Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:40, доклад
По данным Следственного комитета при МВД России, в 2010 году выявлено более 275 тысяч преступлений экономической направленности. Ущерб от этих преступлений превысил 176 млрд рублей. 1 Важно отметить, что свыше 38 тыс. преступлений экономической направленности – это преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а около 13 тысяч преступлений связаны с взяточничеством2, т.е. все это коррупционные преступления.
Противодействие коррупционным процессам монетарными методами
По данным Следственного комитета при МВД России, в 2010 году выявлено более 275 тысяч преступлений экономической направленности. Ущерб от этих преступлений превысил 176 млрд рублей. 1 Важно отметить, что свыше 38 тыс. преступлений экономической направленности – это преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а около 13 тысяч преступлений связаны с взяточничеством2, т.е. все это коррупционные преступления.
По словам главы Следственного комитета России А.Бастрыкина, из более чем 40 тысяч сообщений о коррупции, поступивших в Следственный комитет России, возбуждено более тринадцати с половиной тысяч уголовных дел, а всего в производстве находилось свыше 18 тысяч дел данной категории. Следствием окончено более 8 тысяч дел. Практически все они направлены в суд. В ходе расследования дополнительно раскрыто почти 5 тысяч коррупционных преступлений. А.Бастрыкин также отметил, что несмотря на снижение (на 12%) преступности в целом, количество выявленных коррупционных деяний всеми правоохранительными органами страны возросло на 42% и составило почти 60 тысяч преступлений3.
Особо хочется подчеркнуть, что в наибольшей степени коррупции подвержены сферы распределения и расходования бюджетных средств, в том числе при осуществлении закупок продукции для государственных и муниципальных нужд. Так, в 2010 году выявлено свыше 32 тысяч нарушений4 коррупционного характера в указанной сфере.
Сумма
ущерба, в причинении которого в 2010
году было предъявлено обвинение
по всем уголовным делам о
12 миллиардов рублей – много это или мало?
Данная цифра объективно не отражает степень воздействия преступлений коррупционной направленности и нанесенного ими ущерба на развитие общественных отношений, в частности экономических. Заметим, что 12 миллиардов рублей - это только с тех преступлений, по которым предъявлено обвинение.
Однако не будем забывать, что в силу высокой латентности коррупционных деяний, а также наличия коррупционных связей служебных лиц органов власти и управления, как по горизонтали, так и по вертикали, либо в силу коррумпированности работников органов внутренних дел, прокуратуры и суда, большая часть преступлений остается не выявленными, а из тех которые выявлены, лишь небольшая часть доходит до суда. А если учесть, что доля скрытой от официальных глаз экономики составляет по оценкам Всемирного банка почти 50% ВВП6 (ВВП за 2010 год в абсолютном выражении составляет 44 трлн 491,4 млрд7), то можно представить сколько должна составлять сумма ущерба от экономических преступлений, в том числе и коррупционной направленности – в разы больше имеющейся.
Коррупционная
составляющая плотно въелась в существующую
в нашей стране экономическую
модель и сегодня следует
Коррупция это та проблема, которую необходимо решать комплексно, системно. Важно, чтобы из-под коррупции вымывалась ее почва — теневая экономика и нарушения экономического, налогового законодательства.
Одним из таких инструментов, на наш взгляд, является использование рычагов денежного обращения, т.е. применение монетарных методов.
Как показывает практика, основной причиной, по которой должностные лица из различных госструктур ввязываются в преступную деятельность и осуществляют ей содействие, является личная материальная заинтересованность8. А непрозрачность финансовой деятельности создает для этого все благоприятные условия и, таким образом, становится главной предпосылкой к развитию коррупции.
Основой и одновременно питательной средой коррупционной деятельности в условиях непрозрачности финансовой сферы являются наличные деньги.
Эта ситуация усугубляется и
тем фактором, что в системе
денежного обращения России
Наличные деньги: феномен «черного нала» является общеизвестным. Наличность чрезвычайно легко скрыть в документах, отражающих хозяйственную деятельность экономических субъектов. Наличные деньги прекрасно «вписываются» в «стандарты» теневой экономики из-за своей анонимности, кардинально отличающей их от разнообразных видов банковских денег10.
