Устойчивое развитие,
основанное на инновационном принципе,
предполагает опору на воспроизводимые,
прежде всего, интеллектуальные ресурсы.
В государственной поддержке
нуждаются системы образования
и подготовки специалистов. Важнейшим
направлением деятельности государства
является решение проблемы “утечки
мозгов”.
Как известно, рынок
более близорук и ориентирован на
краткосрочные результаты, поэтому
не предоставляет достаточных стимулов
к инвестированию в стратегически
важные направления научно-технического
развития, дающие отдачу в долгосрочном
периоде. Роль государства состоит
в том, чтобы не только создать
сильные стимулы для инновационной
деятельности предприятий всех форм
собственности, но и взять на себя
наиболее затратную в организационном
и финансовом отношении часть
инновационного процесса. Государство
должно финансировать проведение приоритетных
научно-технических разработок на начальном
этапе преимущественно за свой счет. Финансирование
прикладных исследований может осуществляться
через систему госзаказов на конкурсной
основе. Кроме прямой поддержки инновационного
процесса в виде государственных расходов,
необходимо создание механизмов и стимулов
рыночного самофинансирования, тем более
что бюджетные схемы были ликвидированы
в ходе реформ.
Выделим несколько
очевидных мер стимулирования инновационной
активности. К ним относятся:
- списание
затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы;
- установление
налоговых льгот при увеличении таких
расходов;
- освобождение
предприятий от уплаты НДС при приобретении
продуктов — объектов интеллектуальной
собственности (равно и организаций-разработчиков,
продающих такие продукты и другие инновации);
- ускоренная
амортизация нового научного оборудования;
- поддержка
экспорта наукоемкой продукции и подготовка
менеджеров для коммерциализации научных
разработок и введения интеллектуальной
собственности в хозяйственный оборот;
- госзаказ
на подготовку кадров высокой квалификации,
а также экономические, в первую очередь,
налоговые меры стимулирования подготовки
кадров за счет собственных отраслей и
видов деятельности.
2.2.
Структурная политика.
Реальный российский
национальный профиль индустрии
существенно деформирован относительно
среднемирового. Отклонения в неблагоприятную
сторону, прежде всего, в связи с сырьевой
ориентацией достигают десятков — сотен
процентов (см. Рисунок 1). Для преодоления
сырьевой направленности экономики необходим
перелив капитала из энергетически-сырьевого
комплекса в обрабатывающую промышленность.
Теоретически государство имеет возможность
использовать рычаги регулирования инвестиций
для элиминации этих диспропорций.
Рисунок
1. Отклонение
российских промышленных
пропорций от среднемировых
(1) и изменение в структуре
российских инвестиций
за 1990-2002 гг. (2).
Проблема заключается в том,
что на практике инвестиции вливаются
в наиболее благополучные и, следовательно,
наиболее привлекательные отрасли,
в то время как особо остро
нуждающиеся в капиталовложениях
отрасли продолжают испытывать инвестиционный
голод. Таким образом, структура
фактических инвест
|
|
|
|
ПРОМЫШЛЕННАЯ
ПОЛИТИКА - комплекс мер государственного
воздействия на распределение ресурсов
общества в целях совершенствования
структуры национальной экономики,
поддержания конкурентоспособности
отдельных отраслей и предприятий,
а также экономики в целом
на мировых рынках, корректировки
негативных последствий действия механизма
рынка. Существуют различные модели
промышленной политики, особенности
которых зависят от конкретно-исторических
условий, в частности от этапа
развития страны, ее экономического потенциала,
исторических традиций, места в международном
разделении труда.
Коренным
вопросом промышленной политики является
выбор критериев государственной
поддержки. На современном этапе
ими служат, в первую очередь, достижение
приоритетных целей социально-экономического
развития: ресурсосбережение, развитие
новых производств, повышение конкурентоспособности
страны в области наукоемкой и
высокотехнологичной продукции, защита
окружающей среды и др.
К механизмам
промышленной политики относится стимулирование
инвестиций в форме кредитов, субсидий,
различных налотовых льгот, системы
государственных заказов и закупок. Необходимые
институциональные меры включают реструктуризацию
предприятий, их приватизацию, механизмы
банкротства, программы развития малого
бизнеса и др. Важными инструментами промышленной
политики служат меры по регулированию
прямых иностранных инвестиций.
|
|