Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:44, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является выявление и анализ резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции .
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ – ИСТОЧНИК ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ. 7
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ. 7
1.2. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ СТРУКТУРА 10
1.3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ
СЕБЕСТОИМОСТИ 15
1.4. РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ РАСХОДОВ 21
1.5. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 24
1.6. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СНИЖЕНИЯ 32
1.6.1.Сущность и классификация издержек. 32
1.6.2. Основные направления снижения издержек производства. 34
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМБИНАТА ОАО "МАЙКОПХЛЕБОПРОДУКТ" 36
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 36
2.1.1.История развития. 36
2.1.2. Структура управления предприятия 37
2.1.3. Краткая характеристика технологии. 37
2.1.4. Ассортиментный план. 39
2.2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 40
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ФОНДА ЗЕРНА. 41
2.4. УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ. 43
2.4.1. Технологические приемы, обеспечивающие качественную сохранность зерна. 43
2.4.2. Хранение муки и крупы. 44
2.4.3. Правила хранения подсобного сырья. 46
2.5.СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ. ИХ ПЕРЕРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. 47
2.5.1. Динамика изменения оптовых цен на сырье для
кондитерского цеха. 47
2.5.2. Собственная первичная обработка зерна. 48
2.5.3. Основные поставщики. 48
2.5.4. Возвратные отходы и их использование. 48
2.6. СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ И ГАЗОМ. 49
2.7. НОРМЫ ВЫРАБОТКИ, ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПЛАТА ТРУДА
В ОСНОВНЫХ ЦЕХАХ ПРЕДПРИЯТИЯ. 51
2.8. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОРУДОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ
РЕМОНТА И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ. 52
2.9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСПОРТА В РАБОТЕ КОМБИНАТА. ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ. 56
2.10. АНАЛИЗ КАЛЬКУЛЯЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ И СМЕТЫ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО. 57
2.10.1.Анализ калькуляции себестоимости хлеба «Славянский». 57
2.10.2.Анализ сметы затрат на производство. 59
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ1. ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМОГО НА ПРЕДПРИЯТИИ. АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АССОРТИМЕНТНЫЙ ПЛАН. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ТРАНСПОРТА. 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. СТАТЬИ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО В КАЛЬКУЛЯЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ ХЛЕБА «СЛАВЯНСКИЙ». 78
Как видно иэ таблицы в статьях затрат при производстве хлеба «Славянский» на муку и общезаводские расходы уходит более 85% всех затрат, на топливо и электроэнергию – 3,1%, на заработную плату и отчисления на соц. страхование – 4.2%.
Более наглядно все
Сравнительный анализ
Все это вызвано экономическим кризисом и слишком высокими закупочными ценами на зерно, которые были установлены государством в ходе реализации проекта по поддержке производителей сельскохозяйственной продукции. Следствием этого и явилось увеличение себестоимости выпускаемой продукции и подорожание отпускной цены в 2 раза. Объемы реализации сократились, и предприятие было вынужденно увеличить внепроизводственные расходы, в том числе и затраты на сбыт продукции чтобы удержать ситуацию под контролем.
Более полная информация о расходе основных материалов при производстве хлеба «Славянский» указаны в таблице:
Данные
о расходе основных
материалов (по плану):
Наименование материала | Вес, кг. | Цена, руб. | Стоимость, руб. | |||
1998 | 1999 | 1998 | 1999 | 1998 | 1999 | |
Мука ржаная обдирная | 205,47 |
205,47 |
1,70 |
2-77 |
349,30 |
569-15 |
Мука пшеничная 2 с. | 479,43 |
473,43 |
1,27 |
3-20 |
608,88 |
1534-18 |
Итого мука | 684,9 | 673,90 | 5,97 | 5-97 | 958,18 | 2103-33 |
Сахар | 9,6 | 9,6 | 10,00 | 8-00 | 96,00 | 76-80 |
Масло растительное для смазки форм | 1,34 |
1,34 |
5,60 |
16-50 |
7,50 |
22-11 |
Дрожжи прессованные | 3,4 |
3,4 |
5,00 |
11-00 |
17,00 |
37-47 |
Соль | 13,7 | 13,7 | 0,80 | 1-0 | 10,96 | 13-70 |
Вода | 450 | 450 | 2,07 | 2-07 | ||
Итог | 1091,36 | 2255,4 |
Смета затрат на производство (тыс. руб.)
