы должен включать:
1. Цели и задачи программы (качественно и количественно конкретизированные);
2. Этапы и сроки выполнения программы;
3. Структуру программы (состав подпрограмм по направлениям : природно-ресурсный и демографический потенциал, развитие основных производств и инфраструктуры, научно - техническое развитие, межрегиональное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность, охрана окружающей среды и т.п. );
4. Систему программных мероприятий (по направлениям);
5. Обоснование финансовых и других затрат;
6. Расчеты социально-экономической эффективности и оценку экологических последствий;
7. Характеристику механизмов осуществления программы (необходимые нормативно - правовые и институциональные изменения, система стимулирования и привлечения финансовых ресурсов, организация управления программой и контроля за ходом ее выполнения);
8. Сведения о государственных заказчиках и исполнителях программы.
В процессе подготовки программы разрабатывается концепция, различные сценарии и прогнозы, применяются разнообразные аналитические методы.
После завершения разработки проекта программы госзаказчик организует согласование предусмотренных в нем мероприятий и источников финансирования с федеральными министерствами и ведомствами, органами власти субъектов федерации, предпринимательскими структурами - исполнителями программы. Проводится экспертиза проекта, а по результатам - соответствующая доработка. Комплексная экспертиза проектов крупных программ осуществляется экспертным советом при Правительстве Российской Федерации.
К числу основных недостатков практики разработки и особенно реализации региональных программ следует отнести:
1. выборочное осуществление мероприятий программ, изменяющее их первоначальный замысел, структуру и конечные цели;
2. отставание в создании механизмов реализации, особенно финансовых (гарантийно-залоговых фондов, «наполнения» иностранных кредитных линий и т.д.);
3. слабая координация между федеральными целевыми программами, параллельно осуществляемыми на определенной территории;
4. отсутствие зафиксированных правил распределения ограниченных финансовых средств между отдельными программами;
5. недостаточный контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на программы, и за соответствием получаемых результатов целям программ
2. Разработка целевых программ на региональном уровне (на примере Новосибирской области)
2.1. Областные целевые программы Новосибирской области
Областные целевые программы предназначены для консолидации и координации ресурсов, сроков и исполнителей с целью решения конкретных социальных, экологических, экономических и других проблем в развитии области. Формирование перечня областных целевых программ осуществляется администрацией области в соответствии с перечнем областных целевых программ, намеченных к реализации в среднесрочной программе на период ее действия.
Заказчиком областной целевой программы является орган государственной власти Новосибирской области в пределах своей компетенции. Участники целевой программы - органы государственной власти Новосибирской области, местного самоуправления, их структурные подразделения, территориальные органы федеральных органов государственной власти, предприятия, организации и другие субъекты, являющиеся непосредственными исполнителями конкретных мероприятий целевой программы. Отбор участников целевой программы осуществляется исполнителем целевой программы на конкурсной основе.
Проект областной целевой программы должен содержать:
1. наименование, характеризующее направленность целевой программы;
2. определение решаемых проблем;
3. конкретные цели и ожидаемые результаты, которые должны быть выражены в соответствующих показателях;
4. сроки реализации целевой программы в целом и ее этапов;
5. объем затрат на реализацию целевой программы в целом и ее этапов, а также поквартально (по годам, если программа имеет срок реализации более двух лет);
6. объем и виды финансирования из средств областного бюджета в целом и по отдельным направлениям, в том числе с поэтапной и поквартальной (по годам, если программа имеет срок реализации более двух лет) разбивкой;
7. технико-экономическое обоснование и оценку ожидаемой эффективности реализации программы;
8. в необходимых случаях - сведения об иных источниках финансирования и их доле в общих затратах, нормы иной государственной поддержки, акты согласований с участниками целевой программы;
9. сведения о заказчике;
10. сведения об исполнителе, обеспечивающем реализацию целевой программы;
11. сведения о руководителе целевой программы;
12. сведения о разработчике целевой программы;
13. заключение главы администрации области.
Инициатором разработки областных целевых программ вправе выступать областной Совет депутатов; комитеты областного Совета депутатов; глава администраций области; структурные подразделения администрации области, являющиеся юридическими лицами; органы местного самоуправления Новосибирской области, территориальные органы государственной власти области. Утверждение областных целевых программ осуществляется областным Советом депутатов.
Источниками финансирования целевых программ могут быть средства областного бюджета, районных бюджетов, бюджетов городов, местных бюджетов, областных внебюджетных фондов, средства организаций и физических лиц, иные источники. Финансирование мероприятий областных целевых программ за счет средств областного бюджета осуществляется в порядке, определенном администрацией области, исключительно путем оплаты счетов за товары (работы, услуги), необходимые для реализации мероприятий целевых программ и предоставленные участниками целевых программ, по графикам, согласованным с исполнителем целевой программы. Объемы средств для реализации целевых программ утверждаются в законе об областном бюджете на предстоящий год. Целевые программы включаются в областной бюджет отдельными строками в соответствующих разделах ведомственной классификации с указанием запланированного объема финансирования в текущем году.
