Распределение доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Феномен дохода дополняется феноменом расхода. Соотношение этих величин называется балансом денежных доходов и расходов. Баланс характеризует источники формирования дохода, виды и направления использования этого дохода. Доход домохозяйства состоит из: заработной платы от предпринимателей, дохода от домашнего хозяйства, заработной платы от государства, трансфертов и дивидендов.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 29.42 Кб (Скачать)

Феномен дохода дополняется феноменом расхода. Соотношение этих величин называется балансом денежных доходов и расходов. Баланс характеризует источники формирования дохода, виды и направления использования этого дохода. Доход домохозяйства состоит из: заработной платы от предпринимателей, дохода от домашнего хозяйства, заработной платы от государства, трансфертов и дивидендов.

Расход включает: потребление домашними работниками, потребление домашними хозяйствами, подоходные налоги; сбережения (остаточная величина)

Таким образом, расходы на конечное потребление домашними  хозяйствами i включают расходы на приобретение потребительских товаров и услуг и стоимость '\ индивидуальных товаров и услуг, произведенных для себя (продукция личных под-' собных хозяйств, условно исчисленные услуги за проживание в собственном доме и : полученные в качестве оплаты труда и гуманитарной помощи).

Доходы физических лиц расходуются по трем основным статьям: расходы на оплату налогов, расходы на потребление и расходы на сбережения. Денежные доходы, оставшиеся после уплаты налогов, называются чистыми личными доходами, а за вычетом оплаты услуг, обязательных платежей и сбережений, образуют покупательные фонды населения, от величины которых зависит объем розничного товарооборота. Баланс денежных доходов и расходов составляет часть баланса народного хозяйства.

Потребительские расходы направляются на приобретение трех видов товаров и усЛуп товары для непосредственного (кратковременного) пользования, товары длительного пользования и услуги (жилье, медицина, отдых). Потребительские расходы включают приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг различных учреждений, платное здравоохранение и образование, культуру и спорт и т.д. В зависимости от долей расходов на эти виды товаров определяется уровень жизни. При повышении спроса не каждый из видов потребительских товаров происходит изменение экономической конъюнктуры.

Расходы населения  в России в 90-е годы распределяются в следующем диапазоне:

покупка товаров  и оплата услуг — от 64,5 до 75%;

обязательные платежи, налоги, взносы - от 6,8 до 10,0%;

накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах - от 6,5 до 8,7%;

покупка валюты - от 6,9 до 19,4%.

Часть доходов населения (0,5%) остается на руках у самого населения  неиспользованной10^

Как видно из структуры расходов, большая часть  доходов расходуется на потребление, которое как экономическая категория обозначает использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей. Потребление бывает производственное и непроизводственное, индивидуальное или коллективное, носит вещную форму и форму услуг. Потребление является последним звеном единой цепи - производство, распределение, обмен и потребление. Использование доходов на потребление гарантирует незамедлительное возвращение доходов в экономику.

В переходный период происходит изменение расходов на потребление. Анализ потребления той частью населения, которое имеет доходы ниже прожиточного минимума, показывает, что она практически не пользуются сферой платных услуг, расходуя большую часть доходов на продовольствие. Исключение составляют платные услуги, от потребления которых население не может отказаться, например, жилищно-коммунальные, ритуальные.

Так, 10% населения  с наименьшими располагаемыми ресурсами  в 1997 г. потребляло 2,9% услуг, на покупку непродовольственных товаров 1,7%, на покупку алкогольных напитков 1,7%, в то время как 10% населения с наибольшими располагаемыми ресурсами потребляло 24,8% услуг, 34,4% на покупку непродовольственных товаров и 25,2% на покупку алкогольных напитков101. Знаковыми являются расходы на покупку продуктов питания. Первая группа расходовала в 1997 г. 68,8%, а вторая - 39,3%. Безадресно распределяются льготы и дотации. Стоимость предо- ставленных услуг в натуральном выражении дотаций и льгот составила для группы с наименьшими располагаемыми доходами 1,7%, а с наибольшими располагаемыми доходами --1,3% Оплата обязательных платежей, направленных на погашение стоимости потребляемых коммунально-жилищных услуг, страховых взносов, платежей по погашению дебиторской задолжности неуклонно растет.


