Промышленность как ведущий комплекс национальной экономики. Уровень развития промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 23:24, реферат

Описание работы

Современный этап развития Республики Беларусь отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. В период перехода народного хозяйства страны к рыночной экономике, когда многие производственные предприятия, объединения, концерны и другие организации стали независимыми, нормальное их функционирование в подобных экономических условиях практически невозможно без эффективной системы управления предприятием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1 Промышленность как ведущий комплекс национальной экономики 1.1 Роль и значение промышленности в системе национальной экономики Республики Беларусь……………………………………………………………..5 1.2 Понятие отраслевой структуры промышленности, показатели и факторы ее определяющие…………………………………………………………………8 2 Промышленность Республики Беларусь в современных условиях развития экономики………………………………………………………………………..13 3 Основные мероприятия по совершенствованию промышленности Республики Беларусь…………………………………………………………….22 Заключение……………………………………………………………………….28 Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат по национальной экономике.docx

— 55.24 Кб (Скачать)

Отрасли пищевой  промышленности Белоруссии весьма разнообразны и включают: масложировую, кондитерскую, консервную, крахмально-паточную, макаронную, маслосыродельную, молочную, мукомольно-крупяную, мясную, рыбную, плодоовощную, хлебопекарную, сахарную, спиртовую, ликероводочную, винодельческую, пивоваренную, табачную. Пищевая промышленность Беларуси - одна из старейших отраслей. Производство пищевой продукции неуклонно  возрастает благодаря наличию собственной  сырьевой базы и сложившихся рынков сбыта, которые в основном определяла система государства. Новые условия, которые диктует конкуренция на международных рынках, естественно, требуют новых подходов в борьбе как за внутренний, так и за внешний рынки. Сахарная и мукомольно-крупяная промышленности в перспективе будут находиться в острой конкурентной борьбе с внешними производителями, работающими на более дешевом сырье.

Строительный  комплекс. Строительная комплекс - совокупность строительных и монтажных организаций, осуществляющих индустриальными методами работы по возведению, реконструкции, расширению, капитальному ремонту зданий, сооружений и монтажу оборудования.

Акционерная форма  собственности представляет наиболее прогрессивную форму рыночных отношений  в любой сфере деятельности. Процесс  вхождения в рыночную экономику  в строительстве, как и в других отраслях экономики Беларуси, происходит медленно и болезненно. Материальную базу строительной индустрии составляют, главным образом, строительные машины: экскаваторы, скреперы, автогрейдеры, бульдозеры, краны башенные и передвижные, другие машины и оборудование.

Транспортный  комплекс. Транспортная система, транспортный комплекс - так называют виды транспорта, образующие единое целое на территории Беларуси, то есть железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный, городской, электрический.

Как вид хозяйственной  деятельности, транспорт подразделяется на транспорт общего и не общего пользования. Транспорт общего пользования  удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения  в перевозках грузов и пассажиров, перемещая различные виды продукции  между производителями и потребителями, осуществляя общедоступное транспортное обслуживание населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что Республика Беларусь обладает значительным промышленным комплексом с развитой отраслевой структурой. 
 
 
 

3  Основные мероприятия  по совершенствованию  отраслевой структуры  промышленности

 

Из зарубежного  опыта следуют два вывода - о  значительной роли государства в  осуществлении структурных преобразований промышленности и длительности периода  их проведения. При этом государство  должно четко формулировать текущие  и перспективные задачи, чтобы  исключить "распыление" ресурсов по всем областям экономики. Для успешного  управления структурными процессами необходимо сформировать концептуальный стержень структурной перестройки промышленности, который целесообразно оформить в виде стратегии структурной  политики государства на период в 10-12 лет. Концепция должна включать в  себя цели структурных преобразований промышленности, базовые национальные приоритеты и методы государственного регулирования в рамках бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной  политики.

