Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:20, реферат
Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид её, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связан с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
Противоположностью
В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. Чистая монополия и чистая монопсония – сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Совокупность норм хозяйственного
права и мер по поддержанию
конкурентной среды объединяют понятием
«рамочные условия
1.2 Функции и недостатки рынка.
Функции рынка определяются
стоящими перед ним задачами.
Рыночный механизм призван
Ценообразующая функция – в результате взаимодействия производителей и потребителей предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
Информационная функция –
Регулирующая функция – она
связана с воздействием рынка
на все сферы хозяйственной
деятельности, прежде всего на
производство. Постоянные колебания
цен не только информируют
о состоянии дел, но и
Посредническая функция –
Санирующая функция – рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий.
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Практика показывает, что рынок не всегда справляются с теми задачами, решения которых ждет от них общество. Эти неудачи в экономической теории обозначаются словом «failures», которое в контексте рассуждений о рынке обычно переводится как «провалы».
«Провалы»- рынка. «Провалами рынка
называют такие проявления действия
рыночных механизмов, которые побуждают
субъектов рынка принимать
В экономической теории
1. Тенденция к установлению
2. Неравномерность
Получение информации, необходимой для принятия экономических решений любого уровня - от покупки овощей у уличного торговца до подписания многомиллионного контракта на разработку полезных ископаемых в другой стране, - требует специальных усилий, затрат. Не все субъекты рынка могут принять на себя достаточные траты для того, чтобы обеспечить обоснованность и объективно своих действий. Более того, информация бывает эксклюзивной - доступной только некоторым субъектам рынка в силу, например, их социального положения. Наконец, даже та информация, которая в принципе доступна всем, распространяется не сразу, а в течение определенного времени (правда, с развитием современных средств связи обработки информации это ограничение теряет силу).
Неравномерность распространения
информации ведет к тому, некоторые
из субъектов рынка, располагающие
большей информацией, получают преимущество
перед другими и возможность
принимать субъективно более
выгодные решения. Поэтому результаты
экономической деятельности (прибыль)
будут распределяться в пользу именно
этих субъектов рынка. Таким образом,
величина прибыли будет зависеть
не только от ресурсных вложений, но
и от информации. Благодаря владению
информацией субъект рынка
3. Неспособность производить -
общественные блага. Как
Можно разделить «чистые»
и «условные» «общественные
Рынок не в состоянии
4. Неспособность соблюдать
5. Особое место среди «провалов» рынка занимает неспособность рынка устранить - «внешние эффекты» («экстерна» Экстерналий — это дополнительные выгоды или издержки, возникшие как побочный эффект от деятельности других лиц. Экстерналии не являются результатом деятельности тех кто их получает. Примером положительных экстерналий (выгод) может служить рост посещаемости и повышение цен в ресторане, рядом с которым возвели популярный туристический объект. Владелец ресторана не приложил собственных усилий для повышения цен на блюда, предлагаемые посетителям, и увеличение его доходов является исключительно результатом деятельности других субъектов (например городских властей, которые построили близлежащий туристический объект. Бывают и отрицательные экстерналии (потери), например снижение посещаемости санатория, рядом с которым провели железную дорогу.
Эти неоптимальные или
Такие «провалы» рынка, как
превышение социально
2. Госудаство в системе экономических отношений рыночной экономики.
2.1 Необходимость регулирования
и функции государства в
Во всех общественных системах государство
играет весомую экономическую роль,
выполняя больший или меньший
набор хозяйственных социальных
функций. Теория экономической политики
как составная часть
Среди аргументов, обосновывающих важность государственного регулирования экономики выделяют следующие:
1) отсутствие в реальности
2) недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия;
3) необходимость общественного
перераспределения благ в
4) отсутствие многих видов
5) наличие внешних факторов (экстерналий), требующих компенсационных действий;
6) существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная наука и т.п.);
7) разграничение «достойных
Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.
Государственное
Функция (function) в переводе с латинского означает в управленческом смысле роль, обязанность, назначение органа (субъектa и т.п.) в связи с исполнением, осуществлением каких-то целей, планов, задач. Можно с известной условностью считать, что функции есть устойчиво стоящие перед государством задачи, и постоянное пересечение понятий функция и задачи — вещь неизбежная.
Многовековой опыт различных стран
свидетельствует, что среди характерных
функций государства в