Распределение доходов в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 01:40, курсовая работа

Описание работы

Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
Процессы формирования и использования доходов населения представляют собой поступление в его распоряжение ресурсов в денежной и натуральной формах, получаемых за счет трудовой активности, использования в виде трансфертов и направление их на удовлетворение личных потребностей, цели производства и накопления.

Содержание

Введение 3
1. Сущность распределительных отношений. Основные каналы 4 поступления доходов в рыночной экономике
2. Реальные доходы и уровень жизни. Эффективность распределения 7
и справедливость
3. Государственная политика. Перераспределение доходов: 13
принципы, границы
Заключение 23
Библиографический список 25

Работа содержит 1 файл

Распределение доходов в рыночной экономике.doc

— 485.50 Кб (Скачать)

        Социально-демографические  показатели характеризуют половозрастной, профессионально - квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.

        Деление показателей на объективные и субъективные  связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки.

       К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях.

       Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения.

       Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения благосостояния населения.

       Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают  обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и ряд других.3

      Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от размера которых главным образом зависит степень удовлетворения личных потребностей в потребительских товарах и услугах.

     Основные  источники доходов населения:

  • оплата труда;
  • доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда;
  • дивиденды;
  • поступления от продажи продуктов сельского хозяйства;
  • пенсии и пособия;
  • стипендии;
  • доходы от продажи иностранной валюты;
  • поступления из финансовой системы (проценты по вкладам, страховые возмещения);
  • предпринимательские доходы.

      Многих людей меньше беспокоит общий вопрос распределения дохода, чем более конкретная проблема неравенства дохода. Поэтому нужно перейти к проблеме бедности.

     Бедность – это состояние индивида  или семьи, когда экономических  ресурсов не хватает для обеспечения  некоторого стандарта (нормального уровня) жизнедеятельности.

    Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения. Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты, или порога, бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».

    Слой  населения     Доля  населения, %     Уровень

    доходов на душу в месяц, дол.

    Богатые     3-5     Свыше 4000
    Состоятельные     15     4000-2000
    Середина (типа среднего класса)     20     2000-200
    Малообеспеченные     20     200-50
    Бедные     40     Ниже 50

    Таблица 1. Социальное расслоение в России4 

  Проблема выбора между экономической эффективностью и  социальной справедливостью.

        В соответствии с критерием эффективности по Парето ресурсы распределены эффективно, если нельзя получить большее количество одного блага без уменьшения количества другого блага.  Увлекаясь перераспределительной политикой, государство подрывает стимулы к труду и снижает экономическую эффективность. Заботясь же лишь о росте экономической эффективности, государство забывает о проблемах социального благополучия населения. Отсюда возникает проблема выбора между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

     Предположим, что в некотором обществе преобладают такие представления о справедливости, согласно которым непременно должно обеспечиваться полное равенство в потреблении его членов. В таком обществе любые изменения, предполагающие индивидуальное стимулирование высокой производительности, покажутся неприемлемыми. Такое общество будет вынуждено пренебрегать большей частью вариантов развития.

       Если же общество допускает  неравенство, но отвергает перераспределение исходных экономических возможностей, оно будет одобрять стимулирование индивидуальных усилий, но при этом отвергать социальную справедливость.

      На деле ни одно общество  не придерживается столь жестких  правил, и вместе с тем представления  о желательных и допустимых границах перераспределения в разных обществах не одинаковы.

      Стремление к справедливости  отнюдь не обязательно сводится  к отстаиванию как можно большего  равенства и неограниченного  перераспределения доходов в  пользу менее обеспеченных членов общества. Для многих индивидов и общественных групп характерны такие представления о справедливости, согласно которым на первый план выдвигается свобода экономической деятельности и защита прав собственности. С их точки зрения несправедливо, когда государство забирает значительную часть доходов для целей перераспределения.

       Каждое общество вынуждено искать  некоторый баланс между разными  аспектами справедливости, имея  в виду, в частности, с одной  стороны, право на заработанный  доход, а с другой – солидарность с нуждающимися. В той мере, в какой реализация сложившихся в обществе представлений о справедливости требует отклонения предельных доходов индивидов от предельных производительностей принадлежащих им факторов производства, возникает конфликт между принципами экономической эффективности и справедливости. Ведь, как отмечалось выше, такие отклонения не благоприятствуют экономически оптимальному использованию ресурсов. На практике, если общество сознательно идет на подобные отклонения, оно делает это, как правило, только ради улучшения положения малоимущих, так что конфликт приобретает форму «выбора между эффективностью и равенством».5 

    3. Государственная политика перераспределения доходов: принципы, границы

       Одна из функций государства связана с перераспределением доходов, что вписывается в максимальные границы его вмешательства в реальный рынок. Политика распределения – важное направление деятельности любого государства, и экономика общественного сектора, разумеется, не вправе от него абстрагироваться. Проблема, однако, в том, что не только крупными сообществам, не схожим по своей культуре, традициям, верованиям, но и многим индивидам внутри каждого из таких сообществ свойственны неодинаковые представления о желательности и справедливости различных вариантов распределения. Налицо конфликты ценностей и интересов, которые экономическая наука не сможет полностью устранить.

      Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

      Принудительная реаллокация ресурсов, к которой прибегает государство, обычно приводит к разнонаправленным изменениям в уровне благосостояния индивидов. Принося преимущества одним членам общества, она влечет за собой потери для других.

        Это происходит прежде всего в тех случаях, когда законы и политические решения предусматривают осуществление трансфертных платежей. Трансфертный платеж представляет собой безвозмездную передачу части дохода или имущества индивида, или организации в распоряжение других лиц. Трансфертами являются, например, пособия, выплачиваемые нуждающимся за счет налогообложения лиц с относительно высокими доходами.

       Трансферты могут осуществляться  добровольно, приобретая характер  пожертвований. Но на практике преобладающая часть трансфертов связана с деятельностью государства.

       Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

       Вместе с тем перераспределительные процессы не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг. Перераспределяться могут и экономические возможности. Перераспределение происходит, например, вследствие государственного регулирования заработной платы, цен, таможенных тарифов и других экономических переменных. В результате одни члены общества приобретают преимущества, а для других снижаются возможности получения дохода.6

        Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

         Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

         Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы7.

          Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

          Кроме того, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня, зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния. В России ее значение сейчас составляет примерно 3000 рублей.

  Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

  • «трансфертные платежи», то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
  • «регулирование цен» на социально-важную продукцию;
  • «индексацию» фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
  • «обязательный минимум зарплаты» как базы оплаты труда на всех предприятиях;
  • «прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

Информация о работе Распределение доходов в рыночной экономике