Долгосрочную  стратегию целесообразно разбить  на ряд этапов - в виде государственных  программ структурных преобразований промышленности, опирающихся на соответствующе законодательные акты. Среди них, например, двухлетняя программа инвентаризации промышленности на предмет выявления  структурно-депрессивных производств  и предприятий, а также начала их свертывания. Далее может следовать  период развития отдельных сегментов  машиностроения для насыщения внутреннего  рынка современной техникой, оборудованием, технологиями. Целесообразно выделить этап производства и внедрения нововведений и завершающий этап развития новых  наукоемких подотраслей и высокотехнологичных  производств. Программы могут реализовываться  и параллельно.

В Беларуси принят Закон "О государственной поддержке  малого предпринимательства", которым  определена система работы государства  по развитию предпринимательства. Система  предусматривает создание фондов и  центров поддержки предпринимательства, инкубаторов предпринимательства, инновационных центров, торговых палат, меры поддержки государством малого предпринимательства, в том числе  порядок выделения в аренду производственных и офисных помещений и т.д.

В условиях совершенствования  отраслевой структуры промышленности увеличение открытости экономики Беларуси является объективной необходимостью. И значительную роль в этом могут  сыграть свободные экономические  зоны. Тем более важными являются вопросы, касающиеся финансовых аспектов функционирования свободных зон, так  как для достижения ожидаемых  результатов от деятельности СЭЗ  необходимо правильно организовать финансовые потоки в них, создать  развитую банковскую систему, способную  быстро и качественно обслуживать  резидентов зоны и предоставить им все необходимые услуги.

Свободные экономические  зоны являются одним из рычагов привлечения  внешних инвестиций в определенные сектора экономики Республики Беларусь и создаются с целью развития внешнеэкономических связей и отдельных  регионов, создания новых рабочих  мест; капиталовложения в свободных  экономических зонах на территории РБ позволяют создать инфраструктуру, необходимую для увеличения белорусского экспорта, а также собственную  производственную базу для стабильного  снабжения нашей страны различными товарами и т.д. При проработке вопросов свободных экономических зон  очень важным является вопрос, какие  же разновидности свободных экономических  зон следует организовывать.

Следует, однако, отметить, что в нашей стране мировой  опыт создания свободных экономических  зон применим лишь частично. Если в  зарубежной практике подобные зоны обычно являются небольшими территориальными анклавами, почти не связанными с  национальным рынком, то в РБ они  мыслятся как органичная часть экономики, как средство решения не столько  внешнеэкономических, сколько общехозяйственных  задач. Вот почему, по мнению автора, так актуален в настоящее время  анализ практики, в том числе трудностей и проблем, создания и функционирования свободных экономических зон  не только в нашей стране, но и  за рубежом.

Инвестирование  реструктуризации промышленности должно происходить по следующим направлениям:

Создание условий  для внутренних накоплений предприятий.

Концентрация  всех возможных ресурсов государства  на обновлении основного капитала промышленности и создании новых производств.

Государственную поддержку необходимо осуществлять прежде всего отраслям, производящим экспортную продукцию, а также технологиям, позволяющим снизить потребление  импортируемого сырья и издержки.

Концентрация  ресурсов банковской системы на обновлении основного капитала промышленности и создании новых производств.

При рассмотрении вопроса государственной поддержки  важнейшим моментом является изыскание  источников финансовых ресурсов. Возникает  ряд вопросов: где в этих условиях взять деньги, можно ли это сделать  безболезненно для социальной сферы  и, если нет, стоит ли это делать?

В настоящее  время колоссальная часть средств  тратится государством на поддержку  и развитие агропромышленного комплекса. Поэтому без серьезной реформы  агропромышленного комплекса, которая  бы привела к снижению уровня государственной  поддержки данной отрасли, говорить о существенной концентрации ресурсов государства на новом стратегическом направлении сложно.

Первыми шагами в реформе агропромышленного  комплекса, которые могли бы дать быстрый эффект, на мой взгляд, должны стать изменение производственных отношений внутри агропромышленного  комплекса и создание макроэкономических условий для прибыльного функционирования этой отрасли. Что касается производственных отношений, то речь не идет о замене крупных сельскохозяйственных предприятий  фермерскими. Мировая практика доказала, что крупное хозяйство эффективнее  мелкого, но при условии, что для  работников крупных хозяйств существует мотив (прежде всего материальный) повышать производительность своего труда и  что макроэкономические условия (ценообразование, налогообложение и т.д.) позволяют  вести рентабельную деятельность.

