Промышленный образец

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:29, реферат

Описание работы

Промышленный образец — объект интеллектуальных прав, относящийся к внешнему виду, дизайну и эргономическим свойствам изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства[1]. В патентном праве США употребляется более подходящее название данного вида промышленной собственности — дизайн, а патент на промышленный образец называют design patent. Условиями патентоспособности промышленного образца являются новизна и оригинальность.

Работа содержит 1 файл

Промышленный образец.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Промышленный  образецобъект интеллектуальных прав, относящийся к внешнему виду, дизайну и эргономическим свойствам изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства[1]. В патентном праве США употребляется более подходящее название данного вида промышленной собственности — дизайн, а патент на промышленный образец называют design patent. Условиями патентоспособности промышленного образца являются новизна и оригинальность.

С тех пор  как человек впервые начал  изготавливать орудия труда и  домашнюю утварь, существенное влияние  на процесс их изготовления оказывало  и продолжает оказывать чувство прекрасного. Красота древних керамики и архитектурных сооружений — свидетельство того, что обыкновенные сосуды для питья и дома могут еще и радовать глаз.

Пока промышленность не была механизирована, пока не использовались поточные методы производства, каждое изделие в художественном патане было в значительной степени уникальным, ибо его создатель, конечно не выходя за рамки утилитарного назначения данного изделия, был волен придать ему тот внешний вид, который соответствовал его, создателя, собственному представлению о красоте. Все же запросы покупателей, влияние моды и культуры нередко вынуждали ремесленника изготавливать партию одинаковых или похожих изделий. Однако он не был обязан делать эти вещи абсолютно идентичными, каждой он мог придать индивидуальные черты, и так продолжалось довольно долго в истории человечества.

В результате промышленной революции соотношение между  утилитарной и художественной сторонами  изделий приобрело иную основу. Впервые  появилась возможность, используя  механизмы и энергию пара, тиражировать изделия в больших количествах. Эффективность массового производства в значительной мере обусловлена производством именно идентичных изделий, а чтобы эти изделия нашли сбыт, они должны не только соответствовать своему назначению, но и удовлетворять эстетическому вкусу потенциальных покупателей.

Поэтому с развитием  индустриального производства внешний  вид изделий не утратил своей  важности. Более того, влияя на величину покупательского спроса, он приобретает  все большее значение в финансовом плане. Производя большое количество изделий, удовлетворяющих вкусам потребителей, фирма может получить хорошую прибыль, но столкнуться с большими трудностями в реализации своих изделий, если они не соответствуют этим вкусам. Таким образом, со времен промышленной революции и представители индустрии, и правительства все большее внимание обращали на возможность получения максимальной выгоды как для промышленности, так и для потребителя с помощью внешнего вида изделий.

Природа промышленного образца

Вообще говоря, промышленный образец — это декоративное, или эстетическое, решение внешнего вида изделия. Декоративное решение  может касаться формы и (или) цвета  изделия и ориентировано на зрительное восприятие. Образец должен быть воспроизводимым  промышленным способом, почему он и называется промышленным образцом. Если этот момент отсутствует, то изделие скорее является произведением искусства и охраняется законом об авторском праве, а не законом об охране промышленной собственности.

Законы британского  типа к существенным признакам промышленного образца относят очертания, конфигурацию изделия, нанесенный на него рисунок и т.п., т.е. все, что создаст определенное зрительное впечатление, но не метод или принцип его изготовления.

Чтобы промышленный образец подлежал охране, согласно одним законам он должен быть новым, а согласно другим — оригинальным.

В России промышленным образцам относится художественно - конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

Основные характеристики промышленного образца целесообразно рассмотреть отдельно.

В дизайне почти  любого промышленного изделия утилитарного назначения можно изменить какие-то элементы, не меняя при этом назначения изделия, но делая его более привлекательным  для потенциальных покупателей. Удовлетворение вкуса потребителя требует большого мастерства. И главная ценность дизайна изделия массового производства в отличие от произведения искусства заключается в том, что он способствует продаже изделия. На рынке нередко имеет место острая конкуренция между аналогичными товарами, и их внешний вид — решающий фактор в борьбе за покупателя.

