Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:29, реферат
Промышленный образец — объект интеллектуальных прав, относящийся к внешнему виду, дизайну и эргономическим свойствам изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства[1]. В патентном праве США употребляется более подходящее название данного вида промышленной собственности — дизайн, а патент на промышленный образец называют design patent. Условиями патентоспособности промышленного образца являются новизна и оригинальность.
Промышленный образец — объект интеллектуальных прав, относящийся к внешнему виду, дизайну и эргономическим свойствам изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства[1]. В патентном праве США употребляется более подходящее название данного вида промышленной собственности — дизайн, а патент на промышленный образец называют design patent. Условиями патентоспособности промышленного образца являются новизна и оригинальность.
С тех пор как человек впервые начал изготавливать орудия труда и домашнюю утварь, существенное влияние на процесс их изготовления оказывало и продолжает оказывать чувство прекрасного. Красота древних керамики и архитектурных сооружений — свидетельство того, что обыкновенные сосуды для питья и дома могут еще и радовать глаз.
Пока промышленность не была механизирована, пока не использовались поточные методы производства, каждое изделие в художественном патане было в значительной степени уникальным, ибо его создатель, конечно не выходя за рамки утилитарного назначения данного изделия, был волен придать ему тот внешний вид, который соответствовал его, создателя, собственному представлению о красоте. Все же запросы покупателей, влияние моды и культуры нередко вынуждали ремесленника изготавливать партию одинаковых или похожих изделий. Однако он не был обязан делать эти вещи абсолютно идентичными, каждой он мог придать индивидуальные черты, и так продолжалось довольно долго в истории человечества.
В результате промышленной революции соотношение между утилитарной и художественной сторонами изделий приобрело иную основу. Впервые появилась возможность, используя механизмы и энергию пара, тиражировать изделия в больших количествах. Эффективность массового производства в значительной мере обусловлена производством именно идентичных изделий, а чтобы эти изделия нашли сбыт, они должны не только соответствовать своему назначению, но и удовлетворять эстетическому вкусу потенциальных покупателей.
Поэтому с развитием индустриального производства внешний вид изделий не утратил своей важности. Более того, влияя на величину покупательского спроса, он приобретает все большее значение в финансовом плане. Производя большое количество изделий, удовлетворяющих вкусам потребителей, фирма может получить хорошую прибыль, но столкнуться с большими трудностями в реализации своих изделий, если они не соответствуют этим вкусам. Таким образом, со времен промышленной революции и представители индустрии, и правительства все большее внимание обращали на возможность получения максимальной выгоды как для промышленности, так и для потребителя с помощью внешнего вида изделий.
Вообще говоря, промышленный образец — это декоративное, или эстетическое, решение внешнего вида изделия. Декоративное решение может касаться формы и (или) цвета изделия и ориентировано на зрительное восприятие. Образец должен быть воспроизводимым промышленным способом, почему он и называется промышленным образцом. Если этот момент отсутствует, то изделие скорее является произведением искусства и охраняется законом об авторском праве, а не законом об охране промышленной собственности.
Законы британского типа к существенным признакам промышленного образца относят очертания, конфигурацию изделия, нанесенный на него рисунок и т.п., т.е. все, что создаст определенное зрительное впечатление, но не метод или принцип его изготовления.
Чтобы промышленный образец подлежал охране, согласно одним законам он должен быть новым, а согласно другим — оригинальным.
В России промышленным
образцам относится художественно
- конструкторское решение
Основные характеристики промышленного образца целесообразно рассмотреть отдельно.
В дизайне почти
любого промышленного изделия
Итак, первая группа
характеристик промышленного
Изменив некоторые элементы дизайна изделия, можно иногда уменьшить или увеличить его полезность. Определенная форма ножа может быть не только приятной для глаз, но и удобной, футляр для портативного радиоприемника — не только привлекать покупателя, но и предохранять приемник от повреждений, рисунок протектора шины может быть не только красивым, но и повышать ее эффективность в эксплуатации.
Из приведенных примеров видно, что некоторые элементы дизайна изделия могут иметь и утилитарное назначение, в то же время привлекая потенциального покупателя. Это вторая группа характеристик промышленного образца.
Охрана промышленных образцов и полезных моделей приобретает особую важность для развивающихся стран, так как большинство из них имеют богатое традиционное искусство и фольклор, служащие источником для творчества ремесленников. Юридическая охрана указанных объектов поощряет творчество и стимулирует развитие промышленности.
Охрана промышленных образцов не только способствует достижению общих целей развития той или иной страны — в ней заинтересованы и промышленность, и компании-разработчики, и потребители.
Промышленные образцы по своей сути предназначены для использования в торговле. Влияние их на покупательский спрос может быть не только положительным, но и отрицательным. Отдавая должное масштабам производства, все же следует признать, что доходы компании существенно зависят от внешнего вида выпускаемых продуктов. Поэтому промышленные образцы — фактор большой финансовой значимости как для компаний, производящих товары, так и для торговых фирм.