Привлекательность расчетов наличными деньгами обусловлена также тем, что они обеспечивают возможность уклонения от налогообложения.
Результаты анализа действующего законодательства и нормативного правового обеспечения в области денежного обращения показывают, что в настоящее время государство в лице Центрального банка не ставит целью снижение наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, а проводимая властями политика ограничения денежной массы в обороте легального сектора экономики инициирует выведение денег в теневой оборот и их концентрацию в наличной форме.
Наличное денежное обращение должно обслуживать население, а в силу специфики нашей страны (прежде всего огромная территория) оно восполняет неразвитость банковской системы, разрозненность технологического развития регионов, что во многом может оправдывать значительный удельный вес наличных денег в обращении.
В этой связи представляется возможность воздействия на наличный оборот путем вариации внутри купюрного состава.
Анализ купюрного строения показывает, что в купюрном составе денежной массы, находящейся в обращении, в стоимостном выражении наблюдается рост доли банкнот номиналом в 5000 рублей. С начала года она выросла на 8,3 процентного пункта и по состоянию на 1 ноября 2010 г. составила 48,8%. В то же время снижается доля банкнот других номиналов. По количеству наблюдается рост удельного веса банкнот номиналом в 50, 1000 и 5000 рублей, при этом снижается доля остальных номиналов11.
Однако интересен следующий факт. По данным Банка России самой востребованной среди населения при оплате повседневных покупок является
100-рублевая банкнота, далее следуют банкноты номиналом в 500 и 50 рублей. Средняя сумма покупки, начиная с которой респонденты предпочитают использовать банковскую карту, за последние три года имеет тенденцию к снижению и в настоящее время составляет 2268 руб. Такая же ситуация и со средней суммой разовой покупки наличными деньгами. Так, если за 2008 г. указанная сумма составила 396 руб., то за 2010 г. – уже 355 рублей12.
Получается, что государство само создает предпосылки для коррупции - с учетом того, что средний размер взятки по данным ДЭБа МВД России увеличился с 23 тысяч рублей до 61 тысячи рублей в 2010 году13 – использование 5000 купюры будет куда удобнее, по сравнению с той же 100 или 500 рублевой купюры.
Изменение структурного соотношения купюрного состава, на наш взгляд, в сторону увеличения мелкокупюрных банкнот создаст некий «дискомфорт» наличных расчетов и, прежде всего, обслуживания коррупционной деятельности, и вместе с тем косвенно создаст условия для постепенного перехода к банковским деньгам (удобнее, к примеру, иметь одну банковскую карту, чем носить с собой большие стопки денег).
При этом необходимо указать, что банковские деньги затрудняют теневую деятельность. Практически любые переводы средств с одного банковского счета на другой могут быть легко проверены уполномоченными на это должностными лицами (в том числе и лицами из налоговых органов или судебно-правоохранительных органов), оптимизируя тем самым и налоговый контроль. При использовании кредитных денег очень трудно и скрыть доходы от налогообложения, и приобрести в собственность незаконно продаваемый актив. Конечно, все это не означает, что подобные финансовые инструменты не могут применяться при финансировании теневых видов деятельности; однако здесь для участников теневой экономики имеется ряд затруднений, преодоление которых под силу не всем и порождает дополнительные издержки14.
Итак, можно сделать следующие выводы:
Коррупция это та проблема, которую необходимо решать комплексно, системно. Важно, чтобы из-под коррупции вымывалась ее почва — теневая экономика и нарушения экономического, налогового законодательства.
Непрозрачность финансовой деятельности создает благоприятные условия к развитию коррупции.
Основой и одновременно питательной средой коррупционной деятельности в условиях непрозрачности финансовой сферы являются наличные деньги.
Банковские деньги затрудняют теневую деятельность.
Тонкое использование монетарных методов, в частности изменение соотношения в структуре купюрного состава позволяет создать необходимые условия в части содействия налоговому контролю и одновременно являются эффективным инструментом по контролю и противодействию дальнейшему развитию коррупции.
Информация о работе Противодействие коррупционным процессам монетарными методами