Итак, первая группа характеристик промышленного образца  — это такие характеристики, которые  не влияют на утилитарные свойства изделия, а способствуют привлечению  потенциальных покупателей. Возможно, наиболее наглядными примерами здесь служат рисунок ткани или форма и цвет фаянсовой посуды. Четко определяются предъявляемые к этим вещам функциональные требования: ткань для одежды прежде всего должна быть прочной, способной пропускать воздух, сохранять тепло и быть удобной в носке, а посуда должна хорошо мыться и быть удобной для хранения пищи. Производитель соответствующих товаров обязан соблюдать эти и другие требования, касающиеся утилитарной стороны изделий, но в отношении их внешнего вида существует широкий спектр выбора. Предпочтение, которое отдает производитель тому или иному рисунку либо цвету ткани, той или иной форме посуды обусловлено желанием удовлетворить вкусам покупателей и практически не связано с полезностью изделия.

Изменив некоторые  элементы дизайна изделия, можно  иногда уменьшить или увеличить  его полезность. Определенная форма  ножа может быть не только приятной для глаз, но и удобной, футляр для  портативного радиоприемника — не только привлекать покупателя, но и предохранять приемник от повреждений, рисунок протектора шины может быть не только красивым, но и повышать ее эффективность в эксплуатации.

Из приведенных  примеров видно, что некоторые элементы дизайна изделия могут иметь  и утилитарное назначение, в то же время привлекая потенциального покупателя. Это вторая группа характеристик промышленного образца.

Цели  политики охраны образцов

Охрана промышленных образцов и полезных моделей приобретает  особую важность для развивающихся  стран, так как большинство из них имеют богатое традиционное искусство и фольклор, служащие источником для творчества ремесленников. Юридическая охрана указанных объектов поощряет творчество и стимулирует развитие промышленности.

Охрана промышленных образцов не только способствует достижению общих целей развития той или иной страны — в ней заинтересованы и промышленность, и компании-разработчики, и потребители.

Промышленные  образцы по своей сути предназначены  для использования в торговле. Влияние их на покупательский спрос  может быть не только положительным, но и отрицательным. Отдавая должное масштабам производства, все же следует признать, что доходы компании существенно зависят от внешнего вида выпускаемых продуктов. Поэтому промышленные образцы — фактор большой финансовой значимости как для компаний, производящих товары, так и для торговых фирм.

Интересы промышленности. С позиций промышленности наиболее важными моментами в охране образцов являются следующие:

сам факт установления охраны и определение ее объема. Вовсе не обязательно, что промышленности будет нанесен ущерб, если до начала производства не будет четко оговорено предоставление охраны тому или иному образцу. С другой стороны, если необходимость в охране и требуемый ее объем будут установлены, то любая компания сможет определить, какой из образцов можно копировать, а какой нельзя;

возможность выявления  недобросовестной охраны. В ситуации недобросовестной охраны деятельность других компаний, занимающихся продажей таких же товаров, существенно ограничивается. Если имеет место недобросовестная охрана, то в интересах других компаний воспрепятствовать ей или добиться ее аннулирования;

гарантии в  предоставлении охраны. Если образец  охраняется, то в интересах других компаний, чтобы был определен  период его охраны. Этот срок является предметом спора: владелец образца добивается как можно более длительного срока охраны, конкуренты пытаются этот срок сократить;

упрощение передачи или лицензирования промышленного  образца. Финансовые преимущества, получаемые от использования образца, делают последний желательным товаром для конкурирующих компаний. Эти компании могут захотеть купить образец или права на его использование у первоначального владельца. Следовательно, промышленность заинтересована в том, чтобы права на охрану образцов могли передаваться или лицензироваться.

