Производство. Ресурсы и факторы производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение экономического содержания ресурсов в условиях рынка (указать условия ограниченности ресурсов) и потребностей (в соответствии с законом возрастающих потребностей) в сфере материального производства на основе данного обстоятельства обоснование проблемы выбора в экономике.
Задачами исследования послужили следующие:
- дать понятие и классифицировать виды ресурсов и факторов;
- рассмотреть проблему ограниченности экономических ресурсов и их использование в экономике;
- рассмотреть проблему экономического выбора в экономике, на чем основан этот выбор;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3

1 ПРОИЗВОДСТВО – ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
5
1. Сущность и основные законы производства.
5
1.2 Экономическое производство
6
1.3 Общая характеристика производства
7
1.4 Эффективность производства
8
1.5 Предпринимательство как фактор производства
9

2 РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
13
2.1 Экономические ресурсы
13
2.2Факторы производства
14
2.3 Рынок экономических ресурсов в общественном воспроизводстве
16
2.3.1 Спрос и производство на рынке ресурсов
17
2.3.2 Спрос на ресурсы и факторы его определяющие
21

3 ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ РЫНКА
24
3.1 Экономическое содержание выбора и его критерии
24
3.2 Взаимосвязанность производственных факторов и производственная функция.
25
3.3 Производственные возможности предприятия в краткосрочном и долговременном периодах
27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
36

Работа содержит 1 файл

производство.docx

— 234.92 Кб (Скачать)

Целью рыночного производства является получение прибыли производителем. Если товар или услуга реализуется бесплатно или по экономически необоснованным ценам, например, дешевые распродажи для ветеранов по "социально ориентированным" ценам, то они являются нерыночными. В этом случае должен существовать кто-то, государство или некоммерческая организация, кто возместит непосредственному производителю затраты или разницу между социальными и рыночными ценами. Иногда товары распродаются по низким ценам из-за того, что на них нет спроса. Даже если эти цены и не покрывают реальных затрат производителя, такое производство следует считать рыночным, потому что в принципе эти товары были произведены для того, чтобы получить прибыль.

 

1.3 Общая характеристика  производства

 

 

Производство — деятельность, направленная на преобразование экономических ресурсов, или факторов производства для получения необходимых экономическим субъектам товаров и услуг.

Различают следующие виды производства:

  • Материальное производство — связано с отрасли по производству материальных благ и услуг (Промышленность, сельское хозяйство, строительство)
  • Нематериальное производство — связано с оказанием нематериальных услуг (Здравоохранение, образование)

В процессе производства используются самые разнообразные факторы производства:

  • Природные ресурсы
  • Инвестиционные ресурсы
  • Трудовые ресурсы
  • Предпринимательские способности

Несмотря на все многообразие различных видов производственной деятельности, принято выделять:

  • Заказное производство — производство по индивидуальным заказам, данный вид может быть высокоэффективным даже при малых масштабах, характеризуется высоким спросом на высококвалифицированные трудовые ресурсы.
  • Негибкое массовое производство — производство однородной стандартизированной продукции. При данном виде производства используется, как правило, капиталоемкая технология. Оно может быть эффективным лишь при больших объемах производства.
  • Гибкое массовое производство — объединяет преимущества экономичного массового производства с расширением номенклатуры производимых изделий путем использования различных комбинаций комплектующих.
  • Поточное производство — характеризуется непрерывным потреблением сырья и материалов, и соответственно непрерывным потоком продукции (например нефтепереработка). Наибольшая эффективность достигается при круглосуточной работе 7 дней в неделю, поскольку чем выше степень использования оборудования, тем ниже себестоимость. Как правило это высокоавтоматизированное и капиталоемкое производство, требующее относительно малого использования трудовых ресурсов.

1.4 Эффективность  производства

 

 

Характеризуя производство, необходимо концентрировать внимание не только на видах производимого продукта и объемах производства, но и на технических средствах и технологических  способах производства, от которых  определяющим образом зависят качество производимой продукции, издержки производства, производительность труда.

Организация производства обеспечивает согласованное функционирование всех факторов производства, их пропорциональное количественное соотношение и взаимозаменяемость.

Способ соединения экономических  ресурсов для производства заданного  объема товаров и услуг называется технологией производства.

Факторы производства обладают взаимозаменяемостью. Взаимозаменяемость факторов обусловлена  не только спецификой потребностей и конструкторских особенностей изделия, но и, главным образом, ограниченностью ресурсов, с одной стороны, и эффективностью их использования с другой. Предприниматель выбирает такую технологию производства, при которой дефицитный или сравнительно дорогой фактор используется в меньшей мере.

Критерием выбора той или иной технологии является эффективность производства.

Принято различать экономическую  и технологическую эффективность  производства.

Экономическая эффективность отражает стоимостную зависимость между расходами фирмы на факторы производства и ее доходами.

Способ производства считается  экономически эффективным, если он обеспечивает минимальную альтернативную стоимость  используемых в производстве ресурсов.

Технологическая эффективность характеризует зависимость между используемыми ресурсами и получаемой продукцией в натуральном выражении.

Способ производства будет технологически эффективным, если:

  • произведенный объем продукции является максимально возможными при данном объеме ресурсов
  • не существует другого способа производства заданного объема продукции, при котором использовалось бы меньшее количество хотя бы одного из факторов.

Другими словами технологическая  эффективность конкретного способа  производства оценивается двумя  способами:

  • через максимизацию выпуска при данной комбинации ресурсов;
  • через минимизацию количества ресурсов, обеспечивающих данный объем выпуска.