Интересы промышленности. С позиций промышленности наиболее важными моментами в охране образцов являются следующие:
сам факт установления охраны и определение ее объема. Вовсе не обязательно, что промышленности будет нанесен ущерб, если до начала производства не будет четко оговорено предоставление охраны тому или иному образцу. С другой стороны, если необходимость в охране и требуемый ее объем будут установлены, то любая компания сможет определить, какой из образцов можно копировать, а какой нельзя;
возможность выявления недобросовестной охраны. В ситуации недобросовестной охраны деятельность других компаний, занимающихся продажей таких же товаров, существенно ограничивается. Если имеет место недобросовестная охрана, то в интересах других компаний воспрепятствовать ей или добиться ее аннулирования;
гарантии в предоставлении охраны. Если образец охраняется, то в интересах других компаний, чтобы был определен период его охраны. Этот срок является предметом спора: владелец образца добивается как можно более длительного срока охраны, конкуренты пытаются этот срок сократить;
упрощение передачи или лицензирования промышленного образца. Финансовые преимущества, получаемые от использования образца, делают последний желательным товаром для конкурирующих компаний. Эти компании могут захотеть купить образец или права на его использование у первоначального владельца. Следовательно, промышленность заинтересована в том, чтобы права на охрану образцов могли передаваться или лицензироваться.
Интересы компаний-
возможность установить охрану и четко определить ее объем. Когда объем охраны ясно определен, компании-разработчику легче обнаружить факты нарушения ее прав на образец другими компаниями. Оповещение конкурентов о наличии и объеме охраны позволит сократить вероятность "случайных" нарушений, а значит, реже будет возникать необходимость прибегать к мерам для защиты своих интересов;
охрана титула.
Поскольку введение нового промышленного
образца сопряжено с
гарантированный срок охраны. Охрана промышленного образца должна быть достаточно длительной, чтобы компания-разработчик могла не только возместить затраченные на его разработку средства, но и получить достаточную прибыль. Это также необходимо, чтобы оправдать риск, с которым сопряжено внедрение нового образца;
упрощение передачи и лицензирования. Новый образец может использоваться более чем для одного типа изделий, и это одна из причин, по которой компания может захотеть продать или передать по лицензии свои права на образец. Следовательно, компании-разработчики заинтересованы в том, чтобы охрана промышленных образцов способствовала передаче или лицензированию четко определенного "пакета" прав на промышленный образец другим субъектам.
Интересы потребителей. Промышленные образцы выполняют две основные функции. Во-первых, они должны стимулировать потребительский спрос посредством придания товарам эстетической привлекательности. Экономические преимущества, обусловленные этой функцией, оценить трудно, но вряд ли можно сомневаться в том. что эстетическая сторона вещей, окружающих человека в ею повседневной жизни, существенно влияет на качество жизни. Во-вторых, промышленные образцы нередко повышают степень полезности изделий.
Потребители заинтересованы в создании новых образцов изделий, равно как в обеспечении охраны, направленной на содействие использованию новых образцов.
Хорошо известные
образцы часто выполняют
Из сказанного выше становится ясно, что потребители также заинтересованы в охране промышленных образцов. Однако существенные преимущества от охраны можно получить, только если будут соблюдены следующие условия:
недопущение необоснованной охраны. Когда образцу представляется охрана, он перестает быть всеобщим достоянием, а последствиями являются ограничения свободы торговли и конкуренции товаров, произведенных по этому образцу. Поэтому в интересах потребителей, чтобы охрана предоставлялась в случаях, когда она будет ограничивать использование известных образцов другими производителями. Следовательно, охрана правомерна лишь тогда, когда новый образец не только является оригинальным с точки зрения авторства, но также достаточно отличается от уже известных, пользующихся охраной;
недопущение длительной охраны. Общество заинтересовано в том, чтобы охрана не длилась дольше срока, необходимого для получения владельцем образца достаточной прибыли. После этого срока должна быть разрешена конкуренция;
недопущение "излишней" охраны. Охрана неиспользуемых образцов закрывает доступ к товарам, которые по ним производятся или могут производиться. Следовательно, если образец не используется, то другие производители должны иметь право на его использование, и владельца образца надо так или иначе убедить отказаться от охраны такого образца;
недопущение излишнего объема охраны. Образец используется для тех или иных изделий. Когда объем охраны устанавливается таким образом, что защите подлежит только использование данного образца применительно к конкретным изделиям, которые предполагались его разработчиком, последний не может препятствовать использованию этого образца для других изделий. Таким образом, другие компании могут дорабатывать известный образец и применять, его с последующей выгодой для потребителей, не опасаясь, что при этом нарушат чьи-то права.