Объем платных  услуг населению, включающий бытовые  услуги, услуги пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги учреждений образования, культуры, туристических форм, физической культуры и спорта, медицинских учреждений и санаторно-курортной сферы, услуги правового характера, судов и нотариальных контор, с началом реформ существенно сократился. Объем платных услуг населению, который измеряется денежной суммой, израсходованной непосредственно населением или предприятиями в виде доплат или полной оплаты оказанных услуг их работникам, в сущности, отражает объем потребления населением различных видов услуг, меняется по структуре.

Снижение потребления  услуг обусловлено возникновением и расширением сети платных школ, колледжей, платного медицинского обслуживания. Все это заслуживало бы только положительных оценок, если бы оно соответствовало по ценам доходам населения и дополняло существующую систему учреждений социального назначения. На самом деле значительный набор предлагаемых платных услуг недоступен для населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума103 из-за неоправданно высокого роста потребительских цен на платные услуги населению.

С началом реформ резко снизился объем всех платных  услуг населению. К1995 г. он составил 24% уровня 1990 г. В структуре платных услуг уменьшилась доля бытовых услуг (до 18,3%) и возросла доля жилищно-коммунальных (до 20,3%), медицинских (до 3,0%), связи (до 8,4%). Максимальная доля приходится на пассажирский транспорт (24,7%)104

Средние и низкодоходные слои населения в значительной мере лишились возможности пользоваться ранее доступными жизнеопределяющими благами (отдых, часть бытовых и социальных услуг, возможность поездки к родственникам в отдаленные районы и тд.)- Изменилось количество и качество и условия пользования медицинской помощью, образованием и отдыхом, в том числе спортом. Эти виды

услуг стали достоянием небольшой части состоятельных  граждан. Выросло потребление в сфере элитарной торговли и сфере услуг, ориентированных, прежде всего, на высокодоходные слои населения (ремонт автомашин, строительство коттеджей, поездки за рубеж). Изменение структуры расходов населения привело к трансформации структуры потребления, потому что обеспечение доступа населения к товарам и услугам зависит сейчас преимущественно от его доходов, а не от механизмов регулирования рынка. Общее снижение учитываемых реальных располагаемых доходов обострило проблему низкого уровня жизни средне- и малообеспеченных слоев населения. Падение реального уровня заработной платы привело к снижению потребляемых объемов товаров и услуг.

Значительно сократилось  потребление основных продуктов  питания, прежде всего наиболее ценных - мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, яиц. Уменьшились объемы покупок непродовольственных товаров, товаров длительного пользования.

В России в дореформенный  период доля расходов на питание находилась в пределах 40-48%, а доля расходов на обучение и лечение - в пределах 1,63%. После семи лет реформ в бюджете прожиточного минимума расходы на питание состав-1 ляют по официальным данным 48,5%, расходы на покупку непродовольственных товаров — 33%, расходы на оплату услуг —14,4%, расходы на алкогольные напитки и

табак -2,3%и*.

При этом уровень потребления  основных продуктов питания в  расчете на душу 
населения неуклонно снижается: в период 1990-1995 гг. абсолютное потребление 
мяса на душу населения сократилось на 20%, молока и молочных продуктов - на 
29%, рыбы и рыбопродуктов - на 36%, фруктов и ягод - на 13%, овощей - на 4%. 
Потребление хлеба осталось на прежнем уровне, а картофеля увеличилось на 15%. 
Уровень потребления основных продуктов снизился, и выросла доля расходов на пи 
тание106. :

Снижение уровня реальных расходов вызвано появлением новой  категории наемных работников - работающих бедных. Существование этой категории подтверждается, в частности, соотношением минимальной и средней заработной платы. Если в мировой практике соотношение минимальной и средней заработной платы 1:3 считается критическим, то в России соотношение 1:10 (в 1995 г.)Ю7 не стало предметом общественного обсуждения и рассмотрения в правительстве.

      

  3. Пенсионная система.