Процесс принятия фирмой решения относительно выбора технологии осуществляется обычно в три этапа:

  • определение доступных фирме способов производства;
  • выбор из общей массы доступных способов производства нескольких технологически эффективных способов производства;
  • выбор из имеющихся технологически эффективных способов одного экономически эффективного способа.

Очевидно, что изменение цен (на ресурсы и на продукцию фирмы) или других параметров рыночной конъюнктуры  может сделать ранее выбранный  способ производства неэффективным  и наоборот.

 

 

1.5 Предпринимательство  как фактор производства

 

 

Предпринимательство - это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная  отличительная черта которого - свободная  конкуренция. Это специфический фактор производства, во-первых, потому что, в отличие от капитала и земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли.

Современное понимание предпринимательства  сложилось в период становления  и развития капитализма, который  избрал свободное предпринимательство  в качестве основы и источника  своего процветания.

Взгляды классиков явились одним  из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе  лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие, а в предпринимательстве - эксплуататорскую сущность. Лишь много позже на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали его решающее значение для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства - труду, земле, капиталу - четвертый - организацию, а  Й. Шумпетер дал этому фактору  современное его название - предпринимательство  и определил основные функции  предпринимательства:

- создание нового, еще не знакомого  потребителю материального блага  или прежнего блага, но с  новыми качествами;

- введение нового, еще не применявшегося  в данной отрасли промышленности  способа  производства;

- завоевание нового рынка сбыта  или более широкое использование  прежнего;

- использование нового вида  сырья или полуфабрикатов;

- введение новой организации  дела, например, монопольного положения  или, наоборот, преодоление монополии.

Для характеристики предпринимательства  как экономической категории  центральной проблемой является установление его субъектов и  объектов. Субъектами предпринимательства  могут быть, прежде всего, частные  лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская  деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных  между собой договорными отношениями  и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства  выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных  случаях к субъектам предпринимательства  относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким  образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской  деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит  свои ниши в хозяйственной системе.

Объект предпринимательства - наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. "Предприниматели  комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования  уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отрасли с целью создания своей монополии или подрыва чужой" - Й. Шумпетер.

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным  условием является самостоятельность  и независимость хозяйствующих  субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу  к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и  т.д.

Вторым условием предпринимательства - является ответственность за принимаемые  решения, их последствия и связанный  с этим риск. Риск всегда связан с  неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз  не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской  деятельности.

Третье условие предпринимателя - ориентация на достижение коммерческого  успеха, стремление к увеличению прибыли.

Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными  предприятием от продажи товаров, и  расходами, которые  были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорный характер, а выступает в качестве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капитал.

Современные экономисты трактуют прибыль  как вознаграждение за функцию предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства.

Прибыль как разница между полной выручкой и полными издержками имеет  две формы: бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль рассчитывается путем вычета из полученного дохода так называемых внешних, или бухгалтерских, издержек (это денежные расходы фирмы  на сырье, материалы, заработную плату, оборудование и т.д.). Фирма выплачивает  эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей ресурсы  на рынке.

Однако кроме бухгалтерских, явных  издержек существуют и неявные, скрытые  издержки, которые фирма также  должна учитывать при оценке экономических  результатов своей деятельности. Это платежи за ресурсы, которыми владеет и которые использует фирма. Они получили название альтернативных издержек, т.е. издержек упущенных возможностей. Хотя фирма не выплачивает эти  издержки, фактически они существуют, так как при альтернативном использовании  данные ресурсы могли бы принести доход. Поэтому эти скрытые издержки также необходимо вычесть из общего дохода для определения прибыли  фирмы. В этом случае мы получим экономическую (чистую) прибыль.

В условиях совершенной конкуренции, т.е. в статичной экономической  системе, функционирующей по замкнутому кругу, нет места для экономической  прибыли. Предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков, альтернативная стоимость услуг предпринимателя, которая войдет в полные издержки будет платой за его труд по организации и ведению дела. Такой доход - плата за управление в экономической теории получил название нормальной прибыли. Размер этой прибыли определяется доходом, который предприниматель мог бы получать, работая по найму. Это нижняя граница дохода предпринимателя, так как при доходе ниже этого предела предприниматель будет склонен отказаться от своей деятельности и принять наиболее благоприятное для него предложение о работе по найму.

Но вознаграждение фактора предпринимательства  происходит не только из нормальной прибыли, которая входит в экономические  издержки, но и из возможного излишка  дохода, превышающего явные и неявные  издержки, т.е. из экономической прибыли. Эти излишки образуются следующим  образом. Рыночные структуры отличаются определенным несовершенством конкуренции: нехватка информации, концентрация производства в руках немногих фирм, выпуск новых, неизвестных ранее изделий - одним  словом, экономики находится в  состоянии непрерывного развития, динамического  преобразования, что придает ей известную  неопределенность. В основном такое  состояние экономической системы  обусловлено действиями предпринимателей, ищущих свои ниши на рынке и использующих их в своих интересах. Это ведет  к нарушению сложившегося рыночного  равновесия, и на какой-то период одни предприниматели оказываются в  более выгодном положении, чем другие, их конкуренты, и стремятся реализовать  эту выгоду с пользой для себя. Но эта выгода заранее далеко не явная, не очевидная. Предприниматель  всегда идет на риск, когда решает начать какое-то новое дело, осуществить  какие-то инновации, купить чьи-то ценные бумаги, поставить на неизвестный  рынок свою продукцию и т.д. Это  порождает состояние неопределенности, в которой приходится искать правильные решения и т.д.

Информация о работе Производство. Ресурсы и факторы производства