2.2.Перечень утвержденных целевых программ Новосибирской области на 2012.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ*:
№ | Наименование программы | Государственный заказчик (заказчик-координатор) | Сумма, тыс. руб. |
1 | Долгосрочная целевая программа "Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2012 -2021 годы" | Министерство экономического развития Новосибирской области | 300 000,00 |
2 | Долгосрочная целевая программа "Государственная поддержка общественных инициатив и развития институтов гражданского общества в Новосибирской области на 2011- 2016 годы" | Министерство общественных связей и информации Новосибирской области | 76 967,20 |
3 | Долгосрочная целевая программа "Допризывная подготовка граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2012-2016 годы" | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области | 30 400,00 |
4 | Долгосрочная целевая программа "Доступная среда для инвалидов в Новосибирской области на 2012-2015 годы" | Министерство социального развития Новосибирской области | 20 000,00 |
5 | Долгосрочная целевая программа "Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы" | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области | 200 000,00 |
6 | Долгосрочная целевая программа "Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы" | Министерство культуры Новосибирской области | 646 941,40 |
7 | Долгосрочная целевая программа "Обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области на 2012-2015 годы" | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области | 9 920,00 |
8 | Долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Новосибирской области на 2011-2015 годы" | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области | 63 200,00 |
9 | Долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2011-2016 годы" | Управление по делам молодежи Новосибирской области | 10 565,10 |
10 | Долгосрочная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок на автомобильных дорогах Новосибирской области в 2011-2014 годах" | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области | 192 072,80 |
11 | Долгосрочная целевая программа "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Новосибирской области на 2012-2016 годы" | Министерство социального развития Новосибирской области | 62 609,70 |
12 | Долгосрочная целевая программа "Профилактика алкоголизма, снижение тяжести медико-социальныз последствий злоупотребления алкогольной продукцией среди населения Новосибирской области на 2011-2015 годы" | Министерство здравоохранения Новосибирской области | 15 653,00 |
13 | Долгосрочная целевая программа "Профилактика правонарушений в Новосибирской области на 2011-2013 годы" | Комитет административных органов администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области | 14 702,00 |
14 | Долгосрочная целевая программа "Развитие автомобильных дорог в Новосибирской области на 2011-2014 годы" | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области | 6 438 276,70 |
15 | Долгосрочная целевая программа "Развитие газификации территорий населенных пунктов Новосибирской области на 2012-2016 годы" | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области | 400 000,00 |
16 | Долгосрочная целевая программа "Развитие геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Новосибирской области в 2012-2016 годах" | Департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области | 57 782,10 |
17 | Долгосрочная целевая программа "Развитие государственных информационных систем, информационного общества и формирование электронного правительства Новосибирской области на 2012-2016 годы" | Департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области | 720 000,00 |
18 | Долгосрочная целевая программа "Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012-2016 годы" | Министерство здравоохранения Новосибирской области | 330 210,10 |
19 | Долгосрочная целевая программа "Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы" | Министерство здравоохранения Новосибирской области | 74 615,00 |
20 | Долгосрочная целевая программа "Развитие охотничьего хозяйства и научное обеспечение в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Новосибирской области на 2011-2013 годы" | Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Новосибирской области | 16 905,40 |
21 | Долгосрочная целевая программа "Развитие промышленно-логистического парка на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы" | Министерство экономического развития Новосибирской области | 200 000,00 |
22 | Долгосрочная целевая программа "Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы" | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области | 1 005 280,00 |
23 | Долгосрочная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы" | Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области | 118 542,20 |
24 | Долгосрочная целевая программа "Развитие службы охраны материнства и детства Новосибирской области на 2011-2013 годы" | Министерство здравоохранения Новосибирской области | 375 675,50 |
25 | Долгосрочная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы" | Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области | 211 400,00 |
26 | Долгосрочная целевая программа "Развитие туризма в Новосибирской области на 2012-2016 годы" | Министерство экономического развития Новосибирской области | 48 500,00 |
27 | Долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2011-2015 годы" | Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области | 903 559,90 |
28 | Долгосрочная целевая программа "Семья и дети" на 2012-2015 годы | Министерство социального развития Новосибирской области | 619 191,40 |
29 | Долгосрочная целевая программа "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области на 2011-2013 годы" | Министерство экономического развития Новосибирской области | 17 000,00 |
30 | Долгосрочная целевая программа "Совершенствование организации школьного питания в Новосибирской области на 2012-2016 годы" | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области | 114 060,00 |
31 | Долгосрочная целевая программа "Создание и развитие в Новосибирском Академгородке технопарка в сфере высоких технологий на 2011-2014 годы" | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области | 400 000,00 |
32 | Долгосрочная целевая программа "Создание многофункциональных центров организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Новосибирской области на 2009-2015 годы" | Министерство экономического развития Новосибирской области | 150 000,00 |
33 | Долгосрочная целевая программа "Создание научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово на 2011-2015 годы" | Министерство экономического развития Новосибирской области | 35 800,00 |
34 | Долгосрочная целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2011-2015 годы" | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области | 1 610 439,20 |
35 | Долгосрочная целевая программа "Укрепление и развитие материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в Новосибирской области на 2012-2014 годы" | Министерство социального развития Новосибирской области | 181 100,00 |
36 | Долгосрочная целевая программа "Формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области на 2012-2015 годы" | Министерство здравоохранения Новосибирской области | 11 760,20 |
37 | Долгосрочная целевая программа "Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012-2017 годы" | Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области | 52 610,00 |
38 | Долгосрочная целевая программа "Чистая вода" в Новосибирской области на 2012 – 2017 годы" | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области | 130 000,00 |
39 | Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года" | Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области | 9 700,00 |
40 | Областная целевая программа "Комплексные меры профилактики наркомании в Новосибирской области на 2009-2013 годы" | Министерство здравоохранения Новосибирской области | 4 764,20 |
| Итого |
| 15 880 203,10 |