         Важной составляющей политики  доходов является пенсионное  обеспечение граждан РФ. На сегодняшний  момент это 38,325 млн. чел., т.е. 27,3% населения страны. Для этих целей  в структуре государственных  финансов создана специальная  система, состоящая из институтов  государства и частого бизнеса.  В ее основе лежат следующие  законодательные акты:

  • Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующий условия и нормы предоставления трудовых пенсий.
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулирует условия и нормы предоставления за счет бюджетных средств социальных пенсий (тем, кто не заработал право на трудовую пенсию), пенсий лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, военнослужащим срочной службы и государственным служащим, а также кодифицирует нормы пенсионного обеспечения «кадровых» военнослужащих и приравненных к ним лиц.
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - определяет права и обязанности страхователей, застрахованных лиц и страховщиков, порядок уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование и их ставки в зависимости от возраста застрахованного лица и вида деятельности
  • Федеральный закон от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». В соответствии с ним устанавливаются налоговые вычеты из сумм единого социального налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
  • Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», который устанавливает порядок и правила инвестирования средств пенсионных накоплений, требования к управляющим компаниям и специализированным депозитариям, а также порядок выбора застрахованными лицами инвестиционного портфеля (управляющей компании).

         На сегодняшний момент пенсионная  система в стране находится  в стадии реформирования, хотя, нельзя  не отметить, что эта стадия  затянулась. Такой перманентный  процесс реформирования сводится  в основном к понижению роли  государства в пенсионном обеспечении  граждан, т.е. пенсионная реформа  в целом соответствует общему  вектору развития России. Государство  пытается максимально снять с  себя социальные обязательства.

        Такой  вектор обусловил сущность реформы.  Она состоит в переходе пенсионного  обеспечения с распределительной  схемы на накопительную. 

         Исторически первой в России  стала именно распределительная  схема. Центром этой схемы стал  государственный пепсинный фонд. Первый в мире государственный  пенсионный фонд был организован  в Германии в 1889 году. В конце  прошлого века пенсионные фонды  создали также Дания (1891), Франция  (1895), Италия (1898). В США Федеральный  пенсионный фонд Social Security был создан в 1935 году. В этот пенсионный фонд стекались обязательные отчисления работающих граждан и организаций в определенных пропорциях. В результате формировался денежный резерв, из сумм которого производились пенсионные выплаты. Такая система в свое время стала настоящим социальным прорывом, и длительное время работала без сбоев.

         Проблемы распределительной системы  начались в СССР в период  поздней перестройки. Как бы не было прописано официально, единственным реальным источником пенсионных выплат был бюджет и соответственно налоги. Эти налоги назывались социальными отчислениями, но суть это не меняло. С усилением бюджетных проблем возникли и проблемы пенсионного обеспечения. Государство очень быстро поняло, что при снижении общей налоговой дисциплины, рыхлости системы налогообложения, общем экономическом спаде и депрессии в стране удержать пенсионную систему на прежнем высоком уровне не удастся. Именно поэтому была затеяна ее реформа.

За основу была взята чилийская модель государственного обеспечения накопительных пенсий. Сама эта модель является подобием негосударственных систем обеспечения  пенсий в Западной Европе и США. 

         В этих развитых странах пенсионеры  – довольно обеспеченная группа  граждан. Такое положение вещей  достигается за счет широкого  участия в негосударственном  пенсионном обеспечении. Работающие  граждане могут осуществлять добровольные взносы в коммерческие (страховые) компании, и к моменту выхода на пенсию (а можно и раньше – по договору инвестирования) получать установленные пенсионные выплаты. В итоге достигается двойная выгода – неработающий человек получает денежные выплаты. Основой такой системы является с одной стороны традиция делового партнерства и государственного гарантирования законности, с другой стороны мощный рынок ценных бумаг. Все это означает высокую степень законодательных гарантий пенсионеров с одной стороны, с другой стороны систему традиций работы с инструментами рынка ценных бумаг. Для простых граждан в США, например, инвестирование в ценные бумаги – обыденный процесс. Это не диковинка. Люди привыкли к работе с финансовыми инструментами еще с праотцев, со времен переселенчества в США. Со времен, когда в стране не было налогов и для наполнения бюджета государство торговало своими облигациями. Поэтому сегодня пенсионная система Западных стран (в основном Англосаксонского сектора) зиждется на свободных деловых партнерских отношениях инвесторов и компаний.

Информация о работе Распределение доходов