Наиболее быстрым  в использовании источником средств  для обновления основного капитала экономики мог бы стать Национальный банк. Сейчас основным направлением кредитной  эмиссии является финансирование жилищного  строительства. Речь идет о переориентации, в возможных пределах, допустимой (в рамках контроля за денежным предложением с целью обеспечения курсовой политики) кредитной эмиссии на финансирование инвестиционных проектов, и прежде всего экспортных.

Следующим важным и наиболее доступным источником средств являются внешние инвестиции. Как известно, в Беларуси есть целый  ряд предприятий, представляющих интерес для внешних инвесторов, и это в большинстве своем государственные предприятия. В связи с этим важно, чтобы государство направило средства, поступающие от приватизации, в фонд накопления, а не потребления.

Еще одним значимым источником являются ресурсы банковской системы. В настоящий момент, кроме  того, что они ограничены, они  недоступны из-за высоких процентных ставок (речь идет о ресурсах в национальной валюте). Политика Национального банка, направленная на постепенное снижение процентных ставок на депозитно-кредитном  рынке с одновременным обеспечением превышения доходности по рублевым средствам, является правильной, поскольку позволяет  привлекать в банковскую систему  свободные денежные средства, прежде всего населения. Бездумное применение здесь японского опыта - административное ограничение верхнего предела процентных кредитно-депозитных ставок с одновременным  жестким административным контролем  за кредитной экспансией неминуемо  привело бы к системному банковскому  кризису при том уровне доверия  населения к банковской системе  и склонности к сбережению, которые  существуют в Беларуси. Вместе с  тем приток вкладов населения  позволил в настоящее время банковской системе накопить ресурсы, которые  экономика не может использовать из-за своего финансового состояния  и высоких процентных ставок.

Для Беларуси в  сложившейся экономической ситуации целесообразно было бы использовать механизм льготирования высоких  процентных ставок через компенсацию  потерь банкам от выдачи льготных кредитов (под ставку до 10% годовых на инвестиционные цели). Использовать на эти цели необходимо как средства Министерства финансов, в том числе и за счет перераспределения  расходной части бюджета, так  и часть кредитной эмиссии (через  финансирование дефицита бюджета) Национального  банка на условиях, описанных выше.

Естественно, первый вопрос, который возникает при  этом, - что будет со строительной отраслью, которая недополучит финансовые ресурсы? Необходима государственная  программа, предусматривающая как  большую экспортную ориентацию данной отрасли, так и социальную защиту высвобождающейся рабочей силы. Кроме  того, возникающая при этом конкурентная среда позволит снизить уровень  издержек в отрасли и повысить уровень дисциплины и ответственности.

Необходимым условием реализации новой стратегической линии  экономической политики является создание экономического мотива и экономической  ответственности для менеджмента  предприятии по повышению эффективности  их деятельности. Таким мотивом может  быть только участие менеджмента  в прибылях возглавляемых предприятий. С этой целью возможна безвозмездная  передача значимого пакета акций  менеджменту предприятий. На первом этапе государство может оставить у себя контрольный пакет акций, анализируя хозяйственную деятельность предприятий и увеличивая долю менеджмента  в акционерном капитале в случае повышения эффективности предприятий.

Опыт Японии показывает, что государственная  поддержка обновления основного  капитала должна непременно сочетаться с разработкой государством программ развития отраслей и отдельных производств. Кроме того, государство должно взять  на себя функцию обеспечения обучения менеджмента предприятий последним  достижениям в областях управления производством, управления качеством  и маркетинга.

Естественно, проведение вышеописанных мероприятий не может  пройти безболезненно для социальной сферы, но путь на обновление основного  капитала промышленности является единственным в существующих в Беларуси экономических  условиях, который может привести к распутыванию клубка экономических  проблем, поскольку ведет к существенному  повышению производительности труда, качества продукции и снижению издержек производства, повышению рентабельности предприятий и, как следствие, последующему наполнению доходной части бюджета, а также к увеличению золотовалютных резервов страны.

Информация о работе Промышленность как ведущий комплекс национальной экономики. Уровень развития промышленности