Интересы компаний-разработчиков. Компании-разработчики заинтересованы в охране промышленных образцов прежде всего в связи с возможностью окупить затраты на разработку, производство и продажу продукта. Прибыль, получаемая благодаря охране образца, может быть не столь ощутимой, как обеспечиваемая репутацией компании в области разработки новых и эстетически привлекательных изделий. Для компаний-разработчиков в охране промышленных образцов важны следующие моменты:

возможность установить охрану и четко определить ее объем. Когда объем охраны ясно определен, компании-разработчику легче обнаружить факты нарушения ее прав на образец другими компаниями. Оповещение конкурентов о наличии и объеме охраны позволит сократить вероятность "случайных" нарушений, а значит, реже будет возникать необходимость прибегать к мерам для защиты своих интересов;

охрана титула. Поскольку введение нового промышленного  образца сопряжено с финансовыми  затратами, в интересах компании-разработчиков, чтобы образцу была обеспечена высокая  степень юридической защиты. Тогда компания-разработчик, прежде чем взять на себя обязательства по использованию образца, сможет достаточно достоверно определить свои шансы относительно защиты от возможных последующих нарушений;

гарантированный срок охраны. Охрана промышленного образца должна быть достаточно длительной, чтобы компания-разработчик могла не только возместить затраченные на его разработку средства, но и получить достаточную прибыль. Это также необходимо, чтобы оправдать риск, с которым сопряжено внедрение нового образца;

упрощение передачи и лицензирования. Новый образец  может использоваться более чем  для одного типа изделий, и это  одна из причин, по которой компания может захотеть продать или передать по лицензии свои права на образец. Следовательно, компании-разработчики заинтересованы в том, чтобы охрана промышленных образцов способствовала передаче или лицензированию четко определенного "пакета" прав на промышленный образец другим субъектам.

Интересы потребителей. Промышленные образцы выполняют  две основные функции. Во-первых, они должны стимулировать потребительский спрос посредством придания товарам эстетической привлекательности. Экономические преимущества, обусловленные этой функцией, оценить трудно, но вряд ли можно сомневаться в том. что эстетическая сторона вещей, окружающих человека в ею повседневной жизни, существенно влияет на качество жизни. Во-вторых, промышленные образцы нередко повышают степень полезности изделий.

Потребители заинтересованы в создании новых образцов изделий, равно как в обеспечении охраны, направленной на содействие использованию новых образцов.

Хорошо известные  образцы часто выполняют функцию  указания на источник происхождения  товара и могут ввести потребителя  в заблуждение, если будут произвольно  использоваться другими производителями. Характерную форму для бутылки "Кока-колы", например, можно рассматривать и как товарный знак, и как промышленный образец.

Из сказанного выше становится ясно, что потребители  также заинтересованы в охране промышленных образцов. Однако существенные преимущества от охраны можно получить, только если будут соблюдены следующие условия:

недопущение необоснованной охраны. Когда образцу представляется охрана, он перестает быть всеобщим достоянием, а последствиями являются ограничения свободы торговли и  конкуренции товаров, произведенных по этому образцу. Поэтому в интересах потребителей, чтобы охрана предоставлялась в случаях, когда она будет ограничивать использование известных образцов другими производителями. Следовательно, охрана правомерна лишь тогда, когда новый образец не только является оригинальным с точки зрения авторства, но также достаточно отличается от уже известных, пользующихся охраной;

недопущение длительной охраны. Общество заинтересовано в  том, чтобы охрана не длилась дольше срока, необходимого для получения владельцем образца достаточной прибыли. После этого срока должна быть разрешена конкуренция;

недопущение "излишней" охраны. Охрана неиспользуемых образцов закрывает доступ к товарам, которые  по ним производятся или могут  производиться. Следовательно, если образец не используется, то другие производители должны иметь право на его использование, и владельца образца надо так или иначе убедить отказаться от охраны такого образца;

недопущение излишнего  объема охраны. Образец используется для тех или иных изделий. Когда объем охраны устанавливается таким образом, что защите подлежит только использование данного образца применительно к конкретным изделиям, которые предполагались его разработчиком, последний не может препятствовать использованию этого образца для других изделий. Таким образом, другие компании могут дорабатывать известный образец и применять, его с последующей выгодой для потребителей, не опасаясь, что при этом нарушат чьи-то права.

Информация о работе Промышленный образец