Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:49, реферат
За весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос об идеальной модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве.
Введение……………………………………………………………...……..3
1. История принципа разделения властей………………………..…..4
2. Содержание принципа разделения властей………………………5
3. Принцип разделения властей в законодательстве разных стран…6
Заключение…..……………………………………………………………10
Список использованной литературы……………………………………11
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение…..……………………………………………
Список использованной литературы……………………………………11
Введение
За весь исторический
период своего сознательного существования
общество в лице самых ярких представителей
по-разному отвечало на вопрос об идеальной
модели государственного устройства.
Основной мировой тенденцией конца
XX века является приоритет модели правового
государства и торжество теории
естественного права. Российская Федерация
в настоящее время переживает
период экономических и социально-
Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.
Дальнейшее развитие теории разделения
властей связано с именами Джон
Наиболее последовательно
Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.
В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.
Ситуация стала меняться только
в последние годы перестройки, когда
были внесены изменения в Конституци
Разделение законодательной, исполнительной
и судебной властей является одним
из важнейших принципов
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Политическое обоснование
Характерно, что в государствах тоталитарным и авторитарным ре
Германия имеет федеративное
устройство. Это значит, что политическая
система государства делится
на два уровня: федеральный, на котором
принимаются
- Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель)
осуществляют законосовещательную и законодательную
функции на федеральном уровне и полномочны
большинством голосов в две трети в каждом
из органов вносить изменения в конституцию.
На региональном уровне законотворчеством
занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (
- Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.
- Судебная власть. Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ,Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.
Франция
- Законодательная власть принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание.
- Исполнительная власть. За текущую внутреннюю и экономическую политику отвечает премьер-министр, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным лично за политику правительства. Премьер-министр назначается президентом республики.
- Судебная власть. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы. Судебная система Франции многоступенчата, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.
Российская Федерация.
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.
Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).
Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.
- Администрация Президента РФ — обеспечивает деятельность Президента РФ;
- Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах — представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;
- Органы прокуратуры РФ — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;
- Центральный банк РФ — основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;
- Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
- Счётная палата РФ — осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
- другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.
Заключение
Итак, разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям. С одной стороны, правовое государство невозможно без разделения властей, поскольку это способ его организации и функционирования; с другой - правовое государство само есть условие и основа для эффективного разделения властей. Разделение властей - это и результат, и сущностная характеристика степени развитости права, условие и предпосылка для организации и функционирования государства, законности.
Без разделения властей и соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов не может быть правового государства и правовых законов. Препятствие для возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами, состоит в распределении власти между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме.
Народ - единственный и первичный источник власти для государства, и в этом смысле народ суверенен и полновластен. Он передает часть принадлежащей ему власти государственным органам и должностным лицам - своим представителям на определенных условиях и на определенное время. Государство и его органы реализуют делегированные им полномочия во имя интересов народа.