Хлебобулочные и кондитерские изделия | 1997 | 1998 | 1999 |
Объем продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без НДС, акцизов и обязательных аналогичных платежей) | 14953 | 14853 | 19040,5 |
Себестоимость продукции | 15546 | 14509 | 18456,8 |
Затраты на производство и реализацию | 15546 | 14509 | 18456,8 |
Материальные затраты | 11389 | 10243 | 13087,1 |
Сырьё и материалы | 10185 | 9195 | 12213,1 |
Работы, выполненные сторонними организациями | 363 | 278 | 123,9 |
Топливо | 413 | 486 | 550,5 |
Энергия | 428 | 285 | 200 |
Затраты на оплату труда | 2046 | 2094 | 2618,4 |
Социальные нужды | 803 | 808 | 1008,2 |
Амортизация | 182 | 222 | 201 |
Прочие затраты: | 1126 | 1142 | 1542,1 |
В результате анализа таблица была построена диаграмма, наглядно отображающая динамику изменения статей в смете затрат на производство за 1997 – 1999 г.г.
Увеличение материальных затрат на 15% было вызвано значительным повышением цен на сырье и материалы после 17 августа 1998 года.
Для постройки новой мельницы, и реконструкции хлебного цеха в 1997 году предприятие воспользовалось услугами сторонних организаций, стоимость которых составили 363 тыс. руб. В результате реконструкции хлебного цеха затраты на энергию удалось уменьшить почти в два раза.
В
1999 году заработная плата была увеличена
на 20 – 40 % за счет собственных средств
предприятия. Такое решение было
принято для сдерживания
по результатам анализа деятельности Комбината ОАО «Майкопхлебопродукт» мы пришли к выводу, что есть резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции за счет сокращения общезаводских расходов, упрощения и удешевления аппарата управления, внедрения более прогрессивных методов менеджмента на предприятии, в том числе и создания полноценной маркетинговой службы.
В данный момент на фоне общеэкономического кризиса предприятие находится в довольно сложном положении. Большие закупочные цены на зерно – основное сырье в производстве хлеба и хлебобулочных изделий, большое количество мелких конкурентов – производителей аналогичной продукции или простых реализаторов более дешевого Краснодарского хлеба, невозможность регулирования цены на свой основной продукт - хлеб пшеничный (эту функцию выполняет правительство Республики Адыгея) сказались на себестоимости продукции и общего экономического положения предприятия в целом.
Но следует отметить, что выпускаемый
на Комбинате хлеб достаточно
высокого качества и по
За последние годы предприятию
удалось снизить себестоимость,
В 1997 году в эксплуатацию была введена новая мельница, которая в состоянии перерабатывать 64 тонны зерна в сутки. Собственная первичная обработка зерна позволила наладить производство муки, которая составляет около 57% от всех затрат на производство хлеба, и таким образом снизить себестоимость продукции на 7%. В этом же году был введен в эксплуатацию гречневый цех и линия по производству кукурузной палочки.
В марте 1999г. был введен в
строй линия по производству
макаронных изделий, с
Параллельно, расширялась
Однако экономический кризис
и рост закупочных цен привел
к тому что экономический
Выход из сложившейся ситуации
возможен при использовании
Организационно – технические мероприятия направленные на снижение себестоимости.
Для снижения себестоимости на предприятии ОАО Комбинат «Майкопхлебопродукт» рекомендуется провести следующие организационно – технические мероприятия:
1.Совершенствование
2. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Добиться этого возможно двумя путями:
а) Совершенствование
б) Совершенствование работы управленческого персонала. В данный момент все отделы связанные с обработкой экономической информации и принятия управленческих решений не используют в достаточной степени компьютерное обеспечение, заменяя их примитивными калькуляторами. Хотя в настоящее время предприятие приобрело несколько компьютеров и внедряет в бухгалтерский учет систему «1С Бухгалтерия», почти весь учет осуществляется вручную. Таким образом, необходимо повышение квалификации управленческого персонала и привлечение на постоянную работу экспертов в области компьютерных технологий. Это позволит максимизировать эффективность управления и в конечном итоге уменьшить затраты на содержание управленческого персонала, а это в свою очередь приведет к снижению себестоимости продукции в целом.
3.Организация полноценной
Маркетинг – неотъемлемая
На данном этапе существования
предприятия ОАО Комбинат «
а) Реклама. Так как продукция
